Рынок природного газа: украинский формат 2012 года
Украинский газовый рынок не сможет дальше функционировать по образцу предыдущих 10 лет. Газовый контракт, подписанный 3 года назад, стал проводником в украинский рынок бизнес-стратегии «Газпрома»: исключительно экономические отношения, рыночный принцип обр
Украинский газовый рынок не сможет дальше функционировать по образцу предыдущих 10 лет. Газовый контракт, подписанный 3 года назад, стал проводником в украинский рынок бизнес-стратегии «Газпрома»: исключительно экономические отношения, рыночный принцип образования цены, принцип «бери-плати». Вести эффективную хозяйственную деятельность при субсидировании и дотировании отрасли украинским государственным компаниям не удается. С трудом получается удержать на одном уровне добычу. В свою очередь мы также готовились к изменению структуры сферы поставок энергоресурсов. Однако проект так и остался декларацией на бумаге. Точнее, Закон приняли, однако полная реформа согласно требованиям Закона «Об основах функционирования рынка природного наза» пока так и не состоялась. Без изменения структуры функционирования рынка государственные предприятия и дальше будут продолжать скатываться в долговую яму кредиторской задолженности, усиливая энергозависимость от монопольного поставщика.
Не смотря на то, что многие считают условия договора кабальными для нашей страны и Украина заявляет о покупке меньшего колличества газа – ежегодно это 52 млрд. куб. м. – наша страна обязана выполнять его условия до достижения новых договоренностей. Европейские компании-партнеры «Газпрома» смогли именить свои контракты – немецкие EON, Wingas, Wintershall и Verbundnetz Gas (VNG), итальянские ENI, Edison, PremiumGas, ERG, Sinergie Italiane, австрійськая Econgas, французкая GDF Suez, словацкая SPP, голландская GasTerra. В основном изменения касались уменьшения объемов выкупа газа, обязательства «Газпрома» продавать газ по спотовой цене на 100-150 дол ниже контрактной и постепенный отход от формулы цены на газ. Что касается Украины, то на сегодняшний день Россия настаивает на выполнении действующего контракта. Невыполнение его условий грозит нам штрафными санкциями и ухудшением партнерских отношений с Российской Федерацией. Нужно четко понимать: переговоры с Россией по вопросам ценообразования на природный газ не были никогда простыми. Российский партнер – это очень серьезный партнер, который требует взамен на скидки серьезных преференций для се6я. Мы также не готовы отдать все взамен на газ, поэтому мы и видим сейчас сложный переговорный процесс.
Украине нужна низкая или ниже нынешней цены на газ, так как сейчас природный газ поставляется по европейской цене, а по сравнению с некоторыми странами и выше, однако транспортное плечо на 1200 км ближе к месторождениям российского газа и это уже вопрос к российской стороне. В тоже время Украине есть что предложить российской стороне в плане сотрудничества. Это должны быть взаимовыгодные проекты и не в пользу лишь одного из партнеров.
Перспективы добычи
Снизить зависимость от одного поставщика, а соответственно создать более лояльные условия для переговоров, мы можем путем формирования сбалансированого рынка энергоресурсов. Полностью отказаться от российского импорта мы не сможем, но существует перспектива пополнить корзину энергоресурсов путем поставок сжиженного газа и ресурсами собственной газодобычи. Другого пути нет. Россия четко демонстрирует, что бесплатного или дешевого газа больше не будет.
Одним из актуальных факторов, которые влияют на ценовую политику в газовой отрасли, - это современные технологии, что дают возможность сжижать газ. Следовательно, транспортировка сжиженного газа оказывается значительно дешевле, и транспортировать его можно по всему миру. Начиная с 2002-го года, уже 40 стран используют технологии, которые сжижают газ, потому магистральные газопроводы, а также расходы на их строительство становятся не актуальными для этих стран. Такое развитие газового рынка не предусматривает заключения многолетних контрактов, потому для стран, которые используют эти технологии, цена на газ сегодня не зависит от цены на нефть.
Кроме того, проявляют большой интерес к украинским месторождениям инвесторы, как западные, так и украинские, и российские. У геологической отрасли Украины существуют уже долгий период такие проблемы: отсутствие инвестиций; устаревшее оборудование и технологии; проблемы, связанные с постоянным изменением законодательства. Неурегулированная законодательная база – вот то препятствие, которое заставляет добывающие компании отказаться от рисковых украинских проектов в пользу месторождений в других странах. Порядок выдачи спецразрешений в 2011 году был принят в начале второй половины года. Только к декабрю удалось провести первый и единственный аукцион по выдаче специальных разрешений. В 2012 году аукционов в сфере добычи углеводородов может стать больше, так как условия Порядка продолжают дейстовать и в нынешнем году. На сегодняшний день действительными остаются 463 спецразрешения на геологическую разведку и добычу углеводородов.
Механизм работы государственных компаний устарел и безперспективен с точки зрения ведения и развития бизнеса. Государственная служба геологии и недр Украины проводит сейчас активную работу по налаживанию деловых отношений с крупными мировыми добывающими компаниями. Это правильно, когда украинские недра работают на пользу государства. Однако, нужно понимать, что гораздо больший интерес у инвесторов вызовет возможность продавать добытый ресурс по рыночной цене. И не важно, будет потребителем промышленность, теплогенерирующее предприятие или население. Во всем мире это прибыльный бизнес, но лишь Украина сохраняет социальную функцию газодобывающей отрасли.
Что касается итогов внутреней добычи в 2011 годуы, то особыми успехами прошлый год также не увенчался. «Укргаздобыча» сообщила о введении 65 скважин, что принесло рост всего лишь на 0,5%. Прирост объемов добычи газа показывают чатсные компании. Говоря вцелом, украинские нефтегазодобывающие предприятия в январе-ноябре 2011 года сократили добычу природного газа на 0,4%, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, до 17,6 млрд. куб. м. Тем не менее, геологи перспективу видят.
Ещё одной проблемой являются геологические условия добычи, в частности – на Черноморсокм шельфе. Месторождения нефти и газа залегают слишком глубоко, и без новых буровых к ним не добраться. По сообщению Государственной службы геологии и недр Украины, при закупке Украиной первой буровой установки «Петр Годованец» на протяжении года после запуска буровой удастся увеличить добычу газа на 1 млрд. куб. м.
Новую буровую установку планируют запустить в работу и на Субботинском месторождении. Все шесть морских месторождений, которые ГАО «Черноморнефтегаз» разрабатывает в Черном и Азовском морях, были открыты и освоены с помощью СПБУ «Таврида» и «Сиваш». Эти установки способны работать на глубине моря до 70 м и бурить скважины до 5000 м. СПБУ «Петр Годованец» позволит «Черноморнефтегазу» выйти на глубины до 120 м с бурением скважин до 9000 м.
На новых глубинах, на которых «Черноморнефтегаз» сможет вести работы, в настоящий момент выявлено 11 перспективных структур. Прогнозные ресурсы пяти из них составляют около 70 млрд. куб. м газа, а ресурсы других шести – свыше 70 млн. тонн нефти. Кроме того, появится возможность доразведать действующие месторождения, например морское газоконденсатное месторождение «Штормовое».
Говоря о других перспективных площадях отметим «Львовский бассейн», добычу на котором планируют вести путем создания СП с Eni, которая выкупила компанию Cadogan. СП на сегодняшний день в процессе создания и регистрации. Уже согласован и подписан инвестиционный план. По данным Держгеонадра, проводятся сбор и анализ геологической информации, готовится финансовый план-график. В 1 квартале 2012 планировали начать геологические работы на четырех лицензионных площадях (еще три площадки - в стадии оформления лицензии). Подписан инвестиционный договор с Eni; сумма инвестиций (в подтверждение геологических запасов, а это полтора-два года) составит 95 млн. Это только на геологическое исследование. Но ни о бурения с последующим добычей, ни о строительстве коммуникаций на этом месторождении пока не идет.
Касательно Юзовского и Олеского месторождений, то в конце прошлого Кабинет министров принял решение о подготовке к конкурсу по этим площадям (месторождениями их можно будет назвать после подтверждения запасов). Теперь разрабатываются тендерные условия. Держгеонадра планировали объявить конкурс по изучению Юзовской и Олесской площадь в начале 2012 года. Тендеры планировали объявить пока только на геологическое изучение указанных участков. Ожидается участие таких компаний, заявивших о намерениях выкупить первичную геологическую информацию, как ExxonMobil, Shell, Chevron, Eni, TNK-BP, а также отечественных - ПАО «Укрнафта» и «ДТЭК-Нафтогаз».
Согласно изменениям в Соглашения о разделе продукции, подготовленными Держгеонадра, уже с 2012 года планировали исключить пункт, обязывающий инвесторов продавать 50% добытых природных ископаемых на внутреннем рынке, тем более по регулированным ценам. Это условие негативно влияло на составляющую прибыли в инвестиционных проектах по добыче углеводородов в Украине. Кроме того, законодательно планируют закрепить условие, когда возможные изменения в налогообложении добывающих предприятий не будут распространяться на стороны, заключившие СРП, после даты подписания соглашения о разделе продукции. Это значительно упростит работу инвесторов и повысит доверие к Украине, как ответственного и обязательного землевладельца.
Многие сейчас при сложных перегоорах с «Газпромом» вспомнили про спех США и начали примерять к Украине сценарий по добыче сланцевого газа. До 2003-го года никто даже не догадывался, что из сланцев можно добывать газ. За 8 лет США сделали большой прыжок, сформировав значительные запасы газа. В первую очередь это удалось через развитие современных технологий, с помощью которых ведется геологическая разведка. США дали пример другим странам, а исследования сланцевого газа показали, что его запасов много по всему миру, а за счет использования новых технологий он может стать значительно дешевле.
Но, к сожалению, в Украине это перспектива не ближайших лет. За период существования независимого государства геологоразведка не была проведена и сложно обозначить даже прогнозируемый объем. Кроме того, американские геологи считают, что есть вероятность того, что технология, примененная в США не будет функциональной в украинских условиях. Тем не менее, западные компании, в том числе и американские, проявляют интерес к залежам сланцев. Украина планирует выйти на добычу 10-15 млрд куб. м сланцевого газа через 5-7 лет, однако при условии привлечения мощных инвесторов для разработки месторождений сланцевого газа. Эти цифры, как заявляют в Минэнерго, основаны на соответствующем опыте других государств.
В сентябре 2011 года "Нафтогаз Украины" подписал предварительное соглашение по разработке и добыче сланцевого газа с ExxonMobil. Кроме того, был подписан договор об инвестициях между ДК "Укргаздобыча" и Shell Exploration and Production Ukraine, согласно которому предусматривается финансирование проектов по добыче сланцевого газа в объеме до $ 600 млн. О намерении инвестировать в разведку сланцевого газа $ 55 млн в 2012 - 2015 объявила итальянская Eni и Cadogan Petroleum. По прогнозам, первый промышленный сланцевый газ Украине должен получить уже к 2015 году, а к 2020 году довести ежегодный уровень добычи сланцевого газа в 4-5 млрд куб. м.
Таким образом, на сегодняшний день существует взаимовыгодная заинтересованность обеих сторон: государства Украина и инвестора. Со стороны первого игрока требуется разработать и принять долгосрочные, минимум пятилетние, прозрачные условия получения специальных разрешений на пользование недрами и работы в сфере недропользования. Со стороны вторых – реализация эффективных проектов по разработке месторождений и увеличение в энергетическом балансе страны доли собственной газодобычи, формирование эффективного рынка энергоресурсов путем диференциации поставщиков природного газа и либерализации работы самого рынка.
- 21% українців, які хотіли б емігрувати – це катастрофа Володимир Горковенко 16:07
- Як ШІ змінює закупівлі: клієнти-машини та криза кадрів Марина Трепова 15:12
- Пеня на заборгованість по аліментах: поняття, порядок нарахування та граничний розмір Леся Дубчак 15:01
- Правила ефективного партнерства в адвокатурі Тетяна Лежух 13:33
- Перемир’я між Ізраїлем і ХАМАС: виклики та перспективи після 15 місяців конфлікту Олег Вишняков 13:25
- Як корпоративний медичний одяг змінює клініку: мій досвід Павло Астахов 09:26
- Нюанси ввезення пального в Україну через кордон для власного споживання Дмитро Зенкін вчора о 15:47
- Як та куди інвестувати на фондовому ринку США Євген Кондратьєв вчора о 15:30
- Неконституційність п.п.7 п.1 ч.2 ст.4 щодо ставки судового збору за подання касації Світлана Приймак вчора о 14:30
- Позбавлення пільг китайських маркетплейсів: якими будуть наслідки? Єфрем Лащук вчора о 11:36
- Як Трамп зробить видобуток великим знову? Ксенія Оринчак вчора о 11:31
- Зміна світового порядку: виклики та можливості нового часу Юрій Гусєв вчора о 09:16
- Оцінка ефективності медіа: що робити, коли даних недостатньо? Вікторія Новак 20.01.2025 18:42
- Воднева економіка України: регуляторні виклики та економічна доцільність Олексій Гнатенко 20.01.2025 13:41
- Чи підходить Польща для реєстрації ІТ бізнесу? Сергій Барбашин 20.01.2025 11:53
-
Забудьте про молодь. Її в Україні не буде
Думка 8120
-
Меланія Трамп на інавгурації 2025: два елегантні образи — у капелюсі вдень, у сукні ввечері
Життя 3658
-
"Січневий яйцепад". Хто обвалив ціни на яйця
Бізнес 2697
-
Між правами бізнесу та покаранням за корупцію. Чому правки Лозового викликали дискусію
Бізнес 2600
-
ВАКС закрив справу проти ексголовного архітектора Києва та гендиректора Укрбуд Девелопмент
Бізнес 1826