Ртутный криминал в Украине
Сгоревшие люминесцентные лампы считаются опасными отходами, но инфраструктуры их приема от населения нет. В чем риски?
«О, световые мечи!» – на субботнике в зеленой зоне около одной из школ ребята обнаружили целый пучок отработанных люминесцентных ламп. Взрослые еле успели предупредить, что это опасная вещь, а не игрушка.
Люминесцентные лампы наполнены газом с парами ртути. Если разбить одну такую лампу, в окружающую среду попадет от 1 до 70 мг высокотоксичного вещества. Испарившийся каждый грамм ртути способен загрязнить 300 м почвы и три тысячи кубометров воздуха. Пары ртути очень токсичны и имеют свойство накапливаться в организме, вызывая раздражительность, тошноту и головные боли. Признаки ртутного отравления проявляются не сразу, что делает его еще более опасным из-за невозможности своевременно оказать медицинскую помощь.
Ртуть содержат не только линейные лампы старого образца, но кольцевые и U-образные и спиральные энергосберегающие лампы. К разряду ртутных относятся также лампочки классической формы, обычно белого цвета, покрытые люминофором.
Крайних нет?
Выбрасывать в обычный мусорный контейнер сгоревшие люминесцентные лампы нельзя. Тем более, категорически запрещено выносить такие лампы на стихийные свалки, где они точно разобьются и отравят природу парами ртути. Именно поэтому утилизация поврежденных люминесцентных ламп должна производиться только в специальные контейнеры для приема опасных отходов.
Обнаружив опасные отходы в посадке у школы, мы решили добиться их правильной утилизации ответственными службами. Но это оказалось не реально в Запорожье (как и в большинстве городов Украины).
Запорожский монополист по вывозу бытовых отходов «Вельтум» не имеет лицензии на утилизацию ламп как опасных отходов, пояснили нам в компании.
Второй звонок – в Государственную службу чрезвычайных ситуаций. Они ответили, что утилизировать ртутные лампы – не их задача. И советовали обратиться в Запорожскую коммунальную аварийно-спасательную службу «Кобра». Где, выслушав нашу ситуацию, записали адрес свалки, но пояснили, что на такие находки не выезжают. «Мы лампы не принимаем, так как негде хранить, нет складов. Мы приезжаем и собираем, если разбитая ртуть на улице. А ваши лампы если разбиты, то ртуть уже в газообразном состоянии и испарилась», - пояснил командир отделения.
И предложил либо звонить в полицию, вызывать наряд для расследования факта создания незаконной свалки. Либо звонить фирме, которая имеет лицензию на прием и утилизацию отработанных электросберегающих ламп.
Увидев патрульную полицейскую машину, медленно проезжающую по дороге между стихийными свалками, мы кинулись к ним с вопросами. «Нашли ртутные лампы в посадке? – переспросил полисмен. – Это точно не к нам. Вызывать нужно МЧС». Круг замкнулся.
Вызывать следователя, чтобы написать заявление с требованием найти виновных в нарушении правил утилизации энергосберегающих ламп, мы не стали, пожалели время свое и правоохранителей.
Нам важней было найти, куда и как отвезти лампы на утилизацию, чтобы избежать дальнейшего экологического ущерба.
Проблема государства, а не одного города
Последняя новость на сайте Минприроды об утилизации ртутных ламп была опубликована…. в 2017 году. Тогдашний министр Остап Семерак отмечал, что сфера обращения с опасными отходами требует неотложных мер. «Если мы не остановим сейчас этот хаос, то Украину ожидает мусорный коллапс, а кучи ртутных ламп будут только множиться. Не буду напоминать, что ртуть - вещество, которое является реальной угрозой для жизни человека».
В 2020 году Украина собиралась присоединиться к Минаматской конвенции и установить четкие «правила игры» с жидким ядовитым металлом. С 2013 года Минаматскую конвенцию о ртути уже подписали 128 и ратифицировали 123 страны. Украина – одна из немногих стран, которые все еще медлят.
Почему это так важно? Положения Конвенции направлены на защиту здоровья человека и окружающей среды от антропогенных выбросов ртути и ее соединений. В частности, на постепенный запрет производства некоторых приборов с содержанием ртути, а также обязательное прекращение ее добычи.
Планировалось запретить использование ртутных и люминесцентных ламп и заменить их на лампы нового поколения - светодиодные (LED), запретить содержащие ртуть термометры и барометры, некоторые медицинские препараты. Отдельно Конвенция регулирует вопрос предотвращения обращения с опасными отходами.
Поэтому Министерство подготовило соответствующий проект Закона Украины «О присоединении Украины к Минаматской конвенции о ртути», который уже направлен на согласование в заинтересованные центральные органы исполнительной власти.
Украина, согласно проекту, хотела:
- отказаться от применения ртути и ее соединений;
- запретить создание новых и к 2032 году работу действующих предприятий по добыче первичной ртути;
- с 2020 года запретить производство, импорт и экспорт продукции, содержащей ртуть;
- урегулировать правила образования и накопления отходов I класса опасности;
- обеспечить контроль и сокращение выбросов и сбросов ртути и ее соединений.
Но законопроект так и не принят. И украинцев учат экономить электроэнергию и использовать энергосберегающие лампы – а инфраструктуры для их утилизации так и не создали.
Что за рубежом?
На территории Европейского Союза работают более 150 промышленных предприятий по обращению с отходами 1-го и 2-го классов опасности, которые закрывают практически весь спектр этих отходов. Директивами ЕС (в первую очередь «Рамочной директивой» № 98 от 2008 г.) установлены обязательства по маркировке, учету и контролю образования этих отходов до окончательного размещения или экологически безопасной утилизации или обезвреживания.
Отдельные правила касаются отходов электронного, электрического оборудования.
В Европейском Союзе повсеместно отказываются от использования ртути в любых медицинских приборах. А люминесцентные энергосберегающие лампы вообще отсутствуют в продаже.
В США полномочия по созданию систем управления отходами переданы на региональный и муниципальный уровни, но вместе с тем все регионалы отчитываются перед Федеральным агентством по охране окружающей среды.
Кроме Минаматской конвенции о ртути, существуют Стокгольмская конвенция об отходах 1-го и 2-го классов, которая требует принимать меры по обращению с этими отходами.
Частные проблемы
Если нет государственных служб, отвечающих за утилизацию ламп, то должны быть частные инициативы? В Запорожье через интернет мы нашли ООО «А-Энерго», которое получило лицензию на хозяйственную деятельность по обращению с опасными отходами в 2018 году. (Список лицензиатов, имеющих право на сбор, хранение и утилизацию опасных отходов, в том числе ртутных ламп, по всем городам, имеется на сайте Минприроды)
Несмотря на вечер пятницы, на звонок ответили сразу, но не утешили. «Мы не занимаемся приемом ламп от частных лиц, работаем только с организациями и юрлицами. Если хотите сдать нам лампы на утилизацию, вам необходимо подписать договор, оплатить услуги по безналу (10,50 грн за лампу), потом мы выезжаем на место и забираем опасные отходы», - объяснили в организации. Минимальный счет оплаты – от 500 грн., что достаточно реально для общественной организации или малого бизнеса.
А вот запорожское «НИИ «Укрэкопроект» работает с более крупными предприятиями, имеющими большие объемы утилизации электронных опасных отходов. Потому что цена утилизации одной лампы у них указана 6,90 грн, но дополнительно оплачивается транспортировка – от 1800 грн., что делает услугу недоступной населению и малому бизнесу.
Еще в 2016 году Всеукраинская Экологическая Лига вносила предложение постоянной депутатской комиссии по экологии Запорожского горсовета организовать и профинансировать за счет городского бюджета сбор отработанных люминесцентных ламп от населения. «Мы предлагали привезти мобильную установку для утилизации ламп, собранных от населения. Но тогда предложение не получило поддержки, - вспоминает Ирина Пирогова, руководитель запорожского филиала ВЭЛ, советница губернатора Запорожской области, - Законодательно нет четких требований по организации их сбора, а чиновники не хотят брать на себя такую ответственность, поэтому в большинстве городов Украины нет муниципальных систем сбора опасных отходов от населения. А бизнесу это делать невыгодно. Стоит сделать хотя бы разовую акцию и собрать ртутные лампы по всему городу. В Запорожской области в этом году будет создаваться региональный план управления отходами, и мы постараемся не выпустить из фокуса эту проблематику, изучить опыт других городов».
Отходы – это стихийная свалка, и ее должен убирать тот, на чьем балансе находится земля. Получается, по мнению Пироговой, обращаться нужно было в райадминистрацию… Но мы понимаем, что они не успевают убирать за населением даже простые свалки, не говоря об опасных отходах.
Сегодня люминесцентные лампы общедоступны и используются массово. Шанс, что одна из таких ламп находится в мусорном баке рядом с вашим подъездом или детской площадкой, где играет ваш ребенок – очень велик! Остается предупреждать население осторожно складировать опасные отходы, от энергосберегающих ламп, батареек, аккумуляторов к телефонам, до электронных и электрических отходов, в сухом и недоступном детям месте, – и требовать создания системы утилизации от региональных и центральных органов власти.
- Строк нарахування 3 % річних від суми позики Євген Морозов 09:52
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов вчора о 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак вчора о 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін 21.11.2024 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз 21.11.2024 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов 21.11.2024 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 23363
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21296
-
Мінекономіки пояснило, як отримати 1000 грн єПідтримки, і порадило задонатити їх на ЗСУ
Фінанси 9949
-
Курс євро впав на 47 копійок: Який курс долара НБУ зафіксував на понеділок
Фінанси 8979
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7731