Россия на пути к оффшорной прозрачности... А Украина?
Прибыли офшорных компаний, контролируемых из России, будут облагаться специальным налогом. Федеральная налоговая служба (ФНС) подготовила соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ. Этой информацией 10 апреля 2012 года поделился obozrevatel.com.
Прибыли офшорных компаний, контролируемых из России, будут облагаться специальным налогом. Федеральная налоговая служба (ФНС) подготовила соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ. Этой информацией 10 апреля 2012 года поделился obozrevatel.com.
Согласно поправкам, российские компании не смогут списывать на расходы выплаты в адрес фирм, зарегистрированных в странах, входящих в специальный список оффшоров. Любая оплата работ, услуг (в том числе процентов по займам) или активов будет облагаться налогом:
•9% - если компания признает, что является бенефициаром оффшорной структуры, и
•20% - если компания будет отрицать, что является собственником оффшорной фирмы и налоговики докажут обратное.
В то же время российская компания сможет вообще избежать налога, если документально докажет, что не является конечным бенефициаром и уплачиваемые на территории офшора сборы меньше российских не более чем в два раза. В то же время, нарушение нормы о раскрытии конечных собственников оффшорных компаний предусматривает финансовые санкции – при сокрытии данных о бенефициарах оффшор может быть признан в России недобросовестным выгодоприобретателем и, следовательно, должен будет вернуть все полученное по заключенным им сделкам.
Ранее, в ноябре 2011 года, Минсоцполитики Украины предприняло попытку ввести 12% налог на операции украинских компаний с оффшорными структурами. Проект был не просто «сырым» - он совершенно не соответствовал поставленной задаче – наполнение бюджета за счет оффшорных операций. 12% сбором на обязательное государственное пенсионное страхование предлагалось облагать операции по перечислению денежных средств на счета или в пользу компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах по договорам купли-продажи, переуступки прав или продажи долгов. Выплата дивидендов и процентов по кредитам не фигурировала в данном законопроекте и, следовательно, основной канал движения капитала не затрагивался.
Уже в январе 2012 года г-н Тигипко предпринял 2-ю попытку усовершенствования украинского налогового законодательства и предложил Проект изменений в Налоговый кодекс Украины о трансфертном ценообразовании, который сейчас вынесен на общественное обсуждение. Проект предусматривает осуществление контроля над сделками, которые осуществляются между связанными лицами. Понятие «связанных» лиц определено как 20% совокупного прямого или опосредованного участия в компаниях или назначение более половины руководящего состава лиц, связанных родственными узами. Данные о «связанности» будут черпаться из открытых источников – ЕГРПОУ, РАГС и др.
Для определения рыночной цены в контролируемых операциях планируют использовать статистические данные государственных органов и официальные источники информации, цены специализированных аукционов и биржевые котировки, справочные цены баз данных и другие информационные источники, в т.ч. справки экономических отделов в составе дипломатических представительств Украины за рубежом.
Под контроль попадут операции, предметом которых являются товары мировой биржевой торговли – нефть, газ, цветные, черные и драгоценные металлы и их производные, зерновые, удобрения и маслопродукты – иными словами те товары и продукты, производители которых выходят на IPO. Стоит отметить, что до проведения первичного размещения своих акций на признанных мировых фондовых биржах (IPO) и после соответствующего размещения, каждая компания проходит ежегодный финансовый аудит, результаты которого являются публично доступными (это одно из обязательных условий IPO). В результате аудиторы дают заключение о выполнении норм как местного, так и международного законодательства, в частности выполнения правила «вытянутой руки» (законодательства о трансфертном ценообразовании).
Контролю будут подвержены операции с компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах. Хотя, если честно, операции с оффшорными компаниями и без того подвержены повышенному вниманию со стороны таможни, налоговой, госрегистраторов. По умолчанию предполагается, что все сделки с оффшорами осуществляются с единственной целью – неуплаты налогов, и забывается, что уже существующие налоговые ограничения нивелируют экономический эффект таких сделок. Заявления о повышении внимания и контроля оффшорных операций являются не более чем предвыборным популизмом.
Кроме того, под контроль попадут операции, объем которых по идентичным (однородным) товарам (роботам, услугам) превышает 100 миллионов гривен за соответствующий календарный год, в случае если такие операции осуществляются со связанными лицами. Эта норма корреспондируется с нормами Антимонопольного законодательства. Следовательно, законопроектом предлагается контролировать то, что уже контролируется.
В отличие от украинских, российские законодатели пошли дальше в своем стремлении упорядочить оффшорные отношения и уже приступили к разработке законопроекта, которым предполагается не только дополнительное налогообложение операций с оффшорными компаниями, но и декларирование наличия контроля над оффшорными компаниями. А это соответствует положениям законодательства о контролируемых компаниях (Controlled Foreign Company (CFC), правила которого успешно применяются Европейскими странами, регламентируя отношения между физическими и юридическими лицами резидентами одного государства и компаниями, которые созданы (или подконтрольны) им в оффшорных зонах. Украинским парламентариям ничего не мешает разработать собственный законопроект, основываясь на опыте европейских стран или США, если бы в том была реальная заинтересованность (благо юристов международников пруд пруди). А пока избранники народа не готовы раскрыть карты своих оффшорных владений, бенефициары оффшорных счетов могут спать... относительно спокойно.
- Психосоціальні ризики: прихована загроза безпеці праці, яку не варто ігнорувати Валентин Митлошук 15:51
- Війна і молодь України: виклики, нові цінності та перспективи розвитку після війни Захарій Ткачук 13:32
- Що робити зі скасуванням торгівельного безвізу для України Юрій Щуклін 13:22
- Суд не вправі оцнювати ухвали НСРД Андрій Хомич 11:39
- 8 звичок бідних людей, які заважають розбагатіти Олександр Висоцький 11:23
- Кому дадут отсрочку: новые правила для многодетных отцов и не только Віра Тарасенко вчора о 23:41
- Gaming в Онтаріо, або як Операторам успішно отримати ліцензію Ольга Ярмолюк вчора о 17:48
- Аудити безпеки в громадах: інноваційна методика для громад Галина Скіпальська вчора о 14:22
- Що приховала влада у державному бюджеті 2024 року? Любов Шпак вчора о 13:05
- "Гостомельська пастка" для місцевого самоврядування Володимир Горковенко вчора о 10:25
- Топ 5 податкових порушень у 2025 році Сергій Пагер вчора о 08:57
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак 19.05.2025 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич 19.05.2025 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко 19.05.2025 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
-
Андрій Портнов: історія, що починалась в кримінальному Луганську, а закінчилась у Мадриді
44153
-
Зумери поступово відмовляються від навички, яка супроводжувала людство протягом 5500 років
Життя 20109
-
Зеленський-2025 проти зразка 2019 року. Як шість років та війна змінили президента України
6893
-
Політичний покер. Як CША програють підготовку до війни з Китаєм, а Путін цим користується
4987
-
За лаштунками телефонної розмови – чого прагнуть Путін і Трамп
Думка 4853