Армия без нафталина
Если не озаботиться престижем службы в армии сегодня - завтра станет понятно, что реформы прошли впустую.
Чиновников в Украине не любят. Да что тамчиновников?! Все «слуги государевы» - будь то участковый, министр, сотрудникГенштаба или специалист районного отделения Пенсионного фонда – все вызываютшквал отрицательных эмоций. Люди стараются как можно меньше сталкиваться слюбыми «исполнителями функций государства» и обходить их десятой дорогой.
С одной стороны, это, конечно, понятно.Вспомните любое госучреждение, которое вы посещали: запах нафталина, странныековровые дорожки (по их толщине и «богатству» рисунка можно смело определятьуровень учреждения – чем толще ворс и больше узоров, тем выше оно вгосударственной иерархии), таблички с указаниями должностей (пока дочитаешь еедо конца – можно забыть, зачем пришел) и обязательные матроны в кабинетах – такие,знаете, дамы весомых достоинств, с начесом, изумрудными тенями и важностьюпредседателя Политбюро. Или печальный мужчина в плохо сидящем костюме, которыйвсем своим видом дает понять, что ваши вопросы – ничто в сравнении с мировойреволюцией.
А ведь для многих именно они и являютсялицом государства! Не Президент, который свободно разговаривает по-английски,не какой-нибудь технократ-интеллектуал в правительстве, а именно вот эта«Родина-мать» или Акакий Акакиевич, у которых в названии должности 7 слов, нопри этом суть работы сводится к перекладыванию бумаг.
Но с другой стороны, вы когда-нибудьзадумывались, почему именно так обстоят дела? Почему городские и сельскиесоветы, различные администрации, отделы и министерства наполнены такими людьми?Ведь для того, чтобы решить проблему, очень важно разобраться в еепервопричинах.
Ответ, в данном случае, прост. Государствоза все годы независимости не сделало ничего, чтобы государственная служба сталапрестижной, а те, кто ежедневно обеспечивает бесперебойную работугосударственной машины начали чувствовать себя людьми.
Взять, например, ту же армию. В 2014 годустрана с ужасом для себя обнаружила, что Вооруженных Сил практически нет. А та,что есть – мягко говоря, не в лучшей форме. То есть за все годы своего существованиягосударство Украина не сделало ничего, чтобы сформировать костяк армии,состоящий из хорошо обученных профессиональных военных. Почему? Да потому чтоочень мало желающих было в армии служить.
Вместо службы по защите Родины, солдатыполучали службу по покраске заборов, постройке чьих-то дач и совершению рядадругих бессмысленных процедур. Добавьте к этому ужасное питание, отвратительноеобеспечение и мизерную зарплату. А теперь спросите себя: вы бы подписаликонтракт с ВСУ?
Такое положение вещей привело к тому, чтов армию массово шли те, кому податься некуда. Молодые офицеры, которые шли ввоенные вузы с романтическими представлениями о долге, чести и настоящеймужской работе, увольнялись из армии после того, как заканчивался первыйконтракт. Потому что реальность военной службы резко контрастировала с ихпредставлениями об армии. А те, кто оставались, в основной своей массевстраивались в общую систему ценностей и дальше действовали в рамкахустоявшихся алгоритмов.
Сегодня мы пожинаем плоды такойгосударственной политики – реформы не идут, потому что их просто не умеютпроводить. Исполнители адаптировались к существованию в сложившейся системе,научились имитировать бурную деятельность и изображать «обеспокоенность» нехуже, чем ОБСЕ. Потому любые начинания сверху просто тонут в этомбюрократическом болоте.
Да, сейчас можно и нужно провести перезагрузкусистемы: максимально автоматизировать все процессы, чтобы убрать всех лишних«исполнителей», организовать тестирование на предмет соответствия занимаемымдолжностям, провести правильные кадровые перестановки, посадить на ключевыедолжности людей, которые способны принимать и внедрять изменения. Да, сейчасможно и нужно заняться переподготовкой кадров: отправить офицеров на учебу виностранные вузы, ввести новые программы индивидуальной подготовки, провестипереподготовку младших командиров. Но параллельно с этим важно защитить системуот попадания туда «случайных прохожих».
Служба в армии должна стать престижной. Идело тут не только в денежном довольствии (хотя это, безусловно, один изважнейших факторов). Все реформы – начиная с введения новых касок и заканчиваяперераспределением полномочий между ГШ и МОУ – не имею ни малейшего смысла,если будет изменена жизнь военнослужащих. Солдат должен быть не рабом, авоином, защитником Родины.
Подписывая свой первый контракт, гражданиндолжен быть твердо уверен в том, что его служба не превратиться в чередусубботников на генеральских дачах. Что его подготовка будет действительноподготовкой к выполнению боевых задач, а не к смотрам строя и песни. Чтокормить его будут как человека, а не как животное. Что при увольнении в запасему не придется месяцы потратить на оформление бумаг для получения положенныхсоциальных гарантий.
В 70-х годах известный мастер перфомансовМарина Абрамович провела эксперимент. В одном из выставочных центров былустановлен стол, на котором были разложены самые разные предметы: от молотка доакварельных красок. Рядом неподвижно стояла Марина, а зрителям было позволеноделать с ней все, что заблагорассудится. Если вначале люди вели себя достаточноскромно, то через несколько часов Марину раздели, изрисовали и даже порезали. «Я хотела показать одну вещь: это простоудивительно, насколько быстро человек может вернуться в дикое пещерное состояние,если ему это позволить». – пояснила свой эксперимент Марина.
Поэтому повышение престижа армейскойслужбы (и государственной службы вообще) должно стать одним из важнейшихнаправлений реформ. Ведь если после всех структурных изменений, введения новыхтехнических стандартов и оперативных процедур, мы не сделаем ничего, чтобы«закрыть дорогу» в дореформенное состояние – будьте уверены, система тудавернется.
- Успіх компанії залежить від ефективності кожного працівника Катерина Мілютенко вчора о 23:55
- Поділу доходів отриманих другим із подружжя від зайняття підприємницькою діяльністю Євген Морозов вчора о 20:34
- Скасування повідомлення про підготовчі роботи: юридичні аспекти Павло Васильєв вчора о 17:22
- Судова практика: сервітут без переговорів – шлях до відмови в позові Світлана Приймак вчора о 16:11
- Доцільність залучення експерта у виконавчому провадженні Дмитро Зенкін вчора о 13:14
- 2025. Рік економічного відновлення, репатріації та інтеграції військових. Чи буде так? Сергій Лабазюк вчора о 11:43
- Розпорядження майном "цивільного подружжя" при поділі спільного сумісного майна Євген Морозов 22.12.2024 20:34
- JIT – концепція, час якої настав Наталія Качан 22.12.2024 19:43
- Оновлення законодавства про захист персональних даних: GDPR в законопроєкті 8153 Анастасія Полтавцева 21.12.2024 18:47
- Податкова біполярність або коли виграв справу, але неправильно Євген Власов 21.12.2024 16:35
- Встановлення факту спільного проживання «цивільного подружжя» при поділі майна Євген Морозов 21.12.2024 10:52
- Когнітивка від Psymetrics – прогнозований бар’єр для Вищого антикорупційного суду Лариса Гольник 21.12.2024 09:26
- Топ-3 проєктів протидії фінансовому шахрайству у 2024 році Артем Ковбель 20.12.2024 23:10
- Как снять арест с карты: советы для должников ЖКХ Віра Тарасенко 20.12.2024 21:40
- Кейс нотаріальної фальсифікації в Україні: кримінал, зловживання довірою й порушення етики Світлана Приймак 20.12.2024 16:40
- Україна сировинний придаток, тепер офіційно? 1396
- Когнітивка від Psymetrics – прогнозований бар’єр для Вищого антикорупційного суду 685
- Правова стратегія для захисту інтересів дитини у суді 567
- Вчимося та вчимо дітей: мотивація та управління часом 316
- 2025. Рік економічного відновлення, репатріації та інтеграції військових. Чи буде так? 200
-
В Україні рекордно подорожчав часник
Бізнес 8108
-
Укренерго дало команду на екстрені відключення світла: причина
оновлено Бізнес 3654
-
"Особливі буряти" Путіна. Як солдати КНДР воюють проти України: ексклюзивні подробиці
3135
-
Королі савани, небезпечний Крейвен і поїздка, з якої немає вороття: три кіноновинки тижня
Життя 2723
-
"Ми повинні потримати цю штуку ще трохи". Трамп виступив проти заборони TikTok в США
Бізнес 2569