Цена таможенной стоимости
Никакие концепции реформирования не сделают работу таможни эффективнее, если не изменится логика – брать с импорта по максимуму, поскольку дальше товар "потеряется" внутри страны.
Страна от практически тотального карантина перешла к адаптивному – возобновляется экономическая активность, в том числе и на границе. Во время экономического затишья Министерство, формирующее таможенную политику, подготовило очередной план по реформированию таможни. Тщательно изучало «клиническую» картину и готовилось лечить наиболее уязвимые места.
Но клиническая картина очень простая – субъективный фактор при принятии решения на всех управленческих уровнях. Причем субъективный хронически!
С незаконными схемами, которые внедряются людьми, по-видимому, должна бороться техника, в частности сканеры.
Министр финансов заявил, что неработающий сканер – основание для увольнения. Но у работающего сканера есть свои граничные показатели – 60-70 грузовых машин в сутки при пропускной способности, например, Ягодина в 700. То есть просканировать можно не более 10%.
Увеличение количества сканеров предусмотрено новым Планом мероприятий по повышению эффективности работы Государственной таможенной службы, но пока непонятно, откуда брать на них деньги.
Но если неработающий сканер определяет эффективность работы начальника таможни, то работающий предусматривает еще больше вопросов: кто дает команду сканировать, кто расшифровывает, какие решения принимают по результатам сканирования, кто мониторит результаты и определяет эффективность такого вида контроля?
Вместе с тем, есть подход, при котором даже при действующей инфраструктуре можно обеспечить надлежащую уплату таможенных платежей в бюджет, а ресурсы сканеров задействовать в сфере обеспечения безопасности.
Большинство товаров ввозятся для дальнейшей продажи на территории страны по цепочке «импортер – оптовик – розница». Наценка на каждом этапе должна облагаться налогом на добавленную стоимость.
Таможня – лишь одно из звеньев контроля формирования добавленной стоимости.
Принцип администрирования НДС предполагает, что налог уплачивается на каждом звене формирования добавленной стоимости товара. Иными словами, налогом облагается наценка каждого участника цепочки поставки товара от производителя к конечному потребителю. Вопрос лишь в том, сколько именно должен заплатить каждый участник этой цепочки от суммы налога, которую платим мы с вами, приобретая товар в магазине.
Импортер – это лишь один из участников цепочки. Поэтому чем больше он заплатил налога на таможне, тем меньше должны уплатить в бюджет другие участники цепи поставки до конечного потребителя.
То есть, чем больше налогов уплачено на таможне, тем меньше их должно быть уплачено при последующих операциях внутри страны.
При правильной системе контроля цепочки добавленной стоимости неважно, сколько НДС взяла таможня, так как итоговая сумма все равно зависит от цены продажи и налога, уплаченного конечным покупателем.
Так, если импортные товары в рознице проданы за 120 млрд. грн., то НДС в бюджет должен составить 20 млрд. При этом абсолютно неважно, были они уплачены сразу на таможне (при условной работе без наценки оптовиков и розницы), или же наценку поставил и оплатил с нее налог оптовик или розничный продавец. Правильная система контроля цепочки формирования добавленной стоимости такую наценку выявит и учтет в итоговой сумме налогов по каждой единице товара.
Тогда зачем таможня борется за НДС при импорте?
Во-первых, из-за пресловутого «плана». Во-вторых, из-за отсутствия контроля за движением товара от таможни к конечному потребителю. По сути, во многих случаях государство теряет контроль за формированием конечной стоимости сразу же после ввоза товара. Чтобы хоть как-то это компенсировать, на таможню возложили обязанность «авансом» добрать то, что теряет налоговая служба внутри страны.
На практике получается следующее:
- добросовестным плательщикам налогов постоянно «выкручивают руки» при импорте, останавливая оформление товаров для доказывания заявленной стоимости;
- схемщики за «небольшой презент» на таможне ввозят дорогие товары, умышленно занижая их стоимость или вовсе маскируя под грузы физических лиц, продают ввезенные товары «вчёрную» на внутреннем рынке
Более того, зачастую даже уплаченный при импорте НДС подпольщики умудряются продать как налоговый кредит реальному бизнесу для уменьшения его налоговых обязательств (т.н. «скрутки»).
Таким образом, бурная деятельность таможни по наполнению бюджета не имеет никакого экономического смысла, так как теоретически все эти сборы лишь уменьшают сумму, которую должна собрать налоговая служба.
Если Украина наладит действенную систему контроля цепочки формирования добавленной стоимости, и снимет с таможни планы по сбору НДС, мы сможем:
- стабилизировать фискальную функцию таможни и сделать акцент не на «битве за урожай», а на достоверности декларирования и правильности формирования статистики международной торговли для последующего анализа и прогноза;
- убрать один из наиболее коррупциогенных факторов, а попросту говоря чуть ли не главный инструмент для вымогательств и поборов.
Текущий уровень развития технологий и обмена информацией вполне реально позволяет выполнить эту задачу. И Министерство финансов, как орган формирующий политику в налоговой и таможенной сферах, могло бы взять на себя координирующую роль в построении такой системы.
- Отсрочка от мобилизации: что делать в случае отказа? Віра Тарасенко вчора о 22:23
- Ціни на нерухомість в Україні: фактори впливу та прогнози Раміль Мехтієв вчора о 15:52
- Найкритичніша зима: чому уряд має знову заборонити експорт дров та паливної сировини Юрій Дюг вчора о 15:42
- Легализация огнестрельного оружия в Украине: мировой опыт и перспективы Дмитро Зенкін вчора о 14:44
- Гаагский трибунал и дела по военным преступлениям: как проходит процесс? Світлана Приймак вчора о 13:40
- Українська Воднева стратегія - 2050: виклики на шляху до енергетичної незалежності Олексій Гнатенко 18.09.2024 23:32
- Підтвердження неможливості виконання платником податків своїх обов`язків Євген Морозов 18.09.2024 19:50
- Студенти іноземних ВНЗ "поза законом"? Вікторія Бикова 18.09.2024 13:20
- Трудові права у контексті сучасної гіг-економіки: як захистити себе Дмитро Зенкін 18.09.2024 13:05
- Виконавче провадження – це просто Павло Васильєв 18.09.2024 12:31
- Пастка для довірливих Євген Магда 18.09.2024 09:40
- Відмова від мобілізації на основі релігійних переконань Світлана Приймак 17.09.2024 23:03
- Наслідки реконструкції (добудови) квартири із змінами геометричних розмірів Євген Морозов 17.09.2024 19:46
- Вплив модерування чатів у Telegram на безпеку українських компаній Інна Ковальчук 17.09.2024 17:09
- Дердбюджет-2025: теорія неймовірного Любов Шпак 17.09.2024 17:03
- Скасували продаж іпотечної квартири та повернули нерухомість клієнту 443
- Пастка для довірливих 188
- Найкритичніша зима: чому уряд має знову заборонити експорт дров та паливної сировини 110
- Вплив модерування чатів у Telegram на безпеку українських компаній 90
- Тайвань як стрес-тест для архітектури безпеки в АТР: наслідки для глобального світопорядку 83
-
"Наступні – навколо Москви". Як Україна влаштувала землетрус у Росії і що далі
62287
-
Депутати досі не прибрали ракетні точки з мапи України
Думка 18731
-
Будівля з історією та проблемами. Що придбав покупець готелю "Україна" (фото)
Бізнес 11429
-
Вихід на міжнародні ринки: мати якісну продукцію замало
Думка 7938
-
Вибухові пейджери з Тайваню. Як Ізраїль знешкодив 2800 ворогів одним ударом – п'ять фактів
доповнено 7859