Правовой режим сэмплов или о цитировании в музыке
Производные музыкальные произведения, сэмплы, аранжировки, обработка музыки
Сегодня особо актуальным направлением в музыкальном искусстве является создание музыкальных произведений с использованием (заимствованием) фрагментов других музыкальных произведений. Это вполне объяснимо: с помощью заимствования фрагментов из известных музыкальных произведений, новое произведение гораздо быстрее может завоевать популярность у слушателей. Процесс создания таких произведений предполагает перемещение отрывка из одного музыкального произведения в другое и называется сэмплированием (от англ. sample — относительно небольшой оцифрованный звуковой фрагмент (http://ru.wikipedia.org/wiki/Семпл). Сэмплирование может быть осуществлено механическим путем, когда один отрывок из фонограммы выделяется и вставляется в фонограмму нового произведения, так и немеханическим путем, когда тот же самый фрагмент оригинального произведения будет исполнен заново с помощью музыкальных инструментов и (или) голоса.
Важно заметить, что при сэмплировании не происходит какого-либо изменения мелодии, гармонии или ритма, что имеет место при обработке музыкального произведения, как не идет речь и об аранжировке, предполагающей переложение музыкального произведения для иного (сравнительно с оригиналом) состава исполнителей, другими словами, требующей творческой деятельности по определению общей концепции звучания, подбору конкретных инструментов, сочинения музыкальных партий и т.п. Сэмплирование всегда носит яркий фрагментарный характер и, очевидно, что в подавляющем большинстве случаев, используется наиболее запоминающийся (известный) отрывок. Причем нет смысла изменять мелодию, гармонию или ритм заимствованного отрывка. Он узнаваем!
Как известно, цитата — это дословная выдержка из какого-либо текста сочинения, текста или дословно приводимые чьи-то слова. Вставка сэмпла в новое музыкальное произведение есть дословная, относительно небольшая выдержка из другого сочинения и может рассматриваться как цитирование. Отсюда, напрашивается вывод: использование коротких сэмплов при создании новых музыкальных произведений допускается без согласия автора (или иного лица, которому принадлежат авторские права). Этот вывод кажется очевидным и правильным.
В то же время, всем специалистам по праву интеллектуальной собственности известно, что часть произведения, если она является результатом творческой деятельности, выражена в объективированной форме и может быть использована самостоятельно, есть объектом авторского права. Согласно ст. 9 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» часть произведения, которая может использоваться самостоятельно, в том числе и оригинальное название произведения, рассматривается как произведение и охраняется в соответствии с названным Законом. По мнению автора, сэмпл, в подавляющем большинстве случаев, является частью музыкального произведения, которая может использоваться самостоятельно. Заимствованный фрагмент является оригинальным, новым и есть результат творческой деятельности его автора.
Согласно п. 4 ч. 1. ст. 14 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» автору принадлежит личное неимущественное право требовать сохранения целостности произведения, именуемое еще как право на неприкосновенность произведения. Содержание названного права требует получение согласия автора на совершение любых действий, в результате совершения которых может быть нарушена целостность произведения. При выделении сэмпла и перенесении его в другое произведение указанное личное неимущественное право автора затрагивается в любом случае. Представляется, что допустимость Законом свободного использования музыкального произведения или его самостоятельной части должно непременно корреспондироваться с соблюдением права автора на неприкосновенность его музыкального произведения. И, как следствие, семплирование не должно рассматриваться исключительно как цитата музыкального произведения, использование которой не требует согласия автора.
- Благодійна діяльність в Україні під час дії воєнного стану Оксана Соколовська 16:10
- Юридична практика у спорах з банками: реальний приклад Павло Васильєв 12:18
- Нові правила експортного контролю: виклики та можливості для українського бізнесу Ростислав Никітенко 12:12
- Від entry-level до CEO: розбираємо головні бар'єри для жінок у корпоративному світі Юлія Маліч 12:10
- Про Молдову, вибори і російський слід Галина Янченко 09:58
- Судовий збір при заявлені цивільного позову у кримінальному провадженні Євген Морозов вчора о 20:02
- Скасування Господарського кодексу: ризики для бізнесу та економіки Володимир Бабенко вчора о 17:11
- Розпочато роботу над вебплатформою судових рішень War Crime Леонід Сапельніков вчора о 14:41
- Маємо забезпечити армію якісним майном Дана Ярова вчора о 14:21
- Нові зміни до Кримінального кодексу України: що потрібно знати Оксана Соколовська вчора о 13:27
- Судова практика: відміна виконавчого напису приватного нотаріуса Павло Васильєв вчора о 12:31
- Сектори польської економіки, в які інвестує український бізнес Сильвія Красонь-Копаніаж вчора о 12:10
- Санкції та їх оскарження в ЄС: що варто знати українському бізнесу та адвокатам Ростислав Никітенко вчора о 12:08
- Відвід судді: закон, практика та поради Владислав Штика 03.11.2024 23:06
- Темна сторона онлайн-шопінгу: Temu потрапив під приціл ЄС Дмитро Зенкін 03.11.2024 21:00
-
Освітні втрати набирають обертів: чому школярі масово виїжджають і не планують повертатися
Думка 22562
-
Найбільший завод з виробництва свинцю в Україні визнали банкрутом
Бізнес 10906
-
Укрнафта пробурила найглибшу свердловину за останні вісім років. Дає нафту та газ
Бізнес 10668
-
Хазяїн Грузії, Потопельники зі США, Українські скамери оббирають росіян. Найкращі історії світу
4902
-
Україна відбудувала останній з трьох мостів через Десну, які були зруйновані у 2022: фото
Бізнес 4329