О «пиджаках». Или «несунах», или «муравьях» и партизанщине на таможне
Называйте, как хотите. Но это явление в Украине есть. И проявляется оно, когда отдельные украинские торговцы и коммерсанты, цинично используя законодательные «налоговые дыры», нанимают группу людей, чтобы перенести через границу партии товаров, за которую
До 1 января этогогода в нашем законодательстве существовала норма, по которой каждый гражданин,пересекая границу Украины и въезжая на ее территорию через авиационные пунктыпропуска, мог ввезти с собой товаров на 1000 Евро, а через остальные пунктыпропуска – на 500. За все, что свыше, нужно платить ввозные налоги. Это кромеличных вещей, перечень которых достаточно объёмен, и при весовых ограничениях,которые тоже есть.
Но предприимчивости унаших коммерсантов не отнять. Используя схему так называемых «пиджаков», дробябольшие партии товаров (скажем, бытовую технику или строительные материалы) и декларируяих затем как товары для собственных нужд подставных граждан-владельцев, они, фактически,ввозили эту партию, не платя налоги. И при этом еще умудрялись получить возвратНДС при вывозе товаров из ЕС.
С 1 января с подачиМинфина были введены в действие изменения по налогообложению НДСтоваров, которые ввозятся гражданами по всем пунктам пропуска, кромеавиационных. Коротко, суть изменений такая: не облагаются налогом надобавленную стоимость операции по ввозу товаров, суммарная стоимость которых непревышает эквивалент 500 Є, а суммарный вес - 50 кг, есличеловек, ввозящий товар, отсутствовал в Украине более 24 часов и въезжает в нее(то есть пользуется льготой по льготному ввозу товаров) не чаще одного раза втечение 72 часов. Если человек отсутствовал в Украине менее 24 часов иливъезжает чаще одного раза в 72 часа, не облагаются налогом товары стоимостью до 50 Є. Таможенные эксперты ужеуспели назвать эту схему «24/72».
Безусловно, идеяправильная и нужная. Но дальше все выглядит очень неоднозначно. Законодательнаянорма есть, но вот механизм ее реализации, как нередко у нас, к сожалению,бывает, не отработан.
Представьте, сколькопредприимчивый гражданин может успеть за 72 часа. Несколько раз съездить намашине или поезде, слетать на самолете, пройтись пешком. И как при этомтаможенник поймет, сколько раз такой человек пересекал границу и скольковремени он отсутствовал в Украине, если таможня не осуществляет паспортныйконтроль (это функции Госпогранслужбы).
Но правда в том, чтодаже пограничники пока не могут отследить в полном объеме такую информацию огражданах. Например, при проверке паспортов в поездах Интерсити международногосообщения. Времени стоянки немного, а пограничник имеет только мобильноесчитывающее устройство. Или в местных пунктах пропуска, где разрешен ввозтоваров, не подлежащих налогообложению. Такие пункты есть у нас на границе,например, с Беларусью и Молдовой. Там таможенников нет вообще. Как тамдействует этот закон? Какова процедура контроля? Каков порядок обменаинформацией между погранслужбой и таможней?
Принципиальныхпроблем с реализацией законодательной нормы «24/72», как минимум, две.
Первая –информационная - в реализации информационного обмена со всех пунктовпропуска. Информацию о дате и количестве пересечения границы тем или иным гражданиномнужно зафиксировать, поднять на уровень центрального сервера и раздать всемпунктам пропуска. Если по автомобильным пунктам система кое-как, но работает,то по остальным – работает ли? Четкого ответа на этот вопрос от Государственнойфискальной службы на заседании парламентского Комитета по налоговой и таможенной политике вминувшую среду мы так и не услышали.
Вторая проблема –технологическая. По логике, механизм должен быть таким. Пограничник, проверяяпассажира, пересекающего границу, считывает данные паспорта. Эти данные сразу попадаютв общую базу погранслужбы, где должна фиксироваться информация о пересечении.Затем пограничник в конкретном пункте пропуска в режиме «онлайн» получаетчеткую информацию о выполнении конкретным гражданином требования 24/72. Если ононе выполнено, таможенник тоже в режиме «онлайн» от пограничника узнает о такомгражданине. А сам гражданин должен быть направлен на «красный коридор» таможни.Только фиксация такой информации, если ограничение «24/72» превышено, дасттаможеннику право требовать уплату налога. Но работает ли такая система?
На заседании налогового Комитета ВР 17 января прозвучало, что таможенники ведут свои параллельные ведомственные паспортные базы всех граждан,которые въезжают. Пограничники ставят отметки на контрольных талонах вавтомобильных пунктах пропуска. Работает какой-то временный порядок по обменуинформацией. Есть эксперимент в двух автомобильных пунктах пропуска, а на 15февраля намечен «прорыв» в обмене информацией между таможенниками ипограничниками. Но этого мало.
В случае с «пиджаками»на данный момент, к сожалению, нет синхронного действия корреспондирующийсянорм Налогового и Таможенного кодексов. То есть изменения в Налоговый кодексвнесены, а в Таможенный «зависли». И на устранении этого пробела я настаиваю.
Вариант 24/72 - это исключительно украинское решение.Насколько мне известно, в ЕС другие подходы. Мы можем, конечно, ссылаться наположения Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур(как называют ее таможенники, Международный таможенный кодекс). Но есть одно«но». 17 пункт специального дополнения «Пассажиры» в ней называется «Рекомендованноеправило», и речь в нем идет о возможности, а не об обязательности ограничений наввоз товаров гражданами в зависимости от частоты пересечения границы и времениотсутствия в стране.
Еще раз подчеркну: ограничения нужны, и принятые вНалоговый кодекс изменения правильные. Вопрос - в эффективности применения этихправильных норм, в институциональной способности таможни их реализовывать.Потому что украинская таможня в ее сегодняшнем виде похожа, простите, напартизанщину.
А ведь при эффективной полноценной реализации Украинаполучила бы возможность ограничить схему дробления партий и количествоввозимого на свою территорию без налогообложения товара.
Поэтому, мониторинга со стороны парламентского Комитетапо налоговой и таможенной политике ни Государственной фискальной службе, ниМинфину не избежать. Наша задача – не только принимать законы, но ианализировать процесс их реализации. Ближайшее время, думаю, проявит все каклакмусовая бумага. Схема «24/72» должна стать четко работающей и эффективноконтролируемой системой.
При этом еще один важный акцент, обращать внимание накоторый пока, мягко говоря, стыдливо избегают: все реализуемые в связи сограничениями «24/72» процессы не должны затронуть интересы законопослушныхграждан и увеличить время при пересечении ими границы.
Потому что все это – имиджевая составляющая страны.
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов вчора о 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак вчора о 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін 21.11.2024 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз 21.11.2024 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов 21.11.2024 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21268
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 19955
-
Найбільший роботодавець і платник податків Херсонської області збанкрутував через війну
Бізнес 7930
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7714
-
Курс євро впав на 47 копійок: Який курс долара НБУ зафіксував на понеділок
Фінанси 6817