Как выдворить олигархов из политики: руководство к действию
Украинская политика это песочница для олигархов, где в роли песка – мы, украинцы. Как разорвать связку политики и олигархов, вырастить новую элиту и создать поле для конкуренции идей? Руководство к действию: 5 правовых шагов.
Олигархия – “власть немногих”: людей, владеющих большой собственностью и существенно влияющих на политику. Монополизированные ими секторы экономики используются для концентрации еще большей политической власти, а власть – для наращивания собственного капитала. Этот замкнутый круг – суть политическая коррупция, превратившая украинскую политику в песочницу для олигархов, где в роли песка – мы, украинцы.
Как вырвать политику из удушающих объятий олигархов, взрастить новую политическую элиту и освободить поле для идеологической конкуренции политиков, вместо финансовой конкуренции олигархов? Необходимо и достаточно соврешить всего 5 шагов, приняв соответствующие правовые нормы.
Шаг 1: Ввести государственное финансирование партий.
Согласно информации из официальных отчетов партий, сумма средств, потраченных партиями на парламентских выборах 2014, составила 674 миллиона гривен. Эксперты же оценивают общий рынок услуг политтехнологов, рекламщиков, и других специалистов, зарабатывающих на выборах, в 1 миллиард долларов. Ежемесячное “содержание” партии, при этом, обходится от 2 до 6 млн долларов.
Такие большие деньги в политику способен инвестировать только крупный бизнес – олигархи. Раскрутив партийный бренд, без сомнения, они получают свои дивиденды – возможность влиять на законодательство и его исполнение, продвигать собственные бизнес-интересы. Это и есть сращивание между партиями и финансово-промышленными группами – причина и форма существования политической коррупции. Возникновение независимых от денег олигархов политических партий – залог появления новой политической элиты, которая сможет выражать интересы и решать проблемы общества, а не олигархов.
Чтобы побороть денежную олигополию, целый ряд европейских, и не только, стран практикует государственное финансирование политических партий. Такое финансирование может быть прямым – в виде денежных средств на уставную деятельность партии или компенсации расходов на избирательную кампанию; а также непрямым – предоставляемое эфирное время, выпуски печатных изданий и налоговые льготы для доходов партий.
В Германии, Швеции и многих других странах государство помогает финансами не только самим партиям, но и припартийным фондам – распространяющим партийную идеологию и осуществляющим политическое образование. Немецкие христианские демократы, например, известны благодаря деятельности Фонда Конрада Аденауера, либералы – через Фонд Фридриха Науманна, “зеленые” – через Фонд Гайнриха Бёлля.
Интересно, что тратить деньги на укоренение демократических политических идеологий немцы решили после того, как после распада Кайзеровской империи, жители молодой и неопытной демократии – Веймарской республики – имея в своем распоряжении работающие институты представительской многопартийной демократии, привели ко власти диктатора Гитлера в 1933 году. Напоминает кое-кого, не правда ли?
Антикоррупционная стратегия, разработанная Реанимационным Пакетом Реформ и принятая Верховной Радой в октябре, обещает “введение прямого государственного финансирования деятельности политических партий как бюджетного финансирования уставной деятельности партий на основе результатов выборов, в частности поддержку политических партий, не имеющим парламентского представительства, так и возмещение расходов на избирательную кампанию политическим партиям, преодолевшим избирательный барьер, в установленном законом размере”. Вместе с тем, в финальный текст Коалиционного соглашения такое обязательство не вошло, хотя и обсуждалось на этапе его составления.
В законе о государственном финансировании партий в Украине важно предусмотреть децентрализацию средств на региональные ячейки партии, припартийные молодежную и женскую организации, а также выучить урок Германии и финансировать идеологическое и политическое просвещение через припартийные фонды. Конкуренция идей вне олигархической повестки дня, а также лидеров внутри партии на основе реальной народной поддержки – как показывает европейский опыт – не заставит себя долго ждать.
Шаг 2: Ограничить политическую телерекламу.
Или полностью запретить.
Парламентские выборы 2014 года показали, что не только партии “покупают” избирателей, но и наоборот. Деньги, правда, в обоих случаях платит олигарх. Спуская никем не ограниченные бюджеты в эмоциональную рекламу на телевидении, партии продают себя как шоколад или кока-колу. И зрители – покупают.
Ответьте себе на вопрос: вы знали партию “Народный Фронт” еще в июле? Нет, никто не знал. О “Самопомочи” киевляне узнали на выборах мера в мае, остальное же население Украины впервые услышало о партии накануне парламентских выборов. Бренд “Оппозиционный блок” – еще в августе был неизвестен избирателю. До самого начала парламентской кампании партии-победители, или уместнее сказать новосозданные “бренды-победители”, не были известны ни своей разветвленной сетью на местах, ни успешной историей партийных достижений для общества.
Динамика рейтингов новых политических брендов
на Парламентских выборах 2014 г. в Украине
Результаты опросов и голосования показывают, что поддержка брендов-победителей стремительно выросла как минимум вдвое всего за один месяц. Как же неизвестным доселе партиям удалось сорвать такой неслыханный куш? 84% средств из избирательных фондов партий (563 из 674 млн грн, по подсчетам сети ОПОРА) было потрачено на телевизионную рекламу.
88% избирательного фонда (93 млн грн) потратил на телерекламу “Оппозиционный Блок”, 84% (22,9 млн грн) – “Самопомич”, 77% (71,7 млн грн) – Народный Фронт. Согласно мониторингу Комитета “Равенство возможностей”, больше всего позитивной информации в последнюю предвыборную неделю про “Оппозиционный Блок” показывали каналы “Интер” и ТРК “Украина”, ТВі и “5 канал” активно поддерживали “Народный Фронт”. “Самопомич” активно присутствовала только на “Канале 24”, принадлежащем лидеру партии Андрею Садовому.
Доминирует на политическом рынке тот, у кого деньги. Это давно поняли страны с развитой и стабильной демократией, например англичане и французы. Поэтому, полностью запретили у себя не только теле-, но и радио-рекламу политиков и партий.
Украине тоже следует ввести подобные правила, если не полностью запретив, то по крайней мере существенно ограничив продолжительность политической рекламы на телевидении, а так же расходы на нее. Когда исчезнет возможность продавать эмоциональные бренды, созданные под выборы, придется наконец-то заниматься партийным строительством, общаться и с людьми, и – что самое страшное – вести последовательную политику, которую и будут помнить избиратели.
Шаг 3: Повысить прозрачность всех партийных доходов и расходов.
Недоступность ежегодных финансовых отчетов партии – первый шаг к повышению доверия избирателей. Более того, важны также финансовые отчеты о поступлениях и расходах на избирательную кампанию, публикуемые до дня голосования. Они могут существенно повлиять на результаты выборов, если избиратель обнаружит там след олигархического финансирования, так тщательно скрываемый за фамилиями родственников кандидатов и ни о чем не говорящими, на первый взгляд, названиями юридических лиц.
Согласно действующему законодательству, партии и кандидаты на парламентских выборах 2014 года подавали промежуточные финансовые отчеты 30 сентября – то есть, почти за месяц до дня голосования. Учитывая тот факт, что ЦИК продолжал регистрировать кандидатов в течении первой недели октября, эту норму закона выполнили далеко не все – ведь избирательный фонд, за поступления и расходы которого нужно отчитаться, можно открывать только после регистрации в ЦИК. Да и информация, полученная в начале избирательной кампании – непоказательна, основные поступления приходят именно в последний месяц.
Законопроект “О прозрачности финансирования политических партий в Украине и предвыборной агитации” (№4846 в Раде VII созыва), разработанный Движением ЧЕСТНО, предусматривал публикацию промежуточных финотчетов за 5 дней до дня голосования – такой отчет отображал бы основные финансовые операции партий, а у аналитиков и СМИ оказалось бы достаточно времени, чтобы их проанализировать. Несмотря на то, что подписантами законопроекта были Виталий Кличко, Олег Тягнибок, Сергей Соболев, Анатолий Гриценко, Юрий Стець, Андрей Шевченко, а также его поддерживали другие авторитетные парламентарии, в сентябре народные депутаты провалили голосование за него.
Тем не менее, Коалиционное соглашение обещает “усилить ответственность политических партий за невыполнение ими требований по открытости и прозрачности финансирования их деятельности” уже в первом квартале 2015 года, а во втором – “принять комплексные изменения в законодательство по обеспечению прозрачности финансирования партий и избирательных кампаний в соответствии с рекомендациями ГРЕКО”.
Шаг 4: Установить пропорциональную систему с открытыми региональными списками.
Об отмене мажоритарки и ведении открытых списков говорят как о требовании гражданского общества, которое нельзя игнорировать. Тем не менее, его смогли успешно проигнорировать депутаты VII созыва, большинство из них стали основой коалиции в новом Парламенте.
Согласно одной из моделей открытых списков, предложенной законопроектом №4906-1 (известен как “законопроект Ключковского”) накануне парламентских выборов 2014 года, на каждом избирательном округе партия формирует свой региональный список из примерно 10 кандидатов. Кандидаты в региональном списке расположены в порядке, определенном партией, но избиратель имеет право отдать предпочтение одному из кандидатов в рамках этого списка. Соответственно, позиция кандидата в конечном региональном списке партии определяется количеством отданных за него голосов. Параллельно подсчитываются и голоса, отданные в целом за ту или иную партию. А уже после соотнесения набранных ею процентов рейтингу популярности ее членов, выстраивается окончательный список лиц, избранных от этой партии в парламент.
Как открытые списки помогут выдворить олигархов из политики? Главный удар – исчезнет понятие “проходная часть списка”. Купить “проходное” место не удастся, шанс пройти будет несоизмеримо выше у кандидатов с поддержкой общества. Более того, поскольку на каждом округе получат шанс пройти несколько кандидатов от партии, вместе с “денежным мешком” пройдут и менее раскрученные, – как показывает украинский опыт выборов в округах.
Надежду на то, что следующие выборы состоятся на основе новой избирательной системе, дает Коалиционное соглашение. “Отказ от смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательной системы и введение пропорциональной избирательной системы выборов в Верховную Раду Украины, по которой избиратели смогут голосовать за конкретных кандидатов в многомандатных избирательных округах (пропорциональная система с открытыми списками)” – соответствующий закон депутаты парламентского большинства обязались принять уже в первом квартале 2015 года.
Шаг 5: Обеспечить неотвратимость наказания за нарушения избирательного законодательства.
Период избирательных кампаний – это особое время, включающее и выключающее действие целого ряда законодательных норм. Есть ряд нюансов в действующем регулировании, помогающих избегать наказания нарушителям законов о выборах.
Например, в Украине подкуп избирателей не является самостоятельным преступлением, а лишь способом совершения препятствования избирательному праву. Также, действующее законодательство предусматривает ответственность за “голосования на избирательном участке более одного раза”, вместо “голосования на выборах более одного раза”, – на эту проблему неоднократно обращала внимание сеть ОПОРА. Важным является усиление ответственности за нарушение тайны голосования, за предоставление или получение избирательного бюллетеня вопреки требованиям законодательства. Указанные проблемы мог решить законопроект №4741, так и не принятый Радой VII созыва перед парламентскими выборами. Его нормы следует обязательно принять уже перед местными выборами 2015 года.
Эти 5 правовых шагов помогут разорвать связку политики и олигархов, создать условия для появления партий нового типа - идеологичных и представительских, а также открыть им дорогу к управлению страной.
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов вчора о 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак вчора о 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін 21.11.2024 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз 21.11.2024 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов 21.11.2024 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21268
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 19955
-
Найбільший роботодавець і платник податків Херсонської області збанкрутував через війну
Бізнес 7930
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7714
-
Курс євро впав на 47 копійок: Який курс долара НБУ зафіксував на понеділок
Фінанси 6817