Экспорт из непризнанного полуострова
Есть такая китайская пословица - «будь благодарен проблемам, они показывают тебе, чего ты стоишь». Касательно Крыма можно сказать так: санкции и изоляция - это время переоценить свои ресурсы, возможности и перспективы. А как воспользуются данной ситуацией
В жаркие июльско-августовские дни санкции ЕС, США, Японии и других желающих повлиять на РФ стран вполне логично распространились на Крым.
Так, ЕС запретил новые инвестиции в проекты в Крыму и Севастополе в области транспорта, инфраструктуры, телекоммуникаций, энергетики, а также в сфере добычи нефти, газа и минеральных ресурсов. Также запрещены более 250 категорий товаров из Крыма, причем в этом перечне морская вода и соляные растворы (!!), денатурированная соль или соль для промышленного использования, пирит необожженный, сера всех видов и другие материалы.
Ограничения наложены на государственную судоходную компанию "Керченская паромная переправа", госпредприятие "Севастопольский морской торговый порт", госпредприятие "Керченский морской торговый порт, госпредприятие "Универсал-Авиа" (Симферополь), санаторий "Нижняя Ореанда" (Ялта) и вместе с ними – на крымское республиканское предприятие "Азовский ликеро-водочный завод" (пгт. Азовское, Джанкойский район), национальное производственно-аграрное объединение «Массандра», госпредприятие "Агрофирма "Магарач" Национального института винограда и вина "Магарач" (с. Вилино, Бахчисарайский район) и госпредприятие "Завод шампанских вин "Новый свет" (Судак).
Власть полуострова (глава правительства, его советник, который неожиданно стал экс, спикер Госсовета) и руководители ряда озвученных предприятий уже заявили, что санкции никак не ухудшат экономику Крыма, а «будут способствовать развитию некоторых отраслей, ориентированных теперь на российский рынок», и даже «будут созданы 100 тысяч новых рабочих мест».
Вместе с тем большинство экспертов, в т.ч. и крымских, говорят об обратном – Крым, как экспортер, может исчезнуть для остального мира.
Вот как сказал исполняющий обязанности министра промполитики Крыма А. Скрынника: "Производителям придется искать новые рынки сбыта продукции, а это займет определенное время, поэтому предприятия промышленности, относящиеся к сфере ответственности министерства, пострадают от введения запрета на импорт крымских товаров».
Попробуем и мы разобраться в фактах и цифрах. Вот это данные по внешней торговле АР Крым без учета г. Севастополя за 2012 год (данные взяты из «Паспорта социально-экономического развития АР Крым за 2012 год»).
А в 2013 году по данным Министерства экономического развития и торговли АР Крым экспорт составил уже 904,9 млн. долларов США. И хотя наибольшие объемы экспортных поставок из Крыма осуществлялись в Россию (26,1% экспорта) и Белиз (20,2%), был экспорт и в страны ЕС: Германию(5,4%), Норвегию (3,3%), Венгрию, Италию, Австрию, Грецию, Испанию (по 0,5-2,5%). Значительную часть поставок Крыма обеспечивало несколько ключевых экспортных статей: продукция химической промышленности (35,2%, 318 млн долларов), в том числе вывоз дубильных экстрактов (23,7%, 214 млн долларов) и неорганической химии (11%, 99 млн долларов); продажа минеральных продуктов, нефти, продукты ее перегонки, руды, шлака и золы принесла бюджету республики 33,5% экспортных доходов (302 млн долларов); 13,2% выручки были получены от реализации продукции машиностроения (119 млн долларов). Пищевая промышленность, в том числе знаменитые крымские вина, не приносили значительных доходов (поставки в ЕС оценивались всего в 1% от общего объема экспорта).
В целом экспорт в страны Евросоюза из Крыма в последние годы был не маленьким и колебался на уровне 22-28%.
Таким образом, санкции действительно могут лишить экономику Крыма порядка $200–250 млн в год, то есть около 5–6% ВРП.
Уже в начале 2014 (еще до введения санкций) экспорт из Крыма в страны ЕС упал на 20,2% к аналогичному периоду 2013 года. При этом доля поставок в ЕС от общего объема крымского экспорта составила 15,1% на сумму $57,2 млн. На долю промышленных предприятий в январе-марте пришлось 81,2% экспорта ($46,5 млн), почти половина из этого приходится на продукцию химического производства.
Конечно, новые контракты с Россией и прямая финансовая помощь могут в будущем это компенсировать, но отдельным предприятиям (прав тут крымский министр) придется туговато.
В первую очередь, это конечно завод "Крымский Титан", который входит к Group DF украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа и является ведущим производителем диоксида титана в странах Восточной Европы. Завод также производит пластмассы, ламинированную бумагу, красный железоокисный пигмент, минеральные удобрения (аммофос), серную кислоту, алюминия сульфат, железный купорос, а его продукция экспортировалась в Австрию, Германию, Италию, Венгрию и далее чуть ли не во все страны ЕС.
Не секрет, что предприятие очень сильно зависит от сырьевой базы материковой части Украины - титановая руда добывается и поставляется на завод в рамках вертикального холдинга Иршанским (Житомирская обл.) и Вольногорским (Днепропетровская обл.) ГОКами, которые с 2012 года были переданы Фондом госимущества Украины в аренду ЧАО "Крымский Титан" на срок до сентября 2014 года. Понимая угрозу остановки производства из-за отсутствия сырья, Фирташ достаточно долго не регистрировал завод в Крыму, но под давлением местных властей и заявлений о национализации «неугодных» и «непослушных» предприятий сдался, но сделал все «по уму», создав и зарегистрировав в Москве «близнецовое» предприятие - ООО «Титановые инвестиции». Теперь же, после введения санкций, украинская прописка сильно пригодится «Крымскому титану», ведь товары из Крыма и г.Севастополя, получившие сертификат происхождения от украинских властей, могут по-прежнему быть импортированы в ЕС.
Другой завод этого же бизнесмена ПАО «Крымский содовый завод» (обеспечивает 2% мирового выпуска кальцинированной соды) является единственным на Украине ее производителем и экспортером. Пока что объем экспорта был невелик, но в прошлом году компания вложила 60 млн гривен ($15 млн в средних ценах 2013 года) в строительство новых цехов, собираясь удвоить производство и довести экспорт на Запад до 45% от всего количества производимой соды. Теперь же этим планам видимо не суждено сбыться, поскольку предприятие уже зарегистрировано по российским правилам. Если, конечно, г-н Фирташ срочно не придумает, как быть.
Что касается других предприятий, то около 6% общего экспорта Крыма давал судостроительный завод «Залив» (владелец Констянтин Жеваго), который специализируется на производстве и ремонте судов по обслуживанию буровых платформ. Основные заказы были из Норвегии и Нидерландов и предполагалось, что «Залив» получит в 2014 г. около $40 млн. финансирования на строительство судов именно от норвежских партнеров. Теперь же завод зарегистрирован как российское предприятие, а значит не понятно получит ли обещанное (в «черный список» завод пока не попал, но введены ограничения на производство судов).
Также непростые времена похоже наступят для ПАО «Бром» (доля экспорта 98%), "Керченского стрелочного завода", "Симферопольсельмаша" и др.
Какие же рынки могут потреблять продукцию этих и других крымских предприятий после введения санкций?
Это в первую очередь РФ (но это уже не будет экспорт), Белоруссия (в 2013 г.экспорт составил 4,8%), Казахстан и Турция (по 4%), Китай (3,8%).Кроме того, в Минэкономики Крыма рассчитывают на переориентацию крымских товаров на рынки Ближнего Востока, Индии, Азербайджана. А пахучие крымские овощи и фрукты скорее всего покроют только потребность самих крымчан, и то после серьезных инвестиций.
Возможно что этого было бы достаточно для Крыма времени СССР, ведь как утверждает директор Таврического института регионального развития Татьяна Гучакова Крым в советское время был, в первую очередь, крупной военной базой, во вторую — промышленным и научным центром общесоюзного значения в военном приборо- и судостроении, в третью — одним из центров пищевой промышленности СССР со специализацией на переработке рыбы и плодоовощной продукции (как нетрудно догадаться, в тех же военных целях).
Если же базовыми отраслями современного Крыма станет военно-промышленный комплекс по производству военной техники для РФ, Индии и Китая, это может и создаст 100 тысяч новых рабочих мест, но однозначно приведет крымскую экономику к полной зависимости от необходимости наращивать военный потенциал этих стран.Но создание современных высоко-технологичных промышленных производств и одновременное развитие рекреации и туризма, а также привлечение европейских инвестиций в инфраструктуру является более чем сомнительным.
Есть такая китайская пословица - «будь благодарен проблемам, они показывают тебе, чего ты стоишь». Касательно Крыма можно сказать так: санкции и изоляция - это время переоценить свои ресурсы, возможности и перспективы. А как воспользуются данной ситуацией крымчане - покажет время.
04.08.2014
- Час затягувати паски Андрій Павловський 17:27
- Строк нарахування 3% річних від суми позики Євген Морозов 13:52
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов вчора о 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак вчора о 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін 21.11.2024 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз 21.11.2024 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов 21.11.2024 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 26145
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21335
-
Мінекономіки пояснило, як отримати 1000 грн єПідтримки, і порадило задонатити їх на ЗСУ
Фінанси 14658
-
Курс євро впав на 47 копійок: Який курс долара НБУ зафіксував на понеділок
Фінанси 9686
-
В Україні збанкротував ще один страховик
Бізнес 9055