Что делать с "Укрспиртом"?
Через 3 месяца – Украина откажется от государственной монополии на производство и продажу спирта и откроет рынок для приватизации спиртзаводов.
Через 3 месяца – 1 июля 2020 года – Украина откажется от государственной монополии на производство и продажу спирта и откроет рынок для приватизации спиртзаводов. Но эта приватизация может превратиться в очередную драму, так как в рынок государственные заводы «Укрспирта» входят в плачевном состоянии.
На старте приватизации
В Украине 83 завода по производству этилового спирта. Часть имеют статус «мест производственной деятельности» (МПД) и управляются госконцерном «Укрспирт», часть – отдельные юрлица, еще часть принадлежит Минздраву. Даже у Офиса президента есть свой спиртзавод.
В феврале 2020 года в Украине из 83 работало 15 спиртзаводов, в начале марта – 14. Часть из работающих, по официальным данным, загружены частично, остальные законсервированы. При этом больше 20 физически непригодны для производства, то есть физически разрушены, а больше 40 не работают давным-давно, но их все равно нужно содержать, на что уходят десятки миллионов гривен в год.
Экспорта практически нет – почти вся продукция идет на внутренний рынок. Исключительно из-за высокой цены.
При этом рентабельность бизнеса по производству и продаже спирта – 100%
Но самая большая проблема в другом. 50% рынка алкоголя в Украине находится в тени. Основная часть этого алкоголя делается из нелегально произведенного на государственных заводах украинского спирта. При этом эксперты говорят о существовании в Украине целых нелегальных заводов, которых «не знает» государство.
Как идет подготовка к приватизации «Укрспирта»?
Никак! Отрасль к открытию рынка не готова.
ГП «Укрспирт» управляет и.о. главы Сергей Блескун, которого назначили временно и без конкурса.
Его статус не предполагает никакой ответственности перед государством и отраслью.
И вместо того, чтобы готовить предприятия к продаже, манипулятивными заявлениями в прессе он обесценивает стоимость активов. А его подчиненные – директоры спиртзаводов – продолжают не замечать, как спирт сливают и вывозят по ночам.
Что делать с «Укрспиртом» как госкомпанией и рынком спирта вообще?
Продавать. Я поддерживаю магистральное решение о снятии госмонополии и продаже заводов.
С чего начать?
1. Инвентаризация и аудит.
Украина как продавец должна быть заинтересована продать то, что осталось от спиртового бизнеса, максимально дорого.
Для этого активы нужно оценить.
Во-первых, Фонд госимущества должен провести инвентаризацию имущества спиртзаводов.
Очевидно, что большая часть оборудования устарела. Энергоемкость производства делает его слишком дорогим.
Не менее очевидно, что технологически украинские заводы сильно отстают от молдавских и российских.
Именно поэтому и.о. главы «Укрспирта» Сергей Блескун с перерывом в пару месяцев давал несколько оценок госкомпании с разницей в несколько миллиардов – с 6-7 предположительную цену уже снизили до 2-3 млрд грн., а при этом сами активы оценивает в сумму не более 1 млрд.
Если так продолжится и дальше, то он предложит отдать их бесплатно. Похоже, что он вообще не понимает, сколько что может стоить.
Или своими заявлениями валит рынок специально.
Поэтому начать нужно с инвентаризации и оценки имущества – основные фонды и средства, остаточная стоимость, комплектация, оборотные средства.
Не все то, что физически присутствует на производственной площадке, может быть государственной собственностью. Часто оборудование или техника могут быть арендованы у каких-то «инвесторов».
Во-вторых, нужно понимать финансовое положение каждого отдельного завода.
И здесь тоже огромные проблемы.
Сейчас 50% рынка алкоголя находятся в тени. Основным поставщиком левого спирта являются госпредприятия «Укрспирта». И доля левого алкоголя на рынке НЕ СНИЖАЕТСЯ.
Значит на заводах как воровали раньше, так и воруют в колоссальных объемах. При всех президентах, при всех премьерах и при всех министрах.
Что бы не рассказывал глава «Укрспирта» Сергей Блескун про видеокамеры и счетчики – не верьте. Любой специалист внутри отрасли знает, что видеокамеры не охватывают все площади помещений, где производится и отгружается спирт, а левая продукция вливается в отдельные емкости еще до «витратомірів».
И пока люди там получают минимальные зарплаты – все ваши пломбы, налоговые посты и электронное администрирование не будут иметь никакого значения.
Я предполагаю, что системный аудит покажет, что вместо заводов по рыночной цене у государства есть долги, металлолом и «мертвые души».
2. Стратегия развития рынка.
После технического и финансового аудита мы сможем оглянуться по сторонам и сравнить наш спиртовой государственный «бизнес» с технологиями соседних стран.
И только после этого готовы будем написать внятную и финансово обоснованную стратегию реформирования отрасли.
В ней будет сказано, что для покрытия потребностей внутреннего украинского рынка алкоголя нужно 2-3 современных высокотехнологических завода, к которым 83 из списка «Укрспирта» не имеют никакого отношения.
И только тогда станет очевидным, что большинство украинских спиртзаводов в таком положении и с таким менеджментом, как сейчас, не стоят ничего. Ценность имеют только их лицензии.
Да, возможно несколько заводов смогут выжить.
Но для этого там нужно НАВЕСТИ ПОРЯДОК СЕЙЧАС, то есть до начала приватизации.
И под словом «порядок» я понимаю в первую очередь полный учет всей продукции и уплату налогов. Потому что цена любого бизнеса формируется из стоимости активов и мультипликатора прибыли. Чем хуже показатели работы государственного актива – тем меньше он стоит на рынке.
3. Новая регуляторная политика.
В связи с тем, что государство отказывается от монополии на производство и продажу спирта, профильные структуры должны разработать базовую регуляторную документацию – для водочников, для фармы, налоговой службы, Кабмина и прочих. Пока я не вижу даже стратегических моделей, как все это будет регулироваться и контролироваться, не говоря уже о деталях. Что будет с биоэтанолом? Что с экспортом?
Если Украина сможет предложить прозрачные и понятные условия, то рынком производства спирта заинтересуются международные алкогольные корпорации. Мы сможем привлечь в этот бизнес глобальных игроков и их многомиллионные инвестиции. Но они наверняка будут строить производства с нуля. Что мы готовы им предложить? Государственные программы в поддержку выращивания специальных сортов кукурузы? Инвестиционный климат?
Реально на реформирование отрасли нужно 4-5 лет. Это огромный рынок с потенциально бюджетообразующими налоговыми отчислениями. В разработке стратегии должны принимать участие и производители алкоголя, и аграрии, и медицина, и косметология, и другие смежные рынки, которые критически зависят от спирта.
Ключевая проблема сейчас – кадровая.
Когда стоял вопрос о руководителе «Укрспирта», бывший премьер Алексей Гончарук говорил мне, что «Блескун – лучший из 4-х, которые на собеседование пришли». И вот Гончарука уже отправили в отставку, а те, кого он назначал (сам или по чьей-то просьбе), продолжают готовить общественное мнение к занижению стоимости активов «Укрспирта».
Нужно отстранить от занимаемой должности и.о. главы «Укрспирта» Сергея Блескуна и начать расследование деятельности его и директоров спиртзаводов. Вывести из тени спирт – это вопрос исключительно политической воли Премьера и министра экономики. Если эта воля есть – значит нужно срочно действовать, и увольнять Блескуна и тех, кого он внедрил.
Вывод из тени 50% рынка спирта позволит увеличить доходы компании в 2 раза. А значит и рыночная стоимость активов перед приватизацией пропорционально увеличится.
Я настаиваю – главой «Укрспирта» должен быть профессионал с хорошей репутацией, который победит на конкурсе. И ключевым KPI на этой должности должна быть рыночная стоимость бизнеса в целом и всех его активов. Почему до сих пор не проведен конкурс?
До 1 июля 2020 года, когда должна закончиться госмонополия государства на продажу и производство, осталось 3 месяца.
Пора включать мозги, иначе государство ничего не заработает на продаже спиртзаводов.
А в нынешней ситуации, когда нам критически нужны деньги на поддержку и восстановление экономики, этого допускать нельзя.
- Лідер (без) інструкції: як керувати командами в епоху ШІ, поколінь зумерів та Alpha Аліна Первушина вчора о 17:56
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? Галина Скіпальська вчора о 16:23
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду Костянтин Рибачковський 02.07.2025 23:43
- Вновь о Гегелевской диалектике и искусственном интеллекте Вільям Задорський 02.07.2025 19:21
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік Анжела Василевська 02.07.2025 19:07
- НеБезМежне право Сергій Чаплян 01.07.2025 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова 01.07.2025 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 01.07.2025 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 01.07.2025 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 01.07.2025 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01.07.2025 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко 30.06.2025 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський 30.06.2025 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков 30.06.2025 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв 30.06.2025 10:51
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 592
- Реформа "турботи" 257
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 246
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 163
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 119
-
Фрукти та овочі покращують якість сну на 16%, кажуть науковці: деталі
Життя 17927
-
Гладка шкіра без зморщок: дев’ять продуктів, які містять велику кількість колагену
Життя 14946
-
Що буде з Україною без зброї США. Три сценарії та нова роль Європи
11454
-
Чому small talk більше не про погоду – і як навчитися бути ввічливим, а не нав’язливим
Життя 9484
-
Росія запустила завод з виробництва патронів для автоматів Калашнікова у Венесуелі
Бізнес 7958