Смотри и думай
Уроки сериала «Чернобыль» и взгляд на радиацию онколога, кардиолога и психиатра.
Сериал «Чернобыль» вдруг, в 2019 году, многих заставил серьезно задуматься над проблемой радиации и последствиями той далекой, казалось бы, катастрофы. «Авария на Чернобыльской АЭС имела для украинцев ранние и отдаленные последствия», – предупреждает генеральный директор Национального научного центра радиационной медицины Академии медицинских наук Украины Дмитрий Базика.
ННЦРМ был создан в 1986 году, но интерес у общества к его исследованиям проснулся только сейчас. «Ранние последствия касались тех, кто получил острую лучевую болезнь сразу после катастрофы. Сейчас уже наступил период отдаленных последствий. Опыт бомбардировки Хиросимы показывает: последствия радиации тянутся 70 лет. То есть Чернобыль будет влиять на здоровье украинцев еще, по меньшей мере, четыре десятилетия. Если в первые годы после аварии был всплеск лейкемии, теперь - рака щитовидной железы, то в скором будущем можно ожидать всплеск других раковых заболеваний. По прохождении 30-50 лет после аварии следует быть готовым к росту количества заболеваний раком легких и почек, раком молочной железы у женщин. На втором и третьем местах стоят психоневрологические патологии и заболевания сердечно-сосудистой системы. В целом, заболевания, которые активизировались после чернобыльской катастрофы, уже привели к серьезным проблемам в репродуктивной системе мужчин и женщин». Это мнение авторитетного человека, который посвятил изучению последствий радиации практически всю профессиональную жизнь, пугает. И всё же.
Какие отдаленные последствия Чернобыльской катастрофы могут угрожать Запорожскому региону, мы спросили у главного врача Запорожского областного клинического онкодиспансера, Михаила Есаянца. «Ионизирующее излучение, то есть радиация, относится к факторам, которые вызывают развитие онкологических заболеваний. Ионизирующее излучение выделено отдельным фактором в исследованиях и европейских, и израильских, и американских ученых. В большой дозировке воздействие радиации на человеческий организм вызывает мутации на клеточном уровне, что впоследствии приводит к раковым заболеваниям. Это факт. Ну а утверждать, что это будет через какой-то определенный отрезок времени – 10, 20 или 30 лет – я не могу», – успокоил он запорожцев.
При этом врач признал, что мы еще живем на донецком кристаллическом щите. У нас в любом случае уровень радиации выше, чем в других регионах.
Запорожская область находится на 4-м месте в Украине по количеству онкологических заболеваний. К сожалению, главный онколог области признал, что исследования о влиянии Чернобыльской катастрофы на жителей Запорожья он не встречал.
Дело в том, что все время до 1986 года и после происходило огромное количество различных, больших и маленьких, происшествий на атомных, химических и разных промышленных предприятиях: выбросы, аварии, взрывы. Что именно и как повлияло на здоровье – достоверно просчитать невозможно.
«Естественный радиационный фон существует всегда. А что касается конкретно Чернобыльской катастрофы, то ее влияние больше коснулось тех мест, куда распространилась волна радиации: Беларусь, Житомирская область. Туда, на северо-запад, шла волна радиации, там заражена почва. А уже из почвы различные элементы попадают в продукты питания и накапливаются в организме человека. Тяжелые изотопы осели на дно Припяти, Днепра, и оказывают воздействие преимущественно в месте своего нахождения, в том числе и на местную флору и фауну. Рыба, которая водится там, куда распространилось влияние радиации, может быть заражена и радиоактивна, а рыба, которая живет в Запорожском регионе, в плане радиации абсолютно безопасна», – отмечает кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной педиатрии Запорожского медицинского университета Андрей Каменщик.
Есаянц подчеркивает: «Чернобыль был давно, а раковых заболеваний по статистике стало больше совсем недавно. Причем преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта и молочной железы. Связано это, скорее всего с тем, что в пищу мы стали употреблять генно-модифицированные продукты. Слишком много в сельском хозяйстве используется пестицидов. А все это, проходя через наш организм, не столько питает его, сколько наносит ему огромный вред.
Рак легких, рак молочной железы, рак почек, рак простаты связаны, в том числе, и с нарушением обмена определенных гормонов. К примеру, рак молочной железы связывают с патологией толстого кишечника. Поэтому не только и не столько страшный невидимый зверь радиация виновата.
Уголь страшней атома?
Именно в эти дни в Германии разгораются серьезные протесты против угольных шахт. И причина не только в выбросах парниковых газов и их влиянии на климат. Исследования NASA доказывают, что ТЭС – теплоэлектростанции, сжигающие уголь – убивают неслышно и постепенно более четырех тысяч человек в месяц только в США. В Запорожском регионе эта проблема существует, подтверждает кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной педиатрии запорожского медицинского университета Андрей Каменщик: «В Энергодаре у детей выявляется большое количество заболеваний щитовидной железы. Это воздействие электростанции, но не атомной, а тепловой. Поскольку изотопы, которые содержатся в угле, более тяжелые, а что не сгорает, выбрасывается с сажей и через дыхание попадает в организм. Также отрицательно влияют на организм человека старые несовременные твердотопливные котлы – из-за выброса той же сажи».
«В рамках договора с ЕС об Энергетическом Содружестве, Украина обязалась в следующие 10-15 лет привести уровни выбросов ядовитых веществ в атмосферу от угольных ТЭС в соответствие с европейскими нормами», – рассказывает Олег Савицкий, эксперт по вопросам климата и энергетики Украинской Климатической Сети. – А пока из-за устаревших, а то и вовсе отсутствующих фильтров очистки дымовых газов ТЭС их выбросы пыли, двуокиси серы и окислов азота в Украине чрезвычайно высоки. Это увеличивает смертность от хронических болезней дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы».
К сожалению, в Украине государство и население вообще не беспокоится по этому поводу. Даже предупреждения экспертов о высоких рисках серьезных аварий в работе атомных станций в Украине остаются не услышаны. И это действительно очень страшно.
Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич предупреждает, что в Украине на данный момент из 15 работающих атомных реакторов 10 уже отслужили гарантийный срок эксплуатации, но их оставили работать еще на 10 лет. Еще у двух блоков гарантия заканчивается в 2020-м, у одного – в 2026 году, и у двух – в 2035 году. Дальше эксплуатировать АЭС невозможно. Угрозы касаются всех четырех АЭС: Запорожской, Ровенской, Южно-Украинской и Хмельницкой. Каждая является источником опасных радиоактивных отходов и влияет на здоровье даже при нормальной работе.
На украинских АЭС уже в наши дни нередки нештатные ситуации, когда энергоблоки приходится останавливать на «плановый ремонт».
Много говорилось о несовместимости американских топливных элементов Westinghouse, которые стали использовать на украинских АЭС после 2014 года, чтобы отказаться от «российских». Реакторы советского образца Сборки от Westinghouse к аварии не приводят, но деформируются в реакторе, что ведет к значительным издержкам производства энергии. При этом реакторы, рассчитанные на топливные сборки ТВЭЛ, приходится выводить из эксплуатации для замены испорченных американских кассет. Первой Westinghouse стала использовать Запорожская АЭС. Думается, что к последним словам академика Легасова стоит прислушаться уже сейчас, чтобы потом не пришлось сокрушаться, мол, «а нас ведь предупреждали»…»
Японцы – легенда внимательности и скрупулёзности, и то допустили и так не смогли ликвидировать аварию на Фукусиме. Германия после этой аварии приняла решение полностью закрыть ВСЕ атомные станции как опасные. А смелые украинцы планируют достраивать новые энергоблоки на Хмельницкой атомной.
Бояться – быть осторожным
Почему тема Чернобыля и радиации вызывает сейчас столько интереса и неоднозначных вопросов, как у простых людей, так и у специалистов, объяснила врач, психотерапевт, директор консалтинговой компании «Пситрон» Анна Пришутова: «Чем больше времени проходит со дня события, тем большую вариативность мнений и суждений мы видим. Что-то становится более понятным (по сути, в связи с развитием науки или получением большего количества информации по тому или иному вопросу), что-то кажется более однозначным (как великое видится на расстоянии, так истина, зачастую, меняет своё лицо с течением времени), что-то неизбежно теряется (понимание мотивов и причин поступков людей, понимание их чувств уходит вместе с эпохой). Есть в этих процессах общие тенденции, связанные, в основном, с работой человеческой психики. Так, например, с потерей ощущения личной причастности, «живой» боли (а это всегда происходит, когда проходит время, уходят из жизни очевидцы и непосредственные участники событий), человек испытывает меньше эмоций. Мы меньше радуемся и меньше боимся. С одной стороны, это хорошо, так как мы получаем возможность адекватно усвоить опыт: рассуждать, подвергать логическому анализу произошедшее, разобраться в причинах и ходе процесса, разработать какие-то меры профилактики. И надеюсь, всякий раз успеваем это сделать, иначе... Иначе в силу вступает другая сторона, мы перестаем воспринимать событие как очень значимое и важное, именно потому, что перестаем его бояться. И почти автоматически, мы перестаем быть осторожными в этом аспекте».
В любом случае, хорошо еще раз вспомнить о Чернобыле и подумать о неоднозначности атомной энергетики как источника энергии в руках человека обыкновенного ошибающегося, о значении личности в истории, о роли коллективной деятельности как социального явления.
«Риски всегда есть, но их не нужно бояться, их необходимо прогнозировать и предотвращать», – оптимистичен Андрей Каменщик.
Итак, думайте, анализируйте информацию, делайте выводы. А мы свои сделали.
«Экосенс», вместе с международной климатической инициативой IKI, выступает против строительства атомных электростанций в Украине и за развитие возобновляемой энергетики.
- Що чекає українську переробну промисловість та перспективи Кіровоградщини Юлія Мороз вчора о 16:10
- Водневі ініціативи в Україні: роль адвокації та GR у розбудові майбутньої енергетики Олексій Гнатенко вчора о 12:35
- Ваші гроші, ваше майбутнє: чому важливо перемогти фінансові злочини в державному секторі Акім Кібновський 13.08.2025 21:38
- 60 днів до межі: чому ротація рятує життя і фронт Віктор Плахута 13.08.2025 12:46
- Чого чекати від 15 серпня? Олександр Скнар 13.08.2025 09:03
- Дистанційне управління бізнесом: приховані загрози та мільйонні втрати Артем Ковбель 12.08.2025 23:15
- Небезпечний Uncapped SAFE Note: що це таке і як інвестору не потрапити в пастку Роман Бєлік 12.08.2025 18:30
- Тіньова імперія Telegram: як право і держава приборкують анонімну свободу Дмитро Зенкін 12.08.2025 14:58
- Гра за правилами: чому відповідальність – це основа гемблінг-індустрії Михайло Зборовський 12.08.2025 12:30
- Перемовини США та рф приречені Ігор Шевченко 12.08.2025 12:27
- Зберегти код нації: особистий досвід гуцулки про українську ідентичність за кордоном Наталія Павлючок 12.08.2025 11:22
- Ваш генератор може заробляти Ростислав Никітенко 12.08.2025 10:14
- Базовая военная подготовка в вузах: права студентов и последствия отказа Віра Тарасенко 11.08.2025 22:18
- Порівняння податкових навантажень: Велика Британія vs Кіпр для IT-компаній і фрілансерів Дарина Халатьян 11.08.2025 17:41
- Енергія хорошої пам'яті Євген Магда 11.08.2025 17:20
-
Вкладник намагався відсудити у ПриватБанку 3 млрд євро за депозит 1995 року
Фінанси 28112
-
У "маркетплейсі дронів" DOT-Chain Defence виконали перші замовлення
оновлено Бізнес 7905
-
Гетманцев: Рада не планує ухвалювати закон щодо крипторезерву, НБУ проти
Фінанси 6271
-
Рвана піксі – тренд стрижок із 90-х, що знову актуальний: кому вона підійде та як її укладати
Життя 5181
-
Галина Ободець: "Українське походження товару – ще не гарантія успіху на полиці"
Новини компаній 4584