Роялти за вкус и запах курицы, которую съела Лилу Даллас
О том, как в 2263 году собиралось авторское вознаграждение за использование вкуса и запаха
Один из самых запоминающихся моментов кинофильма "Пятый элемент" (Fifth Element, 1997), сцена, в которой Лилу (в исполнении Миллы Йовович, Milla Jovovich), насыпает в тарелку пищевые гранулы (в сценарии – "capsules"), после чего ставит тарелку в прибор, похожий на "микроволновку", закрывает дверцу, нажимает на кнопку и через секунду достает тарелку, на которой лежит приготовленная курица, причем даже со специями и гарниром ("exotic vegetables").
Не вдаваясь в технические детали, хочется обсудить авторско-правовую сторону вопроса.
В предыдущей статье, обсуждая возможность защиты авторским правом вкуса, было приведено решение Европейского Суда Справедливости по делу № C‑310/17, в котором Суд указал, что вкус пищевого продукта не защищается авторским правом. При этом Суд сделал оговорку, о том, что при нынешнем состоянии научного развития техническими средствами невозможно добиться точной и объективной идентификации вкуса пищевого продукта, позволяющего отличать его от вкуса других продуктов того же типа.
Иными словами, как только появится техническая возможность идентифицировать вкус, тогда и возникнут условия для авторско-правовой охраны вкуса.
Как видно, в 2263 году техническая возможность идентификации вкуса и запаха уже имеется – "микроволновка" воспроизводит именно тот вкус и запах, который зафиксирован в пищевых гранулах.
То есть, это не просто использование вкусового концентрата, а воспроизведение зафиксированной в пищевых гранулах (матрица) информации о жареной курице с гарниром, а также вкусового и обонятельного произведений, в другой форме выражения – форме материального объекта (жареная курица с гарниром), в котором воплощены вкусовое и обонятельное произведения.
![]() | ![]() |
Скриншот из к/ф "Пятый элемент" (кликабельно) |
Естественно, возникает вопрос, каким образом собирать авторское вознаграждение за воспроизведение объектов авторского права – вкусовых (густаторных, от лат. gustatorius) произведений и обонятельных (ольфакторных, от лат. olfactorius) произведений при изготовлении продуктов питания в домашних условиях.
Право традиционно, поэтому законодатель для урегулирования новых отношений прежде посмотрит на существующие конструкции, регулирующие подобные или схожие отношения. Да и про принцип "бритвы Оккама" не стоит забывать.
Ситуация воспроизведения вкусовых и обонятельных произведений в личных целях очень похожа на домашнее копирование фонограмм и аудиовизуальных произведений.
В таких случаях авторское вознаграждение правообладателям выплачивается изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.
Сбор такого вознаграждения осуществляется аккредитованной организацией коллективного управления.
Скорее всего, сбор вознаграждения за домашнее копирование вкуса и запаха уже уплатил производитель "микроволновки" или импортер (если конечно в Объединенных федеративных территориях в 2263 году еще сохранятся границы государств).
"Микроволновка" такая – штука, судя по всему, не из дешевых.
У священника Вито Корнелиуса (в исполнении Иэна Холма, Ian Holm) такая "микроволновка" есть, а вот у таксиста и бывшего майора спецназа Корбена Далласа (в исполнении Брюса Уи́ллиса, Bruce Willis), похоже, что – нет.
По крайней мере, на видео реконструкции квартиры Корбена Далласа такой "микроволновки" не видно.
Нельзя исключать и альтернативный вариант сбора вознаграждения за домашнее копирование вкуса и запаха – непосредственно с пользователей "микроволновок". В таком случае "микроволновка" должна запоминать все приготовленные блюда, а организация коллективного управления должна каким-то образом получать доступ к такой информации.
Скорее всего, нормально функционирующая "микроволновка" сама отсылает отчет на сервер организации коллективного управления. Но эту функцию умельцы могут и заблокировать. Помните, как во время погони за такси Корбена был заблокирован сканер полицейской машины.
На такой случай в организации коллективного управления должны быть инспектора по вопросам интеллектуальной собственности, которые будут узнавать, есть ли "микроволновка" в квартире. Но как такой инспектор может попасть в квартиру?
Вот тут то и вспоминается незадачливый грабитель в шляпе с фотографией (в исполнении Матьё Кассовица, Mathieu Kassovitz), который пришел 18 марта, якобы грабить Корбена Далласа. У грабителя был Z140 – "облегченный титан с нейропрерывателем – опасное оружие", по словам Корбена Далласа, являющегося экспертом по всем видам оружия ("an expert in the use of all weapons"). И незадачливый грабитель даже не знал, как пользоваться этим Z140.
![]() |
Скриншот из к/ф "Пятый элемент" |
А может это был вовсе не грабитель, а инспектор по вопросам интеллектуальной собственности, который под видом ограбления приходил узнать, нет ли у Корбена Далласа "микроволновки".
С домашним копированием вкуса и запаха вроде все более-менее понятно, а как с воспроизведением вкусовых и обонятельных произведений в коммерческих целях.
Иными словами, должен ли платить роялти хозяин летающей тайской закусочной и любитель философии мистер Ким (в исполнении Кима Чана, Kim Chan), тот, который сказал Корбену, что "очень правильное дело – видеть хорошее в дурном!".
![]() |
Скриншот из к/ф "Пятый элемент" |
Скорее всего, за мистером Кимом гоняется другая организация коллективного управления, та, которая аккредитована на сбор вознаграждения за публичное использование произведений запаха и вкуса, зафиксированных в пищевых гранулах, выпущенных в коммерческих целях.
Подобно тем организациям коллективного управления, которые в наше время собирают авторское вознаграждение за публичное исполнение фонограмм и музыкальных произведений в кафе.
![]() |
Скриншот из к/ф "Пятый элемент" |
- Стамбул 2.0 Василь Мокан 17:37
- Як NIS2 змінить правила гри для енерготрейдерів: кібербезпека як нова реальність Ростислав Никітенко 14:03
- Післявоєнна відбудова: вікна можливостей і як ними скористатися Дмитро Соболєв 12:54
- Реальні потреби та гранти: Як краще адаптувати допомогу до змін Юлія Конотопцева 12:13
- Розлучення без згоди іншого з подружжя: коли це можливо? Альона Пагер 08:50
- Лідерство розгортання: коли стратегія виходить за межі кабінету Жанна Кудрицька вчора о 19:06
- Як навчитися ухвалювати рішення на перемовинах? Розглядаємо на прикладі покеру Владислав Пʼявка вчора о 14:57
- Встигнути до штормів: чи готові інвестори до українських податкових гірок? Сергій Дзіс вчора о 10:40
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека Ігор Шевцов вчора о 08:54
- "Справедливість" судді Канигіної Лариса Гольник 12.05.2025 18:43
- Нові правила для енергонакопичувачів: як зміняться контракти через кіберризики з 2025 Ростислав Никітенко 12.05.2025 15:01
- Як довести вину стоматолога у суді: практика відшкодування шкоди за неякісне лікування Артур Кір’яков 12.05.2025 13:59
- Форензик як інструмент захисту, діагностики та зростання бізнесу в умовах ризиків Артем Ковбель 12.05.2025 03:29
- Вбивчі цифри: як звички й випадки скорочують життя Христина Кухарук 11.05.2025 13:54
- Відповідальна особа з питань захисту персональних даних: новий гравець у структурі бізнесу Анастасія Полтавцева 10.05.2025 14:43
-
Угорщина готується до війни? Що стоїть за "шпигунами Орбана" на Закарпатті
45476
-
"ЗСУ знищили російську армію. Путін будував її 10 років", – генерал армії США Дуґлас Лют
22863
-
На стамбульській розтяжці – як Путін нарешті змушений зіткнутися з реальністю
Думка 16348
-
Підготовка піхотинців: державна некомпетентність і приватна ініціатива
Думка 12883
-
Держава і бізнес: партнерство краще за протистояння
Думка 11056