Крымский кризис – потери Украины
Вот так и у нас: Россия сказала, что Крым не отдаст – и мы не спим, все изучаем, как им без нас плохо и невыносимо, построят они мост или нет, как и сколько денег Россия потеряет и тд и тп.. А вопрос, считаю, должен быть о другом!
"Ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества…»
Макиавелли, "Государь"
Сейчас многие пишут про то, что потерял Крым после вхождения в РФ и что теряет РФ в связи с необходимостью вкладывать средства в Крым.
Такое впечатление, что слушаю известный анекдот: «Абрам ты почему не спишь? – Думаю, что должен Семену деньги, а отдавать не хочу. - Так скажи ему, что не отдашь, пусть он не спит!!». Вот так и у нас: Россия сказала, что Крым не отдаст – и мы не спим, все изучаем, как им без нас плохо и невыносимо, построят они мост или нет, как и сколько денег Россия потеряет и тд и тп.
Как по мне, все это отвлекает внимание от главного экономического по своей сути вопроса : А что потеряла Украина в результате аннексии Крыма? и, следующего за ним, юридического : Как это все Украине возместить?
Утомлю читателя некоторыми цифрами.
Напротяжении всех лет независимости и несмотря на статус автономии Крым являлсяэкономически тесно связанным с Украиной. Хотя крымская доля в украинскомэкспорте и импорте составляла всего 1.5-1.6 %, при этом удельный вес (Крымавместе с Севастополем) в создании национального ВВП в течение 2001-2012 гг. занялв среднем 3.6-3.7%. А население Крыма составляет 4.3% населения Украины. Т.о. крымчане полноценно участвовали всоздании национального продукта. А дотации шли в основном на гарантированныегосударством социальные выплаты.
Основнымиотраслями в Крыму являются обрабатывающая промышленность, сфера торговли итранспорт, но значительный удельный вес именново всеукраинском масштабе занимали обработка грузов в портах (12.1%) и добычагаза (7.6%),
Поэтому главной экономическойпотерей Украины из-за аннексии Крыма можно считать переход под российский контроль газодобычи на черноморском шельфе.
Да, сейчас этого газа не хватает даже на все потребности Крыма (добыча 1,8 млрд. кубометров, а потребление 2 млрд.кубометров), но в перспективе шельф мог давать до половины украинской добычи углеводородов. Всего ресурсы в северо-западной части Черноморского шельфа оцениваются только по газу в 495,7 млрд. кубических метров, а есть еще и нефть и конденсат. На конец 2013 года Украиной было разработано только 4% от общей мощности месторождений, а планировалось увеличение добычи газа до 5 – 7 млрд. кубометров, т.е. почти 30 % его импорта! Следует заметить, что разработка шельфовых месторождений Украиной рассматривалась как действенный путь снижения зависимости от поставок газа из России.
Следующая потеря – знаменитые буровые вышки (в обиходе «вышки Бойко»), за которые заплачено 800 млн. долл. и до сих пор отдается кредит. Кстати, только в прошлом году на новых платформах “Черноморнефтегаз” увеличил добычу газа на 40%.
Т.о. потеря ГАО "Черноморнефтегаз" уже лишила Украину около двух миллиардов кубометров газа собственной добычи (150 млн. долл.в год по цене внутренней добычи), а также 12 млрд. грн. инвестиций, вложенных в эту компанию. Но наибольшие потери, конечно же, связаны с потенциальными запасами углеводородов, которые в целом на протяжении нескольких десятилетий могут достичь 450 млрд. долл. А это между прочим почти 10 годовых бюджетов нашей страны!
Прямыми потерями также можно считать национализацию крымской властью пяти морских портов, двух рыбных и двух паромных переправ.
Суммарный грузооборот портов за 2013 год – 13,8 млн тонн, т.е. 10% грузооборота всех украинских портов. Например, порт Феодосия занимал второе место в Украине по объемам перевалки нефти и нефтепродуктов, а в порту Севастополя шла перевалка железорудного сырья, угля и зерновых грузов.
По мнению экспертов переориентировать крымские потоки на другие украинские порты возможно (в терминалы Одессы, Николаева, Херсона и портов Азовского моря), но основная проблема в том, что Украина теряет выход в Черное море из Азовского (Азовское море становится просто озером) и из части континентальных портов, теряем мы также такую статью доходов, как "плата за прохождение через Керченский пролив".
Блокирование украинских кораблей, плывущих через Керченский пролив, и плата за это негативно отразится в первую очередь на тех украинских экспортерах аграрной и металлопродукции, которые активно используют Мариупольский порт. А ведь через него идет на экспорт около четверти украинского металлопроката (бизнес Р. Ахметова и «Донецкстали» В. Нусенкиса).
Ощутимой для Украины также можно считать потерю двух крупнейших рыболовецких флотов в Севастополе и Керчи и несколько крупнейших рыбзаводов, поставлявших в Украину скумбрию, камбалу, сардины, бычки и кильку (вылов рыбы в Крыму занимал по некоторым оценкам до 70% общеукраинского ).
Национализацию украинских предприятий, находящихся на территории Крыма следует относить также к прямым экономическим потерям государства (оцениваются экспертами в 18 млрд. грн.). Среди них инфраструктура "Укрзализныци" с 645 километров железнодорожного полотна, семь тысяч километров автодорог, инфраструктура южнокрымского канала, множество государственных здравниц, объекты культурного наследия.
В целом в Крыму находится треть национального туристско-рекреационного потенциала Украины, а это 517 км пляжей, 14 месторождений лечебных грязей, запасы которых превышают 25 млн кубометров, свыше 100 источников минеральных вод, 154 объекта природно-заповедного фонда общей площадью 146,2 тыс. га (это 1000 площадей Межигорья), в частности шесть государственных заповедников, 29 заказников, 100 аттрактивных природных объектов, 69 памятников природы, 160 пещер и т.п. Кроме того, 11,5 тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, из которых почти 150 занесены в каталоги ЮНЕСКО и многие приносят значительные доходы (только Ливадийский дворец приносил в год около 2 млн.долл.).
По июньским подсчетам Минюста Украины (правда непонятно почему считал именно Минюст, а не Минэкономики, но министра нет уже – вот и спросить не с кого) сумма убытков от потери Крыма составляет 950 млрд. грн. (не включая упущенную выгоду, которая пока не насчитана). Рыночная же стоимость потерянной для Украины материально-сырьевой базы по подсчетам Министерства экологии и природных ресурсов Украины составляет 126,8 млрд. гривен.
Таким образом, общая сумма потерь Украины в связи с оккупацией Крыма составляет больше 1 трлн.грн. (~100 млрд.долл). Для сравнения внешний совокупный долг Украины на 01.07.2014 г. составил 41,1 млрд. долл.
Интересно, что председатель московского отделения инвестиционного фонда Diamond Age Capital Advisors Ltd Слава Рабинович в интервью «Голосу Америки» озвучил куда большую сумму – от 250 до 500 млрд. долл. Видимо в Москве или умеют считать лучше, или доходы всегда приятнее считать чем потери.
Но дело конечно не в деньгах, вернее не только в них. Хотя я специально подробно написала все цифры – ведь впечатляют!!
Потеря Крыма для Украины, конечно, есть вопрос потери территориальной целостности, поэтому в начале августа Президент Украины заявил, что «территория Украины не продается», а «ответственность за Крым нельзя измерять деньгами». «Нельзя так, чтобы Украина получила какие-то деньги за Крым и признала его аннексию», — сказал П.Порошенко во время интервью украинским телеканалам. Также Президент заявил, что украинские компании, которые после вступления Крыма в состав России прекратили свою деятельность, должны бороться за свои права в суде.
Возможно, что помощь субъектам хозяйствования в нелегком деле отсуживания потерянного имущества будут оказывать специалисты Государственной службы Украины по вопросам АР Крым и г. Севастополя, наконец-то созданной Кабинетом Министром Украины (пост. КМУ от 17.07.2014 № 297).
Но возникает вопрос – бизнес конечно не растеряется, а вот государственные потери, что не будут оспариваться? Мы не планируем вернуть пока себе хотя бы деньги? Разве это не в национальных интересах? Почему мы не можем получить компенсацию и не снимать вопрос возврата территории? Зачем этот выбор? Нужно, считаю, и то и другое!
Ведь когда общество и государство начнет серьезно относиться к вопросам своей собственности, защищать ее и отстаивать - мы получим не только деньги, которые нам критично нужны, но и уважение - как друзей, так и врагов.
Екатерина Юрченко
22.08.2014
- "Візуальний огляд" водія на стан наркотичного сп’яніння: аспект законності Євген Морозов 20:08
- Благодійна діяльність в Україні під час дії воєнного стану Оксана Соколовська 16:10
- Юридична практика у спорах з банками: реальний приклад Павло Васильєв 12:18
- Нові правила експортного контролю: виклики та можливості для українського бізнесу Ростислав Никітенко 12:12
- Від entry-level до CEO: розбираємо головні бар'єри для жінок у корпоративному світі Юлія Маліч 12:10
- Про Молдову, вибори і російський слід Галина Янченко 09:58
- Судовий збір при заявлені цивільного позову у кримінальному провадженні Євген Морозов вчора о 20:02
- Скасування Господарського кодексу: ризики для бізнесу та економіки Володимир Бабенко вчора о 17:11
- Розпочато роботу над вебплатформою судових рішень War Crime Леонід Сапельніков вчора о 14:41
- Маємо забезпечити армію якісним майном Дана Ярова вчора о 14:21
- Нові зміни до Кримінального кодексу України: що потрібно знати Оксана Соколовська вчора о 13:27
- Судова практика: відміна виконавчого напису приватного нотаріуса Павло Васильєв вчора о 12:31
- Сектори польської економіки, в які інвестує український бізнес Сильвія Красонь-Копаніаж вчора о 12:10
- Санкції та їх оскарження в ЄС: що варто знати українському бізнесу та адвокатам Ростислав Никітенко вчора о 12:08
- Відвід судді: закон, практика та поради Владислав Штика 03.11.2024 23:06
-
Освітні втрати набирають обертів: чому школярі масово виїжджають і не планують повертатися
Думка 27102
-
Укрнафта пробурила найглибшу свердловину за останні вісім років. Дає нафту та газ
Бізнес 11499
-
Найбільший завод з виробництва свинцю в Україні визнали банкрутом
Бізнес 11279
-
Німеччина отримала першу компенсацію за недопостачений Газпромом газ
Бізнес 6275
-
Хазяїн Грузії, Потопельники зі США, Українські скамери оббирають росіян. Найкращі історії світу
5096