Про аваркомов, «ассистанский бизнес» и не только
Небольшой экскурс в прошлое и попытка спрогнозировать перспективы развития ассистанса и аварийного комиссарства в Украине.
В далеком 2003 году в материалахЯлтинского форума была размещена моя статья о создании системы независимогоурегулирования в Украине. Цель – экономия средств страховых компаний благодаря совместномуиспользованию независимой сети аварийных комиссаров по всей Украине. Наудивление, одна из ведущих страховых компаний сразу же отреагировала на этуидею и уже в 2004 году между нашей компанией и СК был подписан договор, покоторому мы уполномачивались обслуживать ее клиентов в различных регионахУкраины.
С целью расширения сети мы вместес одним из обучающих центров организовали подготовку своих региональныхпредставителей, которые по окончанию обучения получали свидетельства аваркомов,а после годовой стажировки – также свидетельства оценщиков транспорта. Не могусказать, что все шло просто и гладко, но все же, в относительно короткие сроки,нам удалось накрыть своей сетью большую часть областей Украины. Кроме того,после создания в 2006 году фирмы «ДЕКРА Эксперт» созданная сеть использоваласьи для развития рынка оценочных и экспертных услуг. Не оставался в накладе истраховщик: экономя на содержании штатных урегулировщиков, он получил взаменкачественное обслуживание, и одновременно, экспертный «фильтр», отсекающийфальсифицированные ДТП.
Наше развитие успешнопродолжалось до 2006 - 2007 года, пока ряд украинских страховщиков, чуть ли неодномоментно, решили создавать свои ассистансы. Сразу же после своего создания,практически все они прибежали к нам с предложением подписать договор дляобслуживания клиентов представляемых ими страховщиков. Одним из дополнений кдоговору был список наших региональных представителей…..по которому ассистансыначали обзванивать наших региональных партнеров и предлагать им работатьнапрямую. Ну, в смысле, - минуя нас. В общем все закончилось тем, что менеджерыассистансов, чуть ли, не сталкиваясь лбами в офисах страховщиков, убеждалистраховых топов в своей уникальности и незаменимости, размахивая при этом спискомпозаимствованных у нас аваркомов.
Не желая толкаться на сужающемсярынке, мы решили понаблюдать за этим со стороны. И вот, наконец-то все пришло ксвоему логическому завершению – аваркомы (справедливости ради скажу, что срединих уже много тех, кто с нами ранее не работал), зажатые со всех сторон, сталиотказываться обслуживать клиентов по расценкам, которые, как выяснилось, неменялись с тех времен, как мы подписали наш первый договор. Как говорят внароде, лавочка закрылась.
Не буду вдаваться в экономическуючасть данной проблемы, ее хорошо описал в своей статье Олег Паращак (http://forinsurer.com/news/17/03/04/34973),лишь скажу, что рынок ассистанса погубили те самые пороки, которыми страдает ивесь страховой рынок: жадность, беспринципность и полное отсутствие намеков накакую-либо социальную ответственность.
И вот, когда украинский ассистансвместе со всем страховым рынком опустился на дно, мне хотелось бы озвучитьновую концепцию, которая бы помогла спасти его от дальнейшего погружения в ил.А, если повезет, позволит начать подниматься вверх.
В последнее время обозначился целыйряд факторов, которые поднимают значение аваркомов в процедуре урегулированиямоторных убытков. Так, путем многолетних изменений в Закон об ОСАГОстраховщики, по сути, сделали из участников ДТП бесправных субъектов, которые весьмаограничены в возможностях защиты своих прав при урегулировании убытков. У нихдаже нивелировали право обращаться к аваркому непосредственно во время ДТП,заставляя звонить в колл-центр страховой, который, в свою очередь, звонит вассистанс (или сразу в несколько ассистансов), которые, в свою очередь звонятаваркому. Обратиться к аваркому, участник ДТП, конечно же, может, но только засвой счет и под свою ответственность. Авот, страховщику – глубоко наплевать на привлеченного не им специалиста, и онпопросту отправит на осмотр поврежденного автомобиля своего «працівника» (тетю Надю-уборщицу),после которой мальчик Петя (ну тот, который – расчетчик) посчитает убыток.
Сравнение сумм средних убытков, заплаченных страховщиками по ОСАГО за 2 месяцав обычном порядке и с помощью процедуры прямого урегулирования, показалоразницу в 37 %. Естественно, - в пользу прямого урегулирования, при которомстраховщиками привлекались независимые эксперты. Поэтому, если законодательнопредоставить права потерпевшему обращаться напрямую к аваркому, схема «ТетяНадя – мальчик Петя» работать не будет. Так как сумму ущерба изначальноопределяет аварийный комиссар, с которому тете Наде и мальчику Пете споритьбудет куда труднее, чем с ничего не понимающим владельцем поврежденного авто.При этом схема взаимодействия при ДТП сокращается со «страхователь – страховщик– ассистанс – аварком – потерпевший» до «потерпевший – аварком».
В пользу развитияаварийно-комиссарской деятельности и говорит повсеместное увеличение случаевоформления ДТП с помощью европротокола. Участие в этой процедуре аварийныхкомиссаров, не только поможет правильно заполнить этот документ участникамаварии, но и значительно уменьшить риск фальсификаций, так как аваркомы, вбольшей своей части, дорожат именем на рынке и вряд ли будут закрывать глаза наслучаи фальсификации ДТП. В пользу активизации привлечения аваркомов коформлению ДТП говорит и тот факт, что они, благодаря своей многолетней профессиональнойдеятельности научились оформлять ДТП куда профессиональнее чем наша молодаяполиция.
А что, спросите вы, делать с ужесозданными ассистансами? Ответ на этот вопрос дает сама логика развитиястрахования, то есть его трансформация его в «телематические» и другие «умные»формы. Ассистанские компании могут получить свое новое развитие, преобразуясь ввысокотехнологические диспетчерские центры, которые с помощью телематики будутследить за тем, чтобы застрахованный автомобиль не угнали, а квартиру страхователяне затопили.
Ну это все в будущем. Пока же - реальныйслучай - пять ассистансов звонят одному и тому же аваркому, по одному и тому жестраховому случаю, и уговаривают его выехать на место ДТП. Правда, каждый изних предлагает за этот выезд свою цену. Притом, что страховая, заказавшая этотвыезд, - одна.
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов вчора о 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак вчора о 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін 21.11.2024 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз 21.11.2024 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов 21.11.2024 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21260
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 19332
-
Найбільший роботодавець і платник податків Херсонської області збанкрутував через війну
Бізнес 7809
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7706
-
Курс євро впав на 47 копійок: Який курс долара НБУ зафіксував на понеділок
Фінанси 6457