Когда разорится Цукерберг или О спросе на законы
Одна из ключевых идей этатизма состоит в том, что закон и следующий из него порядок являются внешними по отношению к обществу явлениями.
Одна из ключевыхидей этатизма состоит в том, что закони следующий из него порядок являютсявнешними по отношению к обществуявлениями. Люди, будучи предоставленнымисами себе, или, в терминологии обществоведов,находящиеся в «естественном состоянии»,не способны ни к какой организации, онинемедленно начинают грабить и убиватьдруг друга. Только спасительноевмешательство со стороны в виде мудрогогосударства и его законодательстваспособно остановить этот разрушительныйпроцесс. Более того, считается даже, чтогосударство способствует всяческомупроцветанию, «обеспечивая и гарантируя»права собственности, например. Мы жевсе знаем, как важна неприкосновенностьсобственности в деле экономическогоразвития. И уже совсем очевидно, чтоколь скоро государство «обеспечиваетправа собственности» да и вообще, право,как таковое, то ему для этой роли должнапринадлежать монополия на принуждение.
В этой колонкея хочу обратить внимание на очевидныеи всем известные факты, которые явнопротиворечат этой теории. Факты, которыеподтверждают тот тезис, что право иправо собственности, в частности, естьпродукт общества и его существованиеи поддержание не нуждается в государствеи монополии на принуждение. Мы не будемсейчас говорить о том, как и почемувозникает право в социуме, а просторассмотрим два простых примера.
Первый пример— это «право топикастера», существующеев интернете. Оно подразумевает, чточеловек, запостивший нечто, может вдальнейшем регулировать ход обсуждения,вплоть до того, что он обладает правомудалять комментарии других участникови даже удалить свой собственный пост.Это право нигде не «зафиксировано» иникем не «внедрено». Это право, существующеефактически и поддерживаемое, то есть,признаваемое пользователями интернета.Фактически, это все то же правособственности — топикастер создаетнечто и распоряжается этим нечто посвоему усмотрению, остальные членысообщества могут тоже использовать этонечто, но правила устанавливает тот,кто это нечто создал. Это право, повторю,существует объективно, вне зависимостиот мнения участников обсуждения, которыесами лично могут быть против всяческойчастной собственности и «эксплуатациичеловека человеком».
Интересно, чтов ситуациях, когда номинальный владелецплощадки, - конкретного сайта или форума,пытается устанавливать свои правилана этот счет (например, запрещаеттопикастерам удалять комментарии подсвоими постами), всегда возникаютконфликты. Если такая площадка неявляется сливным бачком и местом работыплатных троллей, то обычно она деградируетв результате такого регулирования.Публика не горит желанием использоватьресурс, нарушающий ее право собственности.
Второй примериз этой же серии — это право бана, котороеособенно широко используется в социальныхсетях. Вы не только можете удалить ненравящийся вам комментарий, но и забанитьего автора и с этого момента, он и еготворчество больше не будет докучатьвам в вашей ленте. Право бана яснодемонстрирует нам одну очевидную вещь— существует устойчивый спрос наинструменты защиты прав собственностии существует он вне всякого государстваи без всякого его содействия. Для того,чтобы это понять, представьте себеФейсбук, в котором вы не можете забанитьнегодяя. Представили? Я тоже нет. ТакойФейсбук, если бы он существовал, был бысовсем маргинальной сетью, никто бы несвязывал фамилию Цукерберг с новымитехнологиями и финансовым успехом. Негосударство и его удивительные законызаставили реального Цукербергапредусмотреть право бана, и это не егособственное изобретение или добраяволя. Это очевидный спрос со стороныпотребителей, которые желают иметьинструмент защиты своей собственности.И это означает, что права собственностисуществуют объективно вне зависимостиот доброй воли государства или Цукерберга.
Кстати,заметьте, что в Фейсбуке существует ещеодин вид бана — это «государственныйбан», когда некая администрация лишаетпо ей одной известным причинам (частосвязанным с фантазиями реальногогосударства на тему расизма, порнографииили hate speech)некоего пользователя доступа к прелестямФейсбука. В отличие от обычного бана,который, в худшем случае, ограничиваетсяскандалом между двумя людьми и никакне касается всех прочих участниковсети, здесь очень часто бурлят настоящиестрасти, собираются подписи, пишутсяпетиции, в общем, все, как в «настоящей»политической жизни. Между тем, вполнеочевидно, что обычного персональногобана более чем достаточно для того,чтобы оградить себя от деятельности ненравящегося вам персонажа. «Государственныебаны» в Фейсбуке наносят ущерб не толькозабаненому, но и всем тем, кто не имеетк нему претензий и хотел бы и дальшечитать милые глупости, которые он тампостит. Впрочем, Цукерберг здесь в своемправе, Фейсбук — это его собственностьи он устанавливает на ней свои правила,принимая все прибыли и издержки. Еслиего понимание того, где заканчиваютсяграницы его собственности и начинаютсяграницы собственности пользователейбудет, скажем так, неадекватным, онпросто разорится. С государством, увы,такого не произойдет, но это уже темадругой колонки.
- Карабаський досвід та шлях до справедливого миру для України Юрій Гусєв 11:17
- Аналіз законопроєкту №14098: розширення доступу до БВПД для сиріт та молоді Валентина Слободинска 10:11
- Як війна змінила українську економіку: виклики, адаптація та нові можливості Сильвія Красонь-Копаніаж 10:00
- Чому грантова заявка провалилась, і як зробити так, щоб наступного разу виграти Олександра Смілянець вчора о 20:33
- Чому українські спортсмени змінюють громадянство Тарас Самборський вчора о 16:04
- Неправильні бджоли на ринку золота Володимир Стус вчора о 03:29
- Аналіз ситуації з Ольгою Харлан під час Чемпіонату світу у серпні 2023 року Тарас Самборський 17.10.2025 15:01
- "Водна армія": як хвиля фейків знищує репутацію за ніч Михайло Зборовський 17.10.2025 13:39
- Нерухомість під час війни: чому інвестиції в Київ та область стають "новою класикою" Антон Мирончук 17.10.2025 10:43
- Багатолике зло: якою буває корупція Анна Макаренко 16.10.2025 17:21
- Матриця Ейзенхауера: як відрізняти термінове від важливого та не вигорати Олександр Скнар 16.10.2025 12:00
- Енергостандарти-2025: спільна мова з ЄС Олексій Гнатенко 15.10.2025 18:47
- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк 15.10.2025 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна 15.10.2025 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак 14.10.2025 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" 122
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика 89
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету 66
- Чому українські спортсмени змінюють громадянство 59
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами 55
-
У Польщі назвали професію, де зарплати зростають швидше, ніж в IT
Бізнес 17225
-
Росія програла 20-річний судовий процес проти ексакціонерів ЮКОСу: має заплатити $65 млрд
Бізнес 13695
-
В Україну заходить новий фонд, який хоче інвестувати $500 млн. Які галузі його цікавлять
Технології 8643
-
Планета Кіно запустила онлайн-кінотеатр, а потім закрила. Що не спрацювало – пояснює співвласник
Технології 6483
-
Православні країни приречені жити гірше? Клімкін питає Грицака: великий подкаст
6121