Кредит МВФ: необходимый антибиотик или наркотическая зависимость
Международная финансовая помощь для Украины – это победа украинских переговорщиков и спасение нашей экономической и финансовой системы. Так считают удовлетворенные переговорами представители исполнительной власти. Однако, так ли это на самом деле? Есть н
Наша исполнительная власть победно отрапортовала озавершении переговоров с МВФ и о готовности этой структуры рассмотретьвозможность предоставления Украине расширенной программы финансовой помощи вразмере до 40 млрд $. Почему рассмотреть возможность? Окончательное решение будетпринимать исполнительный совет МВФ, где у Украины есть несколько «друзей» воглаве с Италией и Россией.
Тем неменее,- вероятность положительного решения весьма высока, и деньги подополнительно согласованному графику, скорее всего, будут получены.
Международнаяфинансовая помощь для Украины – это победа украинских переговорщиков и спасениенашей экономической и финансовой системы. Так считают удовлетворенные переговорамипредставители исполнительной власти.
Однако, такли это на самом деле? Есть несколько «но».
Первое «но»:получаемая финансовая помощь является кредитом, который в ближайшие нескольколет придется отдавать. Причем с процентами. А экономика у нас не работает. Инет твердых оснований предполагать, что заработает в ближайшие годы. Так что достаточнуюдобавленную стоимость наша экономика пока не генерирует. А при хроническомдефиците годичных бюджетов, источника для погашения многомиллиардного кредита унас не наблюдается. Просматривается вероятность «отложенного» дефолта, либоочередной этап перекредитовывания у международных институций (ничем ненапоминает Грецию?).
Кстати,значительную часть получаемых денег мы сразу отправим на погашение предыдущихзаймов. Кому? Правильно,- тому же МВФ.
По нашимоценкам Украина могла бы обойтись без ожидаемых денег. У нас есть внутренниересурсы, которые при правильной структуризации управления экономикойукраинскими политическими силами могли бы дать возможность Украине справитьсясвоими силами. Но в этом, в силу разных причин, не заинтересованы многиепредставители сегодняшней власти.
Второе «но»: ход переговоров представителейукраинской исполнительной власти и менеджеров МВФ проходил в закрытом для общественностирежиме, и, традиционно для наших властей, договоренности, под которымиподписывается все государство, остаются известными только узкому кругу лиц.
На какихусловиях Украина будет прокредитована остается только догадываться иоперировать отрывочными сведениями, полученными инсайдерским путем.
Безусловно,есть позитивные для развития страны требования МВФ, на которые согласилисьвласти Украины: антикоррупционная и судебная реформа; реорганизацияправоохранительных органов; дерегуляция бизнеса; реформа пенсионной системы;изменение системы управления госпредприятиями; приведение к безубыточностигосмонстра – НАК «Нафтогаз Украины» (правда за счет резкого поднятия тарифов) иряд других.
Однако, чтоне может не настораживать, согласован ряд требований МВФ по ограничению ростадоходов различных категорий населения, к которым (доходам) относятся окладыбюджетных работников и работников госсектора. И замораживание рядагосударственных соцвыплат, включая пенсии. Правда, предполагаетсяиндексирование на коэффициент инфляции.
Именно этопредполагаемое замораживание роста доходов населения, на ближайшие годы, ивызывает самые большие опасения в перспективах развития нашего государства.
Безсомнения, оптимизация и частичное сокращение ряда статей государственногобюджета необходимо. Мы действительно давно живем не по средствам. Слишком многоворуется и много неэффективно транжирится.
Однако,сокращение государственных затрат не должно происходить за счет доходовнаселения. Эту ошибку, по настойчивым требованиям МВФ, сделали рядразвивающихся и испытывающих финансовые проблемы государств (привет Греции!).Теперь за эту ошибку они расплачиваются.
Сокращениедоходов населения (или не рост их) приводит, на фоне социальной депрессии, кпадению покупательной способности, а, соответственно, и к падению совокупногоспроса. Что приводит к падению совокупного предложения. Сочетание двух этихпадающих факторов вызывает падение ВВП государства, и, соответственно, егоэкономики (что мы и наблюдаем в Украине последние годы).
Падениеобъемов произведенного валового продукта за год предопределяет уменьшениедоходной части бюджета, что соответствует низкому уровню его расходной части.Государство с каждым годом уменьшает свои возможности по покрытию своихнеобходимых статей затрат. И говорить уж не приходится об инвестиционномфинансировании развития (читай статью: http://blog.liga.net/user/prodnin/article/14715.aspx)
Наоборот,сегодня государство, наряду с осуществлением неизбежных инвестиций(военно-промышленный комплекс и восстановление инфраструктуры) должныстимулировать и обеспечить рост доходов населения всех категорий. При четкомдекларировании (в соответствии с ростом экономики) ежегодных показателей ростаэтих доходов. Тогда украинцы начнут покупать товары на внутреннем рынке,стимулируя рост совокупного предложения и, соответственно, рост экономики.
Тогда, через нескольколет, и деньги на погашение кредитов МВФ появятся.- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк вчора о 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна вчора о 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак 14.10.2025 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш 14.10.2025 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський 14.10.2025 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець 13.10.2025 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов 13.10.2025 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко 13.10.2025 03:31
- Від символу до суб’єкта: як Україні вибудувати сильний голос у світі Ольга Дьякова 12.10.2025 11:02
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні Олександра Смілянець 12.10.2025 06:21
- Як розвинути емоційну стійкість і відновлюватися після життєвих ударів Олександр Скнар 11.10.2025 19:58
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 153
- Мовчання – не золото. Як правильна комунікація може врятувати репутацію у кризу 98
- Як власникам бізнесу оптимізувати податки та мінімізувати штрафи у період війни в Україні 79
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 77
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" 77
-
100-річний бодибілдер розповів, що допомагає йому підтримувати здоров’я і самопочуття
Життя 22869
-
121 мільйон на демонтаж: у Києві знесуть цех "Більшовика" для завершення розв’язки
Життя 5535
-
Новий "дизельгейт": у Британії почався суд над найбільшими у світі автовиробниками
Бізнес 4665
-
Фултайм відходить у минуле – як фракційна робота змінює ринок праці
Життя 4448
-
Індія запропонує США компромісну пропозицію щодо російської нафти – Bloomberg
Фінанси 4064