Зеленский, "Слуга Народа 2", художники, авторское право и Netflix
— Штирлиц идёт по коридору. — По какому коридору? — По нашему коридору. — А куда он идёт? — Не знаю. Голос за кадром: Штирлиц шёл к Мюллеру…
Продолжение темы в статье Зеленский, "Слуга Народа 2", художники и авторское право. Часть 2 и в статье Зеленский, "Слуга Народа 2" и художники: МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
Прочитал новость о том, что украинский художник-баталист Артур Орлёнов подал иск к ТОВ «Студія Квартал 95», ТОВ «Телерадіокомпанія «Студія 1+1» и ТОВ «Кіностолиця» о защите авторских прав и выплате компенсации в размере 31 млн. грн.
В иске говорится, что авторское право художника было нарушено ответчиками путем незаконного использования в коммерческих целях картины «Битва под Берестечком» в заставке всех серий телесериала «Слуга Народа 2. От любви до импичмента».
В реестре судебных решений зарегистрирована ухвала Печерского районного суда г. Киева от 21.02.2019 г. об открытии производства по делу № 757/4995/19-ц. Подготовительное судебное заседание назначено на 14.03.2019 года.
Также в реестре имеется ухвала Печерского районного суда г. Киева от 21.02.2019 г. по этому же делу о рассмотрении заявления истца об обеспечении иска. Заявитель с целью обеспечения иска просил суд наложить арест на денежные средства ответчиков в размере: 31 027 500 грн. Это заявление об обеспечении иска оставлено без удовлетворения.
Действительно, в "заставке" (неизменная часть каждой серии, во время которой идут вступительные титры) сериала «Слуга Народа 2. От любви до импичмента» герой Владимира Зеленского – Василий Петрович Голобородько – идёт по коридору, на стене которого висят картины: В.М. Васнецова «Крещение Руси», А.О. Орлёнова «Битва под Берестечком», А.Г. Кулакова «Державотворення» и стилизованная под картину фотография, которая называется “Майдан 18-20 лютого. Як усе було».
Картина В.М. Васнецова «Крещение Руси» (1890г.), хранится в настоящее время в Третьяковской галерее в Москве
Картина А.О. Орлёнова «Битва под Берестечком» (2000г.), выставлена в Запорожском музее на о. Хортица
Картина А.Г. Кулакова «Державотворення» (2001г.), находится в доме Верховной Рады Украины по ул. М. Грушевского, 5
Фотография “Майдан 18-20 лютого. Як усе було»
Надо отметить, что в размещенной на YouTube версии сериала «Слуга Народа 2. От любви до импичмента» картину А.О. Орлёнова «Битва под Берестечком» заменили картиной И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Скриншот из сериала с картиной А.О. Орлёнова «Битва под Берестечком»
Скриншот из сериала с картиной И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург
Подбор картин и очередность их появления в кадре имеют хронологическую последовательность и несут определенную смысловую нагрузку: от Крещения Руси (988), – к поражению козацко-крымского войска от польско-литовской армии под Берестечком (1651), потом – к внесению украинского флага после голосования за независимость Украины (24.08.1991) и, наконец, – к Революции Достоинства (2014).
С точки зрения авторского права не важно, какое произведение используется в фильме. Будет ли звучать какая-то мелодия (если конечно она не специально создана для фильма) или будет показана картина.
В любом случае надо получить разрешение у автора на использование (воспроизведение) его произведения в фильме. Также надо получить разрешение у автора на распространение воспроизведенного в фильме произведения и на публичное представление, исполнение и сообщение по проводам для всеобщего сведения воспроизведенного в фильме произведения (ст.14 Бернской конвенции).
Кроме имущественных прав автору также принадлежат личные неимущественные права. Личные неимущественные авторские права неотчуждаемы и охраняются бессрочно.
Одно из личных неимущественных прав автора – право требовать указания имени автора при любом публичном использовании произведения.
Кстати, в заключительных титрах сериала «Слуга Народа 2. От любви до импичмента» нашлось место всем (даже юристам), но, по какой-то причине, забыли указать имена авторов указанных картин. Имена художников, картины которых используются в сериале, необходимо было указать в титрах, тем более что практическая возможность для этого была.
Таким образом, нарушены не только имущественные, но и личные неимущественные права авторов.
Автор одной из использованных в сериале картин – «Крещение Руси» – Виктор Михайлович Васнецов умер 23 июля 1926 года в Москве, СССР.
Поскольку срок действия авторского права (70 лет после смерти автора) на произведения В.М. Васнецова закончился, то его произведения перешли в общественное достояние.
Это значит, что такие произведения можно использовать свободно, без выплаты авторского вознаграждения, но при условии соблюдения личных неимущественных прав автора.
Еще одним личным неимущественным правом автора является противодействие любому посягательству на произведение, которое может повредить чести и репутации автора.
Если автор умер, обязанность противодействовать посягательству на произведение, которое может повредить чести и репутации автора лежит на наследниках автора. Это же касается и права на авторство – права требовать указания имени автора при любом публичном использовании произведения.
Одним словом, только наследники могут решить, является ли включение картины В.М. Васнецова «Крещение Руси» в сериал «Слуга Народа 2. От любви до импичмента» посягательством, наносящим вред чести и репутации автора.
Кстати, решение создателей о замене в сериале картины А.О. Орлёнова «Битва под Берестечком» на картину И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которое на первый взгляд кажется выходом из ситуации, поскольку картины И.Е. Репина перешли в общественное достояние (Илья Ефимович Репин умер 29 сентября 1930), имеет те же требования по соблюдению личных неимущественных прав автора, которые нужно согласовывать с наследниками художника.
Очевидно, если с автором картины «Державотворення» Алексеем Геннадиевичем Кулаковым еще не договорились полюбовно относительно отступного за использование его картины в сериале «Слуга Народа 2. От любви до импичмента», то мы будем свидетелями продолжения судебного сериала "Художники против Зеленского и Ко".
Что касается четвертой картины, которая на самом деле является фотографией, то, думаю, ее автор тоже скоро найдется и предъявит претензии за противоправное использование его произведения в сериале «Слуга Народа 2. От любви до импичмента».
Не исключено, что наследники В.М. Васнецова и наследники И.Е. Репина также обратятся в суд в связи с нарушениями личных неимущественных прав художников.
Первый сезон сериала «Слуга Народа» доступен на онлайн-платформе Netflix. Споры с обладателями прав на произведения, которые вошли в сериал, заблокируют размещение второго сезона сериала в библиотеке Netflix, поскольку правообладатель обязан дать гарантии "чистоты" авторских прав на сериал, в том числе гарантии отсутствия претензий третьих лиц. Судебный процесс по иску А.О. Орлёнова к создателям сериала означает наличие таких претензий.
Подробнее о таких гарантиях в статье "Запевнення та гарантії ("Representations and Warranties") в авторських договорах".
Если бы сериал «Слуга Народа 2. От любви до импичмента» был доступен в настоящее время на Netflix, то к Netflix также можно было бы предъявить претензии, поскольку Netflix публично использует произведения, размещенные на онлайн-платформе.
Продолжение темы в статье Зеленский, "Слуга Народа 2", художники и авторское право. Часть 2
- Строк нарахування 3 % річних від суми позики Євген Морозов 09:52
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов вчора о 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак вчора о 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін 21.11.2024 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз 21.11.2024 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов 21.11.2024 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 23180
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21293
-
Мінекономіки пояснило, як отримати 1000 грн єПідтримки, і порадило задонатити їх на ЗСУ
Фінанси 9748
-
Курс євро впав на 47 копійок: Який курс долара НБУ зафіксував на понеділок
Фінанси 8862
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7730