До тех пор, пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми [1, 136].

Только после придания произведению объективной формы это произведение становится объектом авторского права.

Как образно выразился В. Я. Ионас: "произведение творчества может стать объектом авторского права лишь при том условии, если оно покинуло душевный мир автора и приняло объективную форму, доступную для восприятия людей" [2, 70].

Автор самостоятельно выбирает, какую объективную форму придать своему произведению, находящемуся в его сознании, чтобы оно стало доступно другим людям.

Так, автор литературного произведения может рассказать его и тогда оно будет услышано. Или же автор может записать его и тогда оно будет прочитано. Автор также может записать его при помощи рельефно-точечного шрифта (шрифт Брайля – для использования слепыми и слабовидящими) и тогда его литературное произведение будет воспринято на ощупь.

Делия Липцик в определении понятия произведения одним из признаков называет "облечение в доступную для восприятия форму" [3, 54].

Далее Д. Липцик отмечает, что для охраны авторского права на произведение не имеет значения форма выражения произведения (письменная или устная), не имеет значения и форма распространения или сообщения произведения для всеобщего сведения [3, 59].

Следует различать: (1) объективную форму произведения (доступная для восприятия форма); (2) форму выражения произведения; и (3) форму распространения произведения.

Придание произведению его автором объективной формы означает доступность такого произведения для восприятия людьми.

Люди воспринимают окружающий мир посредством пяти основных органов чувств: (1) уши (слух); (2) глаза (зрение); (3) кожа (осязание); (4) нос (обоняние); (5) язык (вкус).

Еще Аристотель в трактате «О душе» указал на пять основных органов чувств. Иногда пять основных чувств подразделяют на большее количество чувств, иногда добавляются чувства, возникающие в результате восприятия и переработки информации из внутренней среды организма, но на количество человеческих органов, посредством которых человек воспринимает информацию из внешней среды (об окружающем мире), это не влияет.

Поскольку для целей настоящей статьи имеет значение исключительно восприятие информации человеком из внешней среды, в этой статье мы будем придерживаться точки зрения восприятия человеком окружающего мира посредством пяти основных органов чувств.

Органы слуха
При помощи органов слуха человек способен воспринимать звуковые волны с частотой от 16-20 Гц до 20 000 Гц. [4].

Органы зрения
При помощи органов зрения человек воспринимает световые волны с длиной волны в промежутке от 380 до 740 нанометров. В этом диапазоне излучение с различной длиной волны будет восприниматься глазом как свет разного цвета.
Для того чтобы глаз человека увидел какой-либо предмет, нужно, чтобы свет сначала попал на этот предмет, а уже затем на сетчатку. Мы видим предметы, потому что они отражают свет, и этот отражённый свет, пройдя через зрачок и хрусталик, попадает на сетчатку. Свет, поглощённый предметом, глаз, естественно, увидеть не может. Сажа, например, поглощает почти всё излучение и кажется нам чёрной. Снег, напротив, равномерно отражает почти весь падающий на него свет и потому выглядит белым. Если солнечный свет упадёт на выкрашенную синей краской стену, от неё отразятся только синие лучи, а остальные будут поглощены. Поэтому мы и воспринимаем цвет стены как синий, ведь у поглощённых лучей просто нет шанса попасть на сетчатку глаза [5].

Органы осязания
Посредством органов осязания человек воспринимает прикосновения.

Органы вкуса
При помощи рецепторов вкуса, расположенных на вкусовых луковицах (или почках) языка, а также задней стенке глотки, мягкого неба, миндалины, надгортанника, человек воспринимает вкусы. Основные вкусы: сладкий, соленый, кислый, горький и "умами" (японское слово, означающее вкус глутамата натрия) [6].
Действующие молекулы вещества находятся в растворе, который контактирует с рецептором вкуса.

Органы обоняния
Обонятельный орган у человека представлен эпителиоподобной выстилкой. Обонятельным органом является только верхняя часть носовой полости.
При вдохе через нос воздух вместе с молекулами пахучего вещества (называемого обонятельным стимулом или одорантом) проходит в каждой из двух носовых полостей. Здесь воздух очищается от пыли, увлажняется и нагревается. Затем часть воздуха поступает в расположенную в верхней задней зоне канала обонятельную область, имеющую вид щели, покрытой обонятельным эпителием [7].

В зависимости от органа чувств, посредством которого человек получает информацию об окружающем мире, такая информация может восприниматься: аудиально (через органы слуха), визуально (через органы зрения), тактильно (через органы ощущения), ольфакторно (через органы обоняния) и густаторно (через органы вкуса).

Соответственно указанным видам восприятия человеком информации, объективная форма произведения может быть: аудиальная, визуальная, тактильная, ольфакторная и густаторная.

Внешним проявлением аудиальной объективной формы произведения, доступной восприятию человека, будут звуковые волны, воспринимаемые органами слуха.

Внешним проявлением визуальной объективной формы произведения, доступной восприятию человека, будет визуальный образ, отражающий световые волны определенной длины, которые и воспринимаются органами зрения. Хотя глаз человека воспринимает световые волны (электромагнитное излучение), отраженные от объекта, автор, создающий произведение, воспринимаемое органами зрения, создает не световые волны, а визуальный образ, отражающий световые волны определенной длины, которые и воспринимаются органами зрения. Таким образом, внешним проявлением визуальной объективной формы произведения будет визуальный образ.

Внешним проявлением тактильной объективной формы произведения, доступной восприятию человека, будет тактильный / осязательный объект, при касании с которым возникнет ощущение в органах осязания.

Внешним проявлением густаторной объективной формы произведения, доступной восприятию человека, будет молекула вещества, при взаимодействии с раствором которого возникает ощущение вкуса.

Внешним проявлением ольфакторной объективной формы произведения, доступной восприятию человека, будет молекула пахучего вещества, при взаимодействии с которым возникает ощущение запаха.

В зависимости от объективной формы, объекты авторского права можно классифицировать на аудиальные, визуальные, тактильные, ольфакторные, густаторные, а также их сочетания, например, аудиально-визуальные.

Произведения могут восприниматься человеком посредством одного органа чувств, например, литературные произведения, или – посредством нескольких органов чувств, например, аудиовизуальные произведения.

В зависимости от количества органов чувств, посредством которых воспринимается произведение, объекты авторского права можно классифицировать на унарные (от лат. unarius – "единичный") – воспринимаемые одним органом чувств; бинарные (от лат. binarius – "двойной") – воспринимаемые двумя органами чувств; тернарные (от лат. ternarius – "тройной") – воспринимаемые тремя органами чувств; кватернарные (от лат. quaternarius – "четверной") – воспринимаемые четырьмя органами чувств и квинарные (от лат. quinarius – "пятерной") – воспринимаемые пятью органами чувств.

Современному авторскому праву известны только унарные и бинарные объекты авторского права.


Система объектов авторского права состоит из компонентов, сформированных в зависимости от количества органов чувств, посредством которых может быть воспринят объект авторского права (см. таблицу № 1).

Общее количество компонентов системы составляет 31 компонент: 5 – воспринимаемые одним органом чувств (унарные); 10 – воспринимаемые двумя органами чувств (бинарные); 10 – воспринимаемые тремя органами чувств (тернарные); 5 – воспринимаемые четырьмя органами чувств (кватернарные); 1 – воспринимаемый пятью органами чувств (квинарный).


Поименованные законом объекты авторского права в основном являются унарными – воспринимаемыми одним органом чувств – либо органами слуха, либо органами зрения. Единственный случай произведения, воспринимаемого только органами осязания, это литературное произведение, записанное рельефно-точечным шрифтом Брайля – для использования слепыми и слабовидящими (см. таблицу № 2).

Среди унарных произведений два могут иметь несколько объективных форм, в том смысле, что автор имеет выбор между способами доступа к своему произведению для его восприятия разными органами чувств других людей.

Так, музыкальное произведение может восприниматься людьми, как органами зрения (визуальная объективная форма), если оно имеет письменную форму выражения (нотное письмо), так и органами слуха (аудиальная объективная форма), если оно имеет устную форму выражения.

Литературное произведение может восприниматься людьми органами зрения (визуальная объективная форма), в случае письменной (в т.ч. электронной) формы выражения; органами слуха (аудиальная объективная форма), в случае устной формы выражения; органами осязания (тактильная объективная форма), в случае объемно-пространственной формы выражения (рельефно-точечный шрифт Брайля).

Хореографическое произведение при одной объективной форме может иметь разные формы выражения – письменную форму выражения (если оно записано посредством особой техники нотации, например, системы записи движений человеческого тела, разработанной хореографом Р. фон Лабаном) или – танцевальную форму выражения. В обоих случаях хореографическое произведение будет восприниматься через органы зрения и, соответственно, иметь визуальную объективную форму произведения.

Часть объектов авторского права являются бинарными – воспринимаемыми двумя органами чувств.

К таким объектам относятся произведения, имеющие объемно-пространственную форму выражения, воспринимаемые органами зрения и органами осязания (визуально-тактильная объективная форма): скульптуры; произведения декоративно-прикладного искусства и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства [кроме проектов, чертежей и изображений], макеты; пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам.

Также к бинарным произведениям относятся произведения, воспринимаемые органами слуха и органами зрения (аудиально-визуальная объективная форма): аудиовизуальные произведения и театральные постановки.

Некоторые объекты могут быть унарными или бинарными.

Так, аудиовизуальное произведение в зависимости от наличия или отсутствия сопровождения звуком может быть либо бинарным, воспринимаемым органами слуха и органами зрения (аудиально-визуальная объективная форма), либо – унарным, воспринимаемым только органами зрения (визуальная объективная форма), – в случае "немого" кино.

Программа для ЭВМ может быть бинарной или унарной в зависимости от возможности восприятия органами чувств человека результата функционирования ЭВМ на основе такой программы. Результат функционирования ЭВМ на основе прикладной (пользовательской) программы человек воспринимает органами чувств через аудиовизуальные отображения, порождаемые такой программой. Человек не воспринимает органами чувств результат функционирования ЭВМ на основе программ ("системное программное обеспечение"), осуществляющих управление внутренними компонентами компьютера (процессором, оперативной памятью, устройствами ввода/вывода и т.д.), и обеспечивающих их взаимодействие с прикладными (пользовательскими) программами. В случае если результат функционирования ЭВМ не воспринимается органами чувств человека, такую программу человек сможет воспринять только в виде исходного текста.

Программа для ЭВМ будет бинарной, если результат функционирования ЭВМ воспринимается через аудиовизуальные отображения (аудиально-визуальная объективная форма), либо же – унарной, если программа может быть воспринята только в виде исходного текста (визуальная объективная форма).


Изменение объективной формы произведения

Возможно изменение объективной формы произведения, в результате чего такое произведение будет восприниматься другими органами чувств.

Например, у литературного или музыкального произведения, имеющего визуальную объективную форму и воспринимаемого органами зрения (письменная форма выражения), может быть изменена объективная форма восприятия произведения на аудиальную объективную форму, воспринимаемую органами слуха (устная форма выражения). При этом новое произведение не создается.

Лицо, изменившее объективную форму произведения, приобретает правовой статус исполнителя, а созданный им результат его творческого труда будет объектом смежного праваисполнение.

Если визуальная объективная форма литературного произведения будет изменена на тактильную объективную форму (рельефно-точечным шрифтом Брайля), то новое произведение также не создается.

Однако, если литературное произведение, имеющее любую объективную форму, будет переведено на другой язык и при этом не важно, сохранится та же объективная форма или будет изменена, то будет создано новое произведение, хотя и производное от оригинального.

Надо полагать, что правило это касается и перевода литературных произведений на другой язык рельефно-точечным шрифтом Брайля.


Таким образом, изменение объективной формы произведения, которое не влечет изменения вида произведения (унарное, бинарное), не приводит к созданию нового произведения.


Если драматическому (сценарному) произведению, имеющему визуальную объективную форму, будет придана аудиально-визуальная объективная форма, воспринимаемая органами слуха и органами зрения, то будет создано новое произведение – театральная постановка.

Если визуальная объективная форма чертежей архитектурного произведения (изобразительная форма выражения) будет изменена на визуально-тактильную объективную форму (объемно-пространственная форма выражения), то будет создано новое произведение – архитектурное.

Если произведение, имеющее визуально-тактильную объективную форму, например, скульптура (объемно-пространственная форма выражения), будет облечено в визуальную объективную форму, то будет создано новое произведение, например, картина или фотография.


Таким образом, изменение объективной формы произведения, которое также приводит к изменению вида произведения (унарное, бинарное), приводит к созданию нового произведения.


Закон не упоминает произведений, доступных при помощи органов обоняния или вкуса.

Хотя, в различных странах имеют место попытки защитить произведения доступные посредством органов обоняния и органов вкуса.

Так, Первая гражданская палата Кассационного Суда Франции 13.06.2006 в деле № 02-44.718 (Arrêt n° 1006 du 13 juin 2006 Cour de cassation Première chambre civile) [8] по иску создателя аромата духов к ее бывшему работодателю – компании Haarmann & Reimer о компенсации за духи D'une, которые она создала для указанной компании, не признала аромат духов объектом авторского права.

Через три дня – 16.06.2006 – Верховный Суд Нидерландов в деле № C04/327HR по иску Lancôme против Kecofa о копировании запаха духов «Trésor» (ECLI:NL:HR:2006:AU8940) постановил, что духи в принципе могут охраняться авторским правом, если их аромат является оригинальным [9].

Относительно защиты вкуса, как объекта авторского права, можно привести Решение Суда ЕС (European Court of Justice) от 13.11.2018 по делу № C‑310/17 (Levola Hengelo BV v Smilde Foods BV) [10].

Апелляционный суд Арнема-Леувардена (Нидерланды), рассматривая жалобу на решение суда первой инстанции по иску Levola Hengelo BV против Smilde Foods BV о нарушении прав интеллектуальной собственности на вкус пищевого продукта "Heksenkaas" (спред, содержащий сливочный сыр и свежие травы), решил приостановить разбирательство и поставить перед Судом ЕС вопрос: предусматривает ли законодательство ЕС авторско-правовую защиту вкуса пищевого продукта, как интеллектуального творения автора?

Суд ЕС указал, чтобы быть произведением, охраняемым авторским правом, объект должен быть выражен таким образом, чтобы его можно было идентифицировать с достаточной точностью и объективностью, даже если такое выражение не имеет постоянной формы (п. 40). Однако вкус пищевого продукта не может быть определен точно и объективно (п. 42). Кроме того, в нынешнем состоянии научного развития техническими средствами невозможно добиться точной и объективной идентификации вкуса пищевого продукта, что позволяет отличать его от вкуса других продуктов того же типа (п. 43). Отвечая на поставленный вопрос, Суд ЕС указал, что Директиву 2001/29 следует толковать как исключающую защиту авторским правом вкуса пищевого продукта (п. 46).

Хотя Суд ЕС и дал отрицательный ответ, но сделал это с оговоркой о текущем состоянии научного и технического развития.

Иными словами, как только появится техническая возможность идентифицировать вкус, тогда и возникнут условия для авторско-правовой охраны вкуса.

Возможность такая возникнет с появлением устройств, позволяющих передавать вкус на расстояние. Вкус, передаваемый таким устройством, будет полностью идентифицирован. Это же можно отнести и к запаху.

Что касается передачи осязательных ощущений на расстояние, это также вопрос технологий.

Как только появится возможность передачи и восприятия на расстояние запахов, вкусов и осязания, начнут создаваться объекты авторского права, воспринимаемые не только аудиально и визуально, но и остальными чувствами.

А пока что такие объекты ожидают своего часа.


Использованные источники

1. Гражданское право : учебник : в 3 т. Т. 3 / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева [и др.]; под ред. А. П. Сергеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2016.
2. Ионас В. Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М. : Юрид. лит., 1963.
3. Липцик Д. Авторское право и смежные права / Пер. с фр.; предисловие М. Федотова. – М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002.
4. Этинген Л. Чудо-ухо // «Наука и жизнь» №4, 2006. Доступно на: URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/5207/ (дата обращения: 14.06.2020).
5. Белоконева О. Почему мир разноцветный // «Наука и жизнь» №10, 2008. Доступно на: URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/14787/ (дата обращения: 14.06.2020).
6. Сколько чувств у человека? // «Наука и жизнь» №2, 2006. Доступно на: URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/3953/ (дата обращения: 14.06.2020).
7. Майоров В. Восприятие запахов // «Наука и жизнь» №2, 2007. Доступно на: URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/9034/ (дата обращения: 14.06.2020).
8. Сайт кассационного суда Франции.
URL: https://www.courdecassation.fr/jurisprudence_2/premiere_chambre_civile_568/arr_ecirc_8764.html (дата обращения: 14.06.2020).
9. Сайт судебной системы Нидерландов.
URL: https://uitspraken.rechtspraak.nl/inziendocument?id=ECLI:NL:HR:2006:AU8940 (дата обращения: 14.06.2020).
10. Сайт Суда Европейского Союза.
URL: http://curia.europa.eu/juris/document/document.jsf?text=&docid=207682&pageIndex=0&doclang=EN&mode=lst&dir=&occ=first&part=1&cid=1961964 (дата обращения: 14.06.2020).

ПРИМЕЧАНИЯ К ТАБЛИЦЕ № 2:

* Литературному произведению может быть придана (1) устная форма выражения произведения или (2) письменная форма выражения произведения или (3) объемно-пространственная форма выражения произведения (если литературное произведение создано рельефно-точечным шрифтом Брайля – для использования слепыми и слабовидящими).
Соответственно, в первом случае это будет аудиальная объективная форма произведения, во втором, – визуальная объективная форма произведения, а в третьем – тактильная (воспринимаемая на ощупь) объективная форма произведения.

** Хореографическому произведению может быть придана письменная форма выражения произведения (если оно записано посредством особой техники нотации, например, системы записи движений человеческого тела, разработанной хореографом Рудольфом фон Лабаном) или танцевальная форма выражения произведения.
В обоих случаях такое произведение будет восприниматься через органы зрения и, соответственно, иметь визуальную объективную форму произведения.

*** Музыкальному произведению может быть придана (1) письменная форма выражения произведения (если оно записано посредством нот) или (2) устная форма выражения произведения (в виде публичного исполнения).
Соответственно, в первом случае это будет визуальная объективная форма произведения, а, во-втором, – аудиальная объективная форма произведения.

**** Определение аудиовизуального произведения допускает отсутствие звукового сопровождения (т.н. "немое" кино). В случае "немого" кино объективная форма произведения, естественно, будет визуальной (а не аудиально-визуальной), так как звуковое сопровождение отсутствует. В результате аудиовизуальное произведение будет иметь визуальную объективную форму.

***** Программа для ЭВМ по определению – представленная в объективной форме совокупность данных и команд. Совокупность эта предназначена для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата. Не для восприятия человеком, а для функционирования ЭВМ. Человек воспримет определенный результат функционирования ЭВМ, а не саму программу для ЭВМ, как произведение. Результат функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств на основе некоторых программ человек не воспримет органами чувств. Это, так называемое, "системное программное обеспечение" – программы, осуществляющие управление внутренними компонентами компьютера (процессором, оперативной памятью, устройствами ввода/вывода и т.д.) и обеспечивающие их взаимодействие с прикладными (пользовательскими) программами. Программы для ЭВМ можно разделить на две категории: те, которые могут быть восприняты органами чувств человека при функционировании ЭВМ через порождаемые программой аудиовизуальные отображения и те, которые не могут быть восприняты органами чувств человека при функционировании ЭВМ и других компьютерных устройств.
В случае восприятия программы через аудиовизуальные отображения, объективной формой произведения будет аудиально-визуальная, а формой выражения произведения будет электронная.
В случае, если результат функционирования ЭВМ на основе программы не воспринимается органами чувств человека, такую программу человек сможет воспринять только в виде исходного текста. В таком случае объективной формой произведения будет – визуальная, а формой выражения произведения будет письменная форма.
С развитием технологий наверняка появятся компьютерные устройства, результат функционирования которых может быть воспринят человеком не только аудиально или визуально, но также и другими органами чувств.


Текст статьи "Система объектов авторского права" в формате PDF (633 Кб)



Інші статті про авторське право:


А також інші статті: