Путин, «государствообразующие элиты» и провидение Господне
Не знаю, как там читатели этой колонки, но ее автор никогда не связывал особых надежд с «победой Майдана». То есть, никогда такого не было, чтобы я думал «ну вот сбросим Януковича и заживем!» Нет.
Не знаю, как там читателиэтой колонки, но ее автор никогда несвязывал особых надежд с «победойМайдана». То есть, никогда такого небыло, чтобы я думал «ну вот сбросимЯнуковича и заживем!» Нет. Я прекраснопонимаю, что от того, кто захватит власть,мало что меняется, поскольку проблемав самой «власти». Честно говоря, главноймоей надеждой была неизбежная пауза вгод, а то и в два, пока, с одной стороны,«революционная» власть разбирается спопередниками и делит бабушкин сервиз,а с другой – пока публика еще помнит,что привело ее на Майдан и готова, какминимум, крутить дули в ответ напоползновения революционеров на еекарманы. Такая пауза была в 2005-м году ипублика ее благополучно проспала,переложив тяготы забот о себе на товарищаЮщенко. Сейчас, думал я, народ поумнел,цена победы высока, да и в ходе самогоМайдана люди активно применяли тепрактики, в которых, как мне кажется исостоит наше будущее.
Однако, никакой паузыне случилось, а случился Путин, Крым ипостоянная угроза войны. Эта ситуацияопасна двумя моментами. Во-первых, всевнимание публики приковано к Путину иего войне. Никто не знает, что будетзавтра, а потому, деятельность, рассчитаннаяна долгий срок, да еще, к тому же,направленная на перемены, спросом втакой обстановке пользоваться не будет.Во-вторых, государство, конечно же, наполную катушку использует момент всвоих интересах, делая то, до чего, будьусловия мирными, у него бы еще не скородошли бы руки. После Майдана мы с вамиуже потеряли много свободы, одни вчерашниепоправки к законам о том, как правильнолюбить Родину, очень многого стоят.
В общем, может показаться,что дела наши достаточно плохи. Однако,это не совсем так. Будь я религиознымчеловеком, я бы сказал, что Господь зряне посылает нам всякую гадость и разтак, то нужно попытаться увидеть, в чемже польза от происходящего. Тут, конечно,я ни на что не претендую, я рассматриваюпроисходящее исключительно со своейколокольни и с этой колокольни виднытолько процессы, связанные с деятельностьюгосударств. И вот с этой точки зрениянаблюдаются интересные вещи.
Так уж получилось, чтоукраинцы помимо собственной воли, периодически оказываются в авангардеантибюрократической и шире –антиполитической революции, котораянабирает все большие обороты. Этареволюция пока что мало осознана самимиучастниками, самое главное, что у неепока что нет своего языка, она пытаетсяговорить на существующем политическомязыке и выходит это очень смешно истрашно. Можно долго объяснять, почемуэти процессы отличаются от предшествующихреволюций, попрошу лишь обратить вниманиена их явную антиполитическую направленность(«мы не верим никаким политикам!») ифактическое растворение политическойсистемы координат (правое-левое и т.п.),когда вы пытаетесь их описать. В принципе,уже этих двух моментов было бы достаточнодля того, чтобы говорить о явной новизне,но их, конечно, больше.
Так вот, как сказал наднях товарищ Караганов, «на Украине за20 лет так и не возникли государствообразующиеэлиты». Это очень важное наблюдение,даже несмотря на то, что с ним горячосогласится большинство читателей этойколонки. При этом, у нас есть вполнеэлитные предприниматели, врачи, ученыеи даже системные администраторы, а вотс «государствообразующей» элитой несложилось. В этом месте и заключенапольза Путина с его войной. Ведь до сихпор, согласившись с Карагановым, нашапрогрессивная общественность бежаланемедленно создавать «государствообразующиеэлиты». Ничего у нее, конечно, не выходилои она тяжко страдала от этого. Путин жеясно дает понять, что политическаяповестка дня закрыта. Проще говоря,рядом с Украиной есть Мордор, начальствокоторого никогда не согласится с тем,чтобы Украина была в ЕС или в НАТО. Малотого, Мордор желает под видом федерализацииразделить Украину так, чтобы восточные«пророссийские» регионы могли блокироватьжелания прогрессивной общественности.Или война.
Как бы не развивалисьдальше события, вариант «нас приняликуда надо и сделали нам хорошо» вобозримой перспективе исключается.Исключаются и промежуточные вариантывроде «к власти пришла молодая командареформаторов и тут такое началось».Если подумать, то в политической повесткеостается только тоска и безысходность. При этом, тоска и безысходность там была всегда, просто Путин со своей войной сделал ее очевидной. Путин играет здесь роль, которую играет, например, кот, вытаскивающий на глазах изумленных гостей куриную кость из-под кровати. Он делает очевидными некоторые вещи, например, то, что неплохо было бы устроить генеральную уборку.
В общем, давно порапонять, что если до сих пор не сложилосьгосударствообразующих элит, то, видимо,это не зря. Что-то у нас не то в воздухе, наверное.А если задуматься о том, что этим элитам,там где они есть и процветают, уже давнонечего предложить, становится ещеинтереснее. И, наконец, вспомнив о том,что на счету украинцев уже два майдана,второй из которых (да и первый, в общем,тоже) был явно антиполитическим, можноприйти к выводу, что «государствообразующихэлит» у нас нет не случайно. Более того,в этом обстоятельстве – огромноепреимущество украинцев перед народами,у которых они есть и глубоко окопались,в этом обстоятельстве наша надежда.
Поэтому, давайте ужезавязывать с политической повесткойдня. Она умерла, о чем нам и доложилтоварищ Путин. Давайте уже переходитьк повестке дня, которая будет определятьлицо будущего мира, к повестке днядобровольных взаимодействий и добровольныхассоциаций, повестке дня, которая непризнает любого вмешательства в этивзаимодействия, под каким бы соусом ононе подавалось.
Для "Контрактов"
- Економіка суперечностей: що Гегель — і каструля борщу — вчать про стратегію Сергій Дідковський 14:44
- Карабаський досвід та шлях до справедливого миру для України Юрій Гусєв 11:17
- Аналіз законопроєкту №14098: розширення доступу до БВПД для сиріт та молоді Валентина Слободинска 10:11
- Як війна змінила українську економіку: виклики, адаптація та нові можливості Сильвія Красонь-Копаніаж 10:00
- Чому грантова заявка провалилась, і як зробити так, щоб наступного разу виграти Олександра Смілянець вчора о 20:33
- Чому українські спортсмени змінюють громадянство Тарас Самборський вчора о 16:04
- Неправильні бджоли на ринку золота Володимир Стус вчора о 03:29
- Аналіз ситуації з Ольгою Харлан під час Чемпіонату світу у серпні 2023 року Тарас Самборський 17.10.2025 15:01
- "Водна армія": як хвиля фейків знищує репутацію за ніч Михайло Зборовський 17.10.2025 13:39
- Нерухомість під час війни: чому інвестиції в Київ та область стають "новою класикою" Антон Мирончук 17.10.2025 10:43
- Багатолике зло: якою буває корупція Анна Макаренко 16.10.2025 17:21
- Матриця Ейзенхауера: як відрізняти термінове від важливого та не вигорати Олександр Скнар 16.10.2025 12:00
- Енергостандарти-2025: спільна мова з ЄС Олексій Гнатенко 15.10.2025 18:47
- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк 15.10.2025 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна 15.10.2025 13:29
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" 122
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика 89
- Чому українські спортсмени змінюють громадянство 73
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету 66
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами 55
-
У Польщі назвали професію, де зарплати зростають швидше, ніж в IT
Бізнес 20324
-
В Україну заходить новий фонд, який хоче інвестувати $500 млн. Які галузі його цікавлять
Технології 9258
-
Планета Кіно запустила онлайн-кінотеатр, а потім закрила. Що не спрацювало – пояснює співвласник
Технології 6999
-
Православні країни приречені жити гірше? Клімкін питає Грицака: великий подкаст
6221
-
Данська Vestas призупинила свій найбільший проєкт у Польщі
Бізнес 3198