Цена таможенной стоимости
Никакие концепции реформирования не сделают работу таможни эффективнее, если не изменится логика – брать с импорта по максимуму, поскольку дальше товар "потеряется" внутри страны.
Страна от практически тотального карантина перешла к адаптивному – возобновляется экономическая активность, в том числе и на границе. Во время экономического затишья Министерство, формирующее таможенную политику, подготовило очередной план по реформированию таможни. Тщательно изучало «клиническую» картину и готовилось лечить наиболее уязвимые места.
Но клиническая картина очень простая – субъективный фактор при принятии решения на всех управленческих уровнях. Причем субъективный хронически!
С незаконными схемами, которые внедряются людьми, по-видимому, должна бороться техника, в частности сканеры.
Министр финансов заявил, что неработающий сканер – основание для увольнения. Но у работающего сканера есть свои граничные показатели – 60-70 грузовых машин в сутки при пропускной способности, например, Ягодина в 700. То есть просканировать можно не более 10%.
Увеличение количества сканеров предусмотрено новым Планом мероприятий по повышению эффективности работы Государственной таможенной службы, но пока непонятно, откуда брать на них деньги.
Но если неработающий сканер определяет эффективность работы начальника таможни, то работающий предусматривает еще больше вопросов: кто дает команду сканировать, кто расшифровывает, какие решения принимают по результатам сканирования, кто мониторит результаты и определяет эффективность такого вида контроля?
Вместе с тем, есть подход, при котором даже при действующей инфраструктуре можно обеспечить надлежащую уплату таможенных платежей в бюджет, а ресурсы сканеров задействовать в сфере обеспечения безопасности.
Большинство товаров ввозятся для дальнейшей продажи на территории страны по цепочке «импортер – оптовик – розница». Наценка на каждом этапе должна облагаться налогом на добавленную стоимость.
Таможня – лишь одно из звеньев контроля формирования добавленной стоимости.
Принцип администрирования НДС предполагает, что налог уплачивается на каждом звене формирования добавленной стоимости товара. Иными словами, налогом облагается наценка каждого участника цепочки поставки товара от производителя к конечному потребителю. Вопрос лишь в том, сколько именно должен заплатить каждый участник этой цепочки от суммы налога, которую платим мы с вами, приобретая товар в магазине.
Импортер – это лишь один из участников цепочки. Поэтому чем больше он заплатил налога на таможне, тем меньше должны уплатить в бюджет другие участники цепи поставки до конечного потребителя.
То есть, чем больше налогов уплачено на таможне, тем меньше их должно быть уплачено при последующих операциях внутри страны.
При правильной системе контроля цепочки добавленной стоимости неважно, сколько НДС взяла таможня, так как итоговая сумма все равно зависит от цены продажи и налога, уплаченного конечным покупателем.
Так, если импортные товары в рознице проданы за 120 млрд. грн., то НДС в бюджет должен составить 20 млрд. При этом абсолютно неважно, были они уплачены сразу на таможне (при условной работе без наценки оптовиков и розницы), или же наценку поставил и оплатил с нее налог оптовик или розничный продавец. Правильная система контроля цепочки формирования добавленной стоимости такую наценку выявит и учтет в итоговой сумме налогов по каждой единице товара.
Тогда зачем таможня борется за НДС при импорте?
Во-первых, из-за пресловутого «плана». Во-вторых, из-за отсутствия контроля за движением товара от таможни к конечному потребителю. По сути, во многих случаях государство теряет контроль за формированием конечной стоимости сразу же после ввоза товара. Чтобы хоть как-то это компенсировать, на таможню возложили обязанность «авансом» добрать то, что теряет налоговая служба внутри страны.
На практике получается следующее:
- добросовестным плательщикам налогов постоянно «выкручивают руки» при импорте, останавливая оформление товаров для доказывания заявленной стоимости;
- схемщики за «небольшой презент» на таможне ввозят дорогие товары, умышленно занижая их стоимость или вовсе маскируя под грузы физических лиц, продают ввезенные товары «вчёрную» на внутреннем рынке
Более того, зачастую даже уплаченный при импорте НДС подпольщики умудряются продать как налоговый кредит реальному бизнесу для уменьшения его налоговых обязательств (т.н. «скрутки»).
Таким образом, бурная деятельность таможни по наполнению бюджета не имеет никакого экономического смысла, так как теоретически все эти сборы лишь уменьшают сумму, которую должна собрать налоговая служба.
Если Украина наладит действенную систему контроля цепочки формирования добавленной стоимости, и снимет с таможни планы по сбору НДС, мы сможем:
- стабилизировать фискальную функцию таможни и сделать акцент не на «битве за урожай», а на достоверности декларирования и правильности формирования статистики международной торговли для последующего анализа и прогноза;
- убрать один из наиболее коррупциогенных факторов, а попросту говоря чуть ли не главный инструмент для вымогательств и поборов.
Текущий уровень развития технологий и обмена информацией вполне реально позволяет выполнить эту задачу. И Министерство финансов, как орган формирующий политику в налоговой и таможенной сферах, могло бы взять на себя координирующую роль в построении такой системы.
- Med-Arb: ефективна альтернатива традиційному врегулюванню спорів Наталія Ковалко 17:54
- Искусство наступать на грабли Володимир Стус 17:05
- Нова судова практика – відсутній обов’язок надсилання копії скарги виконавцю Андрій Хомич 16:01
- НАБУ: невиправдані надії Георгій Тука 15:48
- Податкове резидентство для енерготрейдерів з іноземними бенефіціарами Ростислав Никітенко 12:41
- Фінансова модель університетів майбутнього Віталій Кухарський 12:21
- Шукайте жінку! Білоруський варіант Євген Магда 09:09
- Спільний контроль у бізнесі: чому статус має значення? Анастасія Полтавцева вчора о 19:23
- ВВК до 5 июня: нужно ли проходить людям с инвалидностью? Віра Тарасенко вчора о 15:46
- ШАБАК оприлюднив свої висновки щодо трагедії 7 жовтня Георгій Тука вчора о 14:16
- Цивільна конфіскація: про це варто знати, якщо ви державний службовець Тетяна Видай 28.03.2025 14:47
- Від 2 до 4 мільярдів доларів Євген Магда 28.03.2025 13:13
- Українські надра – не предмет торгу, а основа національної безпеки Олена Криворучкіна 28.03.2025 12:19
- Примусове доставлення до ТЦК: Як діє поліція та що потрібно знати Павло Васильєв 28.03.2025 11:58
- Ти не зобов’язаний знати все, але зобов’язаний знати, де знайти потрібну інформацію Дмитро Зенкін 28.03.2025 10:14
- Законопроєкт 13120 позбавляє дітей конституційного права на освіту 373
- Шукайте жінку! Білоруський варіант 268
- Стоїцизм папороті у перетвореннях декартової геометрії 150
- Аудит українських надр. Відзив "сплячих" ліцензій. Передача надр іноземцям 142
- Податкові пільги як драйвер розвитку молодіжного підприємництва: досвід Польщі 107
-
Яєчний король купує американського виробника яєць Hillandale Farms за $1,1 млрд
Бізнес 6649
-
Суд відкрив провадження про банкрутство забудовника ЖК "Еврика" у Києві
доповнено Бізнес 2904
-
Кульмінація некомпетентності. Чому закрили відомого розробника ігор Monolith
Технології 2362
-
Залежність від шопінгу: чому ми купуємо більше, ніж потрібно
Життя 1954
-
Скінімалізм — тренд, що спрощує бʼюті-рутину: як доглядати за шкірою просто й ефективно
Життя 1671