Телевизионное интервью: авторские и смежные права журналиста
В статье рассматривается правовая природа телеинтервью; создание телеинтервью; создание исполнения телеинтервью; объем прав соавторов телеинтервью; права, необходимые для использования интервью
Закон Украины "Про авторське право і суміжні права" (ЗУАиСП) называет лицо, которое взяло интервью и лицо, которое дало интервью – соавторами интервью (ч.3 ст.13).
Соавторами являются лица, совместным творческим трудом которых создано произведение (ч.1 ст.13 ЗУАиСП).
Соответственно интервью является произведением (объект авторского права).
Телевизионное интервью (телеинтервью) является частным случаем интервью (см. п.23 Постанови Пленуму Верховного Суду України від 04.06.2010р. № 5).
В результате проведения телеинтервью возникает объект смежного права – исполнение (п. "а" ст.35 ЗУАиСП).
Смежное право на исполнение возникает вследствие факта исполнения произведения, для его возникновения и осуществления не требуется никаких формальностей (ч.2 и ч.3 ст.37 ЗУАиСП).
Таким образом, телеинтервью имеет двойную природу – произведение (объект авторского права) и исполнение этого произведения (объект смежного права).
То есть, в результате телеинтервью у интервьюера и интервьюируемого возникают совместное авторское право на произведение (интервью) и – совместное смежное право на исполнение произведения (интервью).
Субъектами смежного права (исполнители) в телеинтервью выступают интервьюер и интервьюируемый.
Условием для осуществления прав исполнителей является необходимость соблюдения прав авторов исполняемых произведений (ч.2 ст.36 ЗУАиСП). Поскольку в телеинтервью авторами и исполнителями телеинтервью являются одни и те же лица, то проблем с получением разрешения на исполнение интервью у журналиста возникнуть не должно. Исключением является ситуация, когда автор интервью и его исполнитель – разные лица. Как пример можно привести "протокольное интервью", в котором журналист задает заранее согласованные вопросы, автором которых журналист не является.
Множественность лиц на стороне интервьюера и/или интервьюируемого
Закон описывает ситуацию, в которой соавторами интервью являются лицо, которое дает интервью, и лицо, которое берет интервью.
Возникает вопрос: возможна ли множественность лиц на стороне интервьюера и/или на стороне интервьюируемого?
1. Может ли несколько лиц (журналистов) брать интервью у одного лица?
Вопросы для интервью вполне могут быть созданы совместным творческим трудом нескольких журналистов. В таком случае это будет интервью.
Как пример можно привести телеинтервью Премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, которое взяли журналисты Томас Колесниченко, Владимир Симонов, Борис Калягин (31.03.1987г.).
2. Может ли несколько лиц давать интервью одному лицу (журналисту)?
Если ответы в интервью созданы совместным творческим трудом нескольких лиц, то это будет интервью.
3. Может ли несколько лиц (журналистов) брать интервью у нескольких лиц, дающих интервью?
При условии, что и вопросы, и ответы будут создаваться совместным творческим трудом, это будет также интервью.
А вот пресс-конференция не будет являться интервью, поскольку на стороне задающих вопросы обычно находятся лица, действия которых не являются совместными, что необходимо для соавторства в интервью.
Создание интервью журналистом, состоящим в штате телеканала
Обычно журналист, который берет интервью, находится в трудовых отношениях с телеканалом (состоит в штате).
Имущественные права интеллектуальной собственности на произведение, созданное в связи с исполнением трудового договора по общему правилу принадлежат работнику и работодателю совместно, если иное не установлено договором (ч.3 ст.440 Цивільного кодексу України; также см. п.24 Постанови Пленуму Верховного Суду України від 04.06.2010р. № 5).
Это же касается и исполнения интервью (объект смежного права), созданного в связи с выполнением трудовых обязанностей (ч.2 ст.429 ЦК).
Если в договоре телеканала с журналистом отдельно не предусмотрено, что права на созданные им произведения (объект авторского права), а также права на созданные им исполнения (объект смежного права) переходят к телеканалу, то имущественные права на ту часть интервью и ту часть исполнения интервью, которая создана журналистом, будут принадлежать телеканалу и журналисту совместно.
Права же на другую часть интервью и исполнение интервью будут принадлежать интервьюируемому.
То есть, телеканалу и журналисту будут принадлежать по ¼ прав на произведение и на исполнение, а интервьюируемому – ½.
Если же в договоре телеканала с журналистом будет предусмотрено, что права на созданные журналистом произведения (объект авторского права), и права на созданные журналистом исполнения (объект смежного права) переходят к телеканалу, то правообладателями имущественных авторского и смежных прав на интервью и исполнение будут телеканал и интервьюируемый совместно.
У журналиста в таком случае останется только личное неимущественное право на созданное им в соавторстве произведение (интервью) и личное неимущественное право на созданное им совместно исполнение интервью.
Личные неимущественные авторские права журналиста
Журналист имеет личное неимущественное право автора на указание своего имени при любом публичном использовании интервью. Автор также имеет право на запрет указания своего имени, если желает остаться анонимным, хотя, в случае телеинтервью такое право едва ли найдет применение. Также автор имеет право на указание псевдонима вместо настоящего имени.
Кроме этого журналист вправе требовать сохранения целостности интервью и противодействовать любому извращению, искажению или иному изменению интервью или любому другому посягательству на интервью, которое может повредить чести и репутации журналиста (ч.1 ст.14 ЗУАиСП).
Личные неимущественные права автора являются неотчуждаемыми (ч.2 ст.14 ЗУАиСП) и охраняются бессрочно (ч.10 ст.28 ЗУАиСП), в отличие от имущественного авторского права, которое действует на протяжении жизни автора и 70 лет после его смерти (ч.2 ст.28 ЗУАиСП). Имущественное авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует на протяжении жизни соавторов и 70 лет после смерти последнего соавтора (ч.4 ст.28 ЗУАиСП). Личные неимущественные права автора не наследуются (ч.1 ст.29 ЗУАиСП), но наследники имеют право защищать авторство на произведение и противодействовать извращению, искажению или иному изменению произведения или любому другому посягательству на произведение, которое может повредить чести и репутации автора (ч.2 ст.29 ЗУАиСП).
Личные неимущественные смежные права журналиста
Как исполнитель интервью журналист имеет личное неимущественное право исполнителя на указание своего имени при каждой записи или исполнении интервью (в случае, если это возможно). Также журналист имеет право требовать надлежащего качества записи созданного им исполнения интервью и противодействовать любому извращению, искажению или другому существенному изменению, которое может причинить вред чести и репутации журналиста (ч.1 ст.38 ЗУАиСП).
Личные неимущественные права исполнителя являются неотчуждаемыми (ч.4 ст.423 ЦК). Личные неимущественные права исполнителя охраняются бессрочно, а имущественные права исполнителя охраняются на протяжении 50 лет с даты первой записи исполнения (ч.1 ст.44 ЗУАиСП).
Создание интервью журналистом по договору заказа
Если журналист не находится в трудовых отношениях с телеканалом, а создает интервью по заказу телеканала, то имущественные авторские права на часть интервью, созданное творческим трудом журналиста будут принадлежать телеканалу (заказчик), если иное не предусмотрено договором (ч.4 ст.440 ЦК). Имущественные смежные права на часть созданного журналистом исполнения интервью будут принадлежать телеканалу (заказчик) и журналисту совместно, если иное не предусмотрено договором (ч.2 ст.430 ЦК).
Создание интервью журналистом самостоятельно
Если журналист создал интервью самостоятельно, то права на использование такого интервью приобретаются у журналиста либо на основании договора о передаче исключительных авторских прав на интервью (в части созданной журналистом) и исключительных смежных прав на исполнение (в части, созданной журналистом), либо на основе лицензионного договора на использование интервью и использование исполнения. Договоры заключается с обоими соавторами.
Авторские права на интервью
Право опубликования интервью
По общему правилу право опубликования принадлежит всем соавторам (абз.4 ч.1 ст.13 ЗУАиСП).
Если произведение, созданное в соавторстве, образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не может без достаточных оснований отказать другим в разрешении на опубликование, иное использование или изменение произведения (абз.5 ч.1 ст.13 ЗУАиСП).
Никто не имеет права опубликовать произведение без согласия автора (ч.3 ст.442 ЦК).
"Опубликование записи интервью допускается только с согласия лица, давшего интервью" (абз.2 ч.3 ст.13 ЗУАиСП).
Согласие на опубликование (выпуск в оборот) записи интервью должно быть дано интервьюируемым в письменной форме под страхом ничтожности (ч.2 ст.1107 ЦК).
Очевидно, если интервью идет без записи – в прямом эфире, то согласие лица, давшего интервью, презюмируется.
Право на публичное сообщение интервью
Телеинтервью может быть транслировано в прямом эфире или же в записи.
Трансляция произведения является публичным сообщением.
Право на публичное сообщение – исключительное право автора (п.2 ч.3 ст.15 ЗУАиСП).
Поэтому разрешение на такой вид использования должно быть получено телеканалом у журналиста и интервьюируемого, как соавторов произведения (интервью). Если же в силу договора телеканала с журналистом права на созданные журналистом произведения (объект авторского права) переходят к телеканалу, то такое разрешение нужно получить только у интервьюируемого.
Право на запись интервью
Если интервью, прежде чем быть выпущенным в эфир, будет записано, то необходимо также получить разрешение на воспроизведение (відтворення). Право на воспроизведение является исключительным правом автора (п.1 ч.3 ст.15 ЗУАиСП).
Право на ретрансляцию интервью
Если предполагается ретрансляция телепередачи, содержащей интервью, то желательно получить также разрешение на повторное публичное сообщение в эфир или по кабелю.
Право на размещение интервью в Интернете
Если интервью будет размещено в Интернете (на сайте телеканала), то нужно получить разрешение на такое использование. Право на представление произведения к всеобщему сведению публики таким образом, что ее представители могут осуществить доступ к произведению с любого места и в любое время по их собственному выбору является исключительным правом автора (п.9 ч.3 ст.15 ЗУАиСП).
Смежные право на исполнение интервью
Право на прямой эфир незафиксированного исполнения интервью
В случае прямого эфира телепередачи, содержащей интервью, необходимо получить разрешение на публичное сообщение незафиксированного исполнения (прямой эфир) интервью.
Право на публичное сообщение незафиксированного исполнения (прямой эфир) является исключительным правом исполнителя (п. "а" ч.1 ст.39 ЗУАиСП).
Право на запись исполнения интервью
Если исполнение интервью, прежде чем быть выпущенным в эфир, будет записано, то необходимо получить разрешение на запись (фиксацию) исполнения во время его осуществления. Право на запись (фиксацию) исполнения во время его осуществления является исключительным правом исполнителя (п.2 ч.1 ст.453 ЦК).
Право на размещение исполнения интервью в Интернете
Если исполнение интервью будет размещено в Интернете (на сайте телеканала), то нужно получить разрешение у исполнителя. Право на обеспечение средствами связи возможности доступа любого лица к записанному исполнению с места и во время, избранных им является исключительным правом исполнителя (п.6 ч.1 ст.453 ЦК).
Поскольку права на исполнение интервью принадлежат совместно интервьюеру и интервьюируемому, то получать разрешения на использование исполнения интервью нужно у них обоих.
Про гонорар журналиста за создание и за использование интервью
Телеканал и другие лица, которые используют интервью, исполнение интервью, обязаны выплачивать вознаграждение за создание, за использование и за переход прав на интервью (объект авторского права), а также за создание, за использование и за переход прав на исполнение интервью (объект смежного права) (ч.3 ст.16 ЗУАиСП).
Вознаграждение за использование произведения принадлежит соавторам в равных долях, если в соглашении между ними не предусматривается иное (ч.4 ст.13 ЗУАиСП).
Иными словами, вознаграждение за использование интервью (объект авторского права) должно быть уплачено, как журналисту, так и лицу, которое дало интервью.
В равной мере это касается и вознаграждения за использование исполнения интервью (объект смежного права).
Вознаграждение должно быть уплачено как за создание, так и за каждый вид использования, которым будут использованы интервью и исполнение интервью.
Относительно лиц, создавших произведения в порядке выполнения трудового договора, Верховный Суд Украины в пункте 25 Постанови Пленуму ВСУ від 04.06.2010р. № 5) отметил следующее:
"Выплата работнику заработной платы не является тождественной выплате ему авторского вознаграждения за созданное произведение в связи с выполнением трудового договора, поскольку заработная плата – это вознаграждение за выполненную работу в зависимости от определенных условий, а авторское вознаграждение - это все виды вознаграждений или компенсаций, выплачиваемые авторам за использование их произведений, охраняемых в пределах, установленных авторским правом. В случае, когда между сторонами не достигнуто согласия относительно размера авторского вознаграждения, суды при исчислении такого вознаграждения должны руководствоваться положениями постановления Кабинета Министров Украины от 18 января 2003 года № 72 "Об утверждении минимальных ставок вознаграждения (роялти) за использование объектов авторского права и смежных прав"."
- Успіх компанії залежить від ефективності кожного працівника Катерина Мілютенко вчора о 23:55
- Поділу доходів отриманих другим із подружжя від зайняття підприємницькою діяльністю Євген Морозов вчора о 20:34
- Скасування повідомлення про підготовчі роботи: юридичні аспекти Павло Васильєв вчора о 17:22
- Судова практика: сервітут без переговорів – шлях до відмови в позові Світлана Приймак вчора о 16:11
- Доцільність залучення експерта у виконавчому провадженні Дмитро Зенкін вчора о 13:14
- 2025. Рік економічного відновлення, репатріації та інтеграції військових. Чи буде так? Сергій Лабазюк вчора о 11:43
- Розпорядження майном "цивільного подружжя" при поділі спільного сумісного майна Євген Морозов 22.12.2024 20:34
- JIT – концепція, час якої настав Наталія Качан 22.12.2024 19:43
- Оновлення законодавства про захист персональних даних: GDPR в законопроєкті 8153 Анастасія Полтавцева 21.12.2024 18:47
- Податкова біполярність або коли виграв справу, але неправильно Євген Власов 21.12.2024 16:35
- Встановлення факту спільного проживання «цивільного подружжя» при поділі майна Євген Морозов 21.12.2024 10:52
- Когнітивка від Psymetrics – прогнозований бар’єр для Вищого антикорупційного суду Лариса Гольник 21.12.2024 09:26
- Топ-3 проєктів протидії фінансовому шахрайству у 2024 році Артем Ковбель 20.12.2024 23:10
- Как снять арест с карты: советы для должников ЖКХ Віра Тарасенко 20.12.2024 21:40
- Кейс нотаріальної фальсифікації в Україні: кримінал, зловживання довірою й порушення етики Світлана Приймак 20.12.2024 16:40
- Україна сировинний придаток, тепер офіційно? 1396
- Когнітивка від Psymetrics – прогнозований бар’єр для Вищого антикорупційного суду 683
- Правова стратегія для захисту інтересів дитини у суді 567
- Вчимося та вчимо дітей: мотивація та управління часом 316
- 2025. Рік економічного відновлення, репатріації та інтеграції військових. Чи буде так? 198
-
В Україні рекордно подорожчав часник
Бізнес 8094
-
Укренерго дало команду на екстрені відключення світла: причина
оновлено Бізнес 3562
-
"Особливі буряти" Путіна. Як солдати КНДР воюють проти України: ексклюзивні подробиці
3122
-
Королі савани, небезпечний Крейвен і поїздка, з якої немає вороття: три кіноновинки тижня
Життя 2703
-
"Ми повинні потримати цю штуку ще трохи". Трамп виступив проти заборони TikTok в США
Бізнес 2532