Гривна: падает, но не сдается
Курс гривны в Украине – больше политика, чем экономика. Сегодня властные институты настойчиво пытаются представить гривну достаточно устойчивой валютой. Но понятно, что это реставрированный внешне фасад с развалинами внутри.
Тем временем экономика работаетвсе хуже и обреченно движется в сторону девальвации гривны. В стране нарушенбаланс товаров и услуг, и растут долги.
Украине, как воздух, необходимывалютные средства для погашения долговых обязательств, для расходов бюджетаи для поддержки гривны. Об этом говорятследующие цифры:
1.Государственный долг (прямой и гарантированный) по данным Минфина – 62 млрд. долларов (эксперты называют вдвоебольшую сумму - 130 млрд. долларов)
2. Дефицитбюджета – 2 млрд.долларов (в соответствии с данным Минфина)
3.Предположительная сумма валюты, которую пожелает купить население в следующемгоду - 10 млрд. долларов
А между тем валюты не хватает. За первое полугодие сальдо внешнейторговли Украины было отрицательным и составило $7,216 млрд. Наша экономиказависима от импорта, который растет и требует притока валюты. А источники еепоступления иссякают. Украина тратитвалюты больше, чем зарабатывает. Основные поставщики валюты: металлургия исельхозпроизводители сокращают объемы, в том числе и в связи с падениеммирового спроса. Кроме того, государство в этом году выплачивает значительныекредиты. Только в июне правительство погасило кредит и проценты в сумме $1,1млрд. и еврооблигации на $600 млн. К сожалению, эти значительные заемныесредства использовались не для развития экономики, а для покрытия дефицитабюджета.
Нехватка валюты давит на гривну.Для улучшения ситуации валюта компенсируется из резервов нацбанка, а гривнаизымается из обращения. НБУ предпринимаетнемало волевых усилий для поддержки гривны, используя валютные интервенции,усиливая валютные ограничения, ужесточая ликвидность. Считается, что такие активные действиясущественно поддерживают курс гривны и девальвации можно не бояться.
Однако в результате таких мер,как предполагают эксперты, резервы Нацбанка к концу года снизятся более чем на7 млрд. долларов и составят около $24 млрд. Немного улучшилась ситуация в июле,благодаря удачному размещению пятилетних евробондов на два миллиарда долларов.
Конечно, изъятие гривны избанковской сферы позволяет стабилизировать валютный рынок и сдерживатьдевальвацию, но временно. А золотовалютные запасы в стране не бесконечны. Нет надежды и на инвесторов. Притокзарубежных инвестиций в Украину просто мизерный, постепенно редеют рядыхрабрецов, готовых вкладывать деньги в нашу экономику. И похоже, что помощи от МВФ мы не дождемся. Абез нее запасы валюты в Украине иссякнут до конца нынешнего года, и гривнаостанется без поддержки.
В такой сложной ситуацииприходится прислушаться к наставлениям МВФ по поводу перехода к гибкомувалютному курсу. Это поможет Украинелучше адаптироваться к изменениям экономических условий, и будет служитьбуфером против внешних потрясений. Но,по-видимому, этому будет предшествовать девальвация гривны до экономическиобоснованного значения.
Переход к гибкому курсу гривныстановится необходимостью дальнейшего развития. Для здоровья экономики гораздоважнее стабильность цен, а не замороженный курс. Государство Украина несет большие потери от применения иностранной валюты как средстварасчетов и накопления. Ведь используя в любых целях иностранные валюты, мыподдерживаем экономику чужих стран. Хуже того, не доверяя своему правительствуи экономическому курсу, мы в основном накапливаем валюту в кубышке, даже непытаясь вкладывать ее хотя бы в банковские депозиты. Не приходится уж говоритьо вложениях в развитие бизнеса. А ведь по оценкам это большие средства – до 70млрд. долларов.
Конечно, прежде чем решительноотпустить курс, желательно как-то разобраться с ценообразованием вжилищно-коммунальной сфере и все-таки ввести единые тарифы, действительнозапустить фондовый рынок.
Если мы не прореагируем натребования реалий и ничего не изменим в курсовой политике, рынок принудительноскорректирует гривну.
Предпочтительней и менееболезненно мягкое снижение курса. При этом особо нужно уделить вниманиеформированию доверия к власти, финансовым организациям и гривне. Ни в коемслучае нельзя допустить паники, когда люди начнут снимать гривневые депозиты искупать валюту. В некотором смысле правительство готовится к этой ситуации.Закон о госгарантиях на кредит Экспортно-импортного банка Китая на 3 млрд.долларов для сельского производства послужит наполнению резервов.
Подстраховать ситуацию приснижении курса можно и такой мерой наполнения бюджета, как введение налога нароскошь для богатых и особо действенным способом - отменой налоговых льгот.
Несмотря на значительные усилиявласти удержать гривну от падения, сформировались объективные условия дляэтого: инфляция, отрицательный платежный баланс, последствия мирового кризиса,возросшие социальные выплаты.
Девальвации гривны вряд лиможно избежать. Корректировка ее курса назрела. Тем более, что правительство не может решить дваважнейших вопроса: снижение цены нароссийский газ, и возобновление кредитования МВФ. Без экономическиобоснованного курса не удастсяподдержать конкурентоспособность экспорта и избавиться от угрожающего дефицитавнешней торговли.
Будем надеяться, что Нацбанк проведет плавное снижение курса вразмере 10-15%. Причем переход к гибкому курсу должен проходить постепенно.Сначала разумно было бы допустить колебания курса в пределах небольшогодиапазона 2 или 3%. Такое мягкое колебание курса в небольших пределах позволитбизнесу планировать своюдеятельность, не приведет к значительнымспекуляциям, а главное не испугает население.
- Лідер (без) інструкції: як керувати командами в епоху ШІ, поколінь зумерів та Alpha Аліна Первушина вчора о 17:56
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? Галина Скіпальська вчора о 16:23
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду Костянтин Рибачковський 02.07.2025 23:43
- Вновь о Гегелевской диалектике и искусственном интеллекте Вільям Задорський 02.07.2025 19:21
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік Анжела Василевська 02.07.2025 19:07
- НеБезМежне право Сергій Чаплян 01.07.2025 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова 01.07.2025 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 01.07.2025 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 01.07.2025 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 01.07.2025 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01.07.2025 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко 30.06.2025 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський 30.06.2025 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков 30.06.2025 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв 30.06.2025 10:51
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 592
- Реформа "турботи" 257
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 246
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 163
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 119
-
Фрукти та овочі покращують якість сну на 16%, кажуть науковці: деталі
Життя 17927
-
Гладка шкіра без зморщок: дев’ять продуктів, які містять велику кількість колагену
Життя 14864
-
Що буде з Україною без зброї США. Три сценарії та нова роль Європи
11451
-
Чому small talk більше не про погоду – і як навчитися бути ввічливим, а не нав’язливим
Життя 9169
-
Росія запустила завод з виробництва патронів для автоматів Калашнікова у Венесуелі
Бізнес 7324