Украинский трудовой мигрант не беззащитен за границей
От производственного травматизма не застрахован никто, включая трудовых мигрантов из Украины.
От производственного травматизма не застрахован никто, включая трудовых мигрантов из Украины. Особенно риск велик, получить травму на тяжёлых работах требующих применение физического труда, включая строительство, горнорудные работы и сельское хозяйство.
Характерным в этом плане является пример Греции, где работает на легальных и нелегальных основаниях свыше 75 тысяч украинцев. И некоторые из них хоть раз получали травмы во время трудовой деятельности. Печальная статистика относится и к другим традиционно миграционным для украинцев странам: Польше, Чехии, Словакии, Италии, Испании и др. Однако очень часто, получив травму, украинский мигрант, особенно нелегал, редко задумывается о возможности получить материальную компенсацию от работодателя.
Следует подчеркнуть, что в Греции, как и в ряде других стран ЕС, достаточно развита система социального и медицинского страхования, а трудовое законодательство данной страны распространяет его действие и на трудовых мигрантов, включая нелегальных.
Вопрос только один – знают ли об этом сами украинцы, которые почему-то предпочитают самостоятельно оплачивать медицинские услуги, имея при этом полное право взять с работодателя компенсацию за понесённый физический ущерб.
Как гласит греческое трудовое законодательство, права есть у всех. Особенно когда вопрос касается здоровья и жизни работника, в том числе и иностранного гражданина, работающего без заключения трудового договора и у которого нет трудовой визы.
Соответственно, предлагаю рассмотреть каким образом украинский трудовой мигрант, в том числе нелегал, может получить материальное возмещение производственного травматизма в Греции.
Согласно греческому законодательству, механизм выплаты компенсации иностранному работнику, в случае травматизма, достаточно прост. По факту, греческая фирма-работодатель выплачивает легальному или нелегальному трудовому мигранту определённую денежную сумму. Тем не менее, существует несколько особенностей.
Дело в том, что греческое законодательство устанавливает различия в размере компенсации в зависимости от степени травмы работника. Иными словами, если украинский гражданин сломал руку, то не факт что он получит такую же компенсацию как тот, который получил сотрясение мозга. Чем тяжелее травма, тем крупнее сумма компенсации.
Кроме этого, различия в размере суммы компенсации наблюдаются и в зависимости от ответственности за травматизм. К примеру, если травма произошла по вине самого работника, то работодатель выплачивает компенсацию исходя из условий контракта, в котором должны прописываться его соответствующие обязательства. Если же дело обстоит с нелегальным мигрантом, который не заключал трудового договора с работодателем, он также имеет право получить компенсацию, согласно греческому законодательству, учитывая степень тяжести травмы.
Достаточно часто, работодатель пытается найти повод отказаться в выплате компенсации, настаивая на вине самого работника и только после этого сойтись на определённом компромиссе. Иногда подобная практика оправдана, если речь идёт об умышленном травматизме. К примеру, если удалось доказать, что работник самостоятельно нанёс себе физическое повреждение, то даже условия контракта не могут обязать работодателя выплатить компенсацию.
Иначе дело обстоит, в случае травмы трудового мигранта по вине самого работодателя. В подобной ситуации, в ходе расследования определяется степень соблюдения греческой компанией работодателя техники безопасности, условий труда своих работников. Например, если греческая строительная фирма не предоставила украинскому гражданину специальную одежду и обувь, и по этой причине он получил травму, то это выступает не в её пользу во время судебного разбирательства. Если вина работодателя будет доказана в суде, работник, в том числе и нелегал, может получить сумму компенсации от 100 тыс. евро и выше, в зависимости от степени ущерба здоровью. Однако, если же греческая фирма признаётся невиновной, а трудовой мигрант получил травму по своей халатности и неосторожности, то сумма компенсации уменьшается как минимум в половину. Иными словами пострадавший по собственной вине украинский рабочий, по решению суда может рассчитывать на сумму компенсации не более 50 тыс. евро.
Хотя исключения бывают из любых правил и размер суммы компенсации, который устанавливает суд, может варьироваться также в зависимости от характера травмы трудового мигранта и обстоятельств которые стали причиной травматизма.
Но самым главным является то, что пострадавший украинский гражданин, который работает в Греции даже, не будучи гражданином этой страны, может подать иск в суд на фирму, с целью доказательства её вины и определения размера компенсации. Это необходимо знать каждому соотечественнику, который работает в Греции, в том числе и на нелегальных основаниях.
Хотя «подводные камни» встречаются и в греческом трудовом законодательстве в положениях о производственном травматизме.
В частности, греческое трудовое законодательство проводит чёткую грань между гражданами стран ЕС и гражданами стран не членов Евросоюза. Данная грань, прежде всего, касается определения размера компенсации за производственный травматизм. Допустим, два работника – один граждан Греции, а второй трудовой мигрант из Украины, получили одинаковые травмы во время работы на стройке, и их работодатель вынужден выплатить компенсацию. Тем не менее, несмотря на одинаковый характер травм, большую сумму, к примеру, 350 тыс. евро получит грек, поскольку является гражданином страны ЕС, а меньшую украинец, на пример 80 тыс. евро.
Не менее распространённой практикой в трудовых отношениях греческих работодателей и иностранных работников является процедура т. н. «компромисса». Дело в том, что судебная система Греции не запрещает работнику и работодателю самостоятельно договориться касательно размера компенсации без обращения в суд. Зачастую пользуясь незнанием украинцами греческого трудового законодательства, работодатель уговаривает пострадавшего соотечественника согласиться на «компромисс» даже в случае непосредственной вины за его травму. В обмен на отказ от судебного разбирательства и претензий, работодатель лично выплачивает трудовому мигранту сумму компенсации. Традиционно, в случае «компромисса» размер компенсации не превышает 10-20 тыс. евро. Более того, компромисс лишает работника права в дальнейшем требовать выплату большей суммы компенсации, если трудовой мигрант всё же удосужился ознакомиться с греческим трудовым законодательством. Однако бывают и исключения в размере компенсации по итогам компромисса, если соответствующий иск мигранта рассматривается в суде или если во время переговоров работника и работодателя участвует посредник. К примеру, мне доводилось рассматривать дела на стороне украинских мигрантов по вопросу компромисса с работодателем. Исходом переговоров с работодателем стала выплата украинскому мигранту компенсации в размере 150 тыс. евро, в качестве условия компромисса.
Заметно, что Греция имеет достаточно либеральное трудовое законодательство, которое предполагает выплату работодателями компенсаций для возмещения ущерба здоровью иностранных работников, понесённого в результате производственного травматизма. Это говорит о том, что пострадавшие украинские мигранты, в том числе нелегалы, имеют полное право на подобные компенсации, которые можно получить в соответствии с решением суда или по контракту. Проблема лишь в том, что среди украинцев, работающих в Греции, особенно на нелегальных основаниях, возникает заблуждение касательно своей бесправности, если травматизм на работе коснётся и их. Всё гораздо проще – главное знать греческое трудовое законодательство и тогда можно не волноваться о компенсации за производственную травму.
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін вчора о 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз вчора о 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов вчора о 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
- Як реагувати на вимоги поліції та ТЦК: поради адвоката Павло Васильєв 19.11.2024 17:55
- Як зниження міжнародної підтримки впливає на гуманітарне розмінування в Україні Дмитро Салімонов 19.11.2024 14:12
- Українські діти війни: більше 10 років російської агресії, 1000 днів незламності Юрій Гусєв 19.11.2024 12:16
-
Віктор Ющенко та партнери відчужили право на видобуток газу на Полтавщині
Бізнес 87807
-
Головний прапор країни приспустили: яка причина
Життя 76629
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 15503
-
Ми втрачаємо покоління інженерів і програмістів. Як математика впливає на майбутнє України
11864
-
Британія утилізує п'ять військових кораблів, десятки гелікоптерів і дронів задля економії
Бізнес 9038