Закон о финансовой реструктуризации–спасение или бесполезный документ?
Весной-летом 2015 года мы были свидетелями длительных переговоров Украины и внешних кредиторов о реструктуризации нашего госдолга. В 2016 году уже отечественные предприятия и банки могут попробовать себя в этих ролях.
14 июня 2016 годаВерховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект №3555 офинансовой реструктуризации долгов бизнеса. Этот документ был подан Кабмином ещёосенью-2015 и за его принятие банкиры долго просили депутатов. Законрассматривается как один из способов решения серьёзной проблемы банковскогосектора Украины – огромной проблемной задолженности юридических лиц. Как жебудет работать новый закон и решает ли он главную проблему?
Размеры проблемы
Чтобы понять, почемубанковское сообщество инициировало разработку этого законопроекта (в написаниитекста принимали участие Нацбанк, Независимая ассоциация банков Украины,эксперты ЕБРР и Всемирного банка), достаточно посмотреть на объёмы «плохих»кредитов.
По официальным данным иметодологии НБУ, на начало мая 2016 г., кредитная задолженность юрлиц перед банками составляет почти 778 млрд.гривен, из которых, около четверти относится к разряду проблемных кредитов. По неофициальным оценкам того же Нацбанка и финансовыхэкспертов, проблемная задолженность корпоративных клиентов составляет 40-50%.
Даже если брать официальную статистику, то около 183 млрд. гривен «зависли» на неработающих кредитах. Еслиотталкиваться от оценки экспертов – это 310-390млрд. гривен.
Эти цифры косвенно подтверждаются и данными по резервам банков, поактивным операциям – они выросли уже до 323млрд. гривен. Это резервы банков по кредитам на основе оценки их шансов навозврат, чем хуже качество кредита – тем больший процент от суммы ссуды банкрезервирует на счёте.
Именно отчисления врезервы и стали главной причиной огромных убытков банковской системы за 2014 и2015 годы – 53 и 66,6 млрд. гривен соответственно.
Для лучшего пониманияразмера этих цифр достаточно сравнить их с другими показателями, например:
Общая сумма кредитовнаселения (все потребительские кредиты, кредитные карты, автокредиты, ипотека)составляет по состоянию на май-2016 менее 146млрд. гривен.
Доходы госбюджетаУкраины в 2016 году – 595 млрд. гривен.
Расходы на оборону ибезопасность в бюджете-2016 – 113,6млрд. гривен.
Транши от МВФ Украине в2015 году – 167,5 млрд. гривен (6,7млрд. долл.).
Ещё раз приведу официальную статистику Нацбанка, согласно которой,проблемная задолженность юрлиц перед банками составляет 183 млрд. гривен, по оценкам финансовых аналитиков – эта сумма 310-390 млрд. гривен.
Что предлагает закон
Закон «О финансовойреструктуризации» предлагает бизнесу и кредиторам на протяжении трёх лет действия его норм, достигнутьвзаимовыгодных условий решения проблем с задолженностью.
Заемщики кредиторы могут договориться о:
1.Списание части суммы задолженности
2.Смене валюты займа
3.Изменение срока выплаты долга и размере платежей
4.Снижение или вовсе отмене начислении процентов по долгу
5.Привлечение заёмщиком нового заёмного финансирования или инвестиций, и передачеранее заложенного имущества в залог новому кредитору
6.Передаче залогового, или другого имущества должника в собственность банка
7.Конвертации долга в капитал должника
8.Реорганизации бизнеса (слияние, присоединение, дробление и пр.)
9.Смене руководства компании.
Реструктуризированнымимогут быть, в том числе, и долги предприятий, активы которых расположены зарубежом.
При этом в процедуререструктуризации могут принимать участие не только финансовые компании, но ифизлица-кредиторы. Впрочем, без участия минимум одной финансовой компаниипроцедуру начать не удастся.
Важно, что по закону права на реструктуризацию не имеюткомпании, в отношении которых начата процедура банкротства и фирмы, владельцамикоторых являются связанные с банком-кредитором лица.
Закон вступит в силучерез три месяца после публикации – ориентировочно это будет октябрь-2016.
Но это никак неозначает, что сразу начнутся дела по реструктуризации. Сначала должен быть сформированНаблюдательный совет.
Наблюдательный советсостоит из девяти человек – по одному от НБУ, Минфина, Минэкономики, Минюста ипять от экспертного сообщества, утвержденных комитетом Верховной Рады. Набсоветсоздаёт Секретариат и Арбитражный комитет, а также утверждает список арбитров.
Возможные споры врамках процедуры реструктуризации будут решаться в арбитраже – то есть безучастия суда, что является быстрой процедурой. Однако решение арбитражаявляется окончательным, и оно не может быть оспорено в будущем в суде.
Какпроисходит сама процедура начала реструктуризации:
1. Заемщик подает в Секретариат письменное заявление о начале реструктуризации.
1.1. К заявлению обязательно прилагается письменное согласие кредитора (кредиторов) на реструктуризацию;
1.2. Согласие обязательно должны предоставить обладатели не менее 50% кредитной задолженности должника (без учёта долга перед связанными лицами);
1.3. Если уже есть открытые судебные дела – информация о них обязательно предоставляется.
2. Если заявление отвечает требованиям закона, на следующий рабочий день Секретариат принимает решение о начале процедуры проведения финансовой реструктуризации.
Секретариат рассылает кредиторам сообщение с датой первых сборов по делу – они должны пройти в период с 7 по 10 рабочий день после начала процесса реструктуризации.
В срок до 7 рабочих дней перед сборами заемщик должен предоставить кредиторам всю информацию о текущей задолженности, обоснование необходимости реструктуризации и прогноз по финансовым и операционным показателям бизнеса на следующие 12 месяцев.
2.1. Кредиторы могут привлечь независимого эксперта для подготовки вывода и аудитора для подтверждения отчетности.
3. Начало работы над принятием Плана реструктуризации, с созданием Координационного комитета (финкомпании-кредиторы) и Комитета кредиторов (не финкомпании-кредиторы).
4. После начала процедуры реструктуризации вводится мораторий сроком в 90 дней, который затем может быть продлен еще на 90 дней.
4.1. На протяжении действия моратория прекращаются выплаты по финансовым обязательствам, и останавливается начисление штрафных санкций в случае просрочек;
4.2. Отчуждать залоговое имущество по кредитам и прочие необоротные активы заемщика;
4.3. Передавать во владение имущество должника третьим лицам;
4.4. Проводить реорганизацию бизнеса (слияния, дробления и пр.).
5. План финансовой реструктуризации может быть утвержден всеми привлеченными кредиторами, или двумя третями участников. При втором случае план передается на рассмотрение в арбитраже и после решения арбитра считается утвержденным.
5.1. Во время голосования кредиторов количество голосов каждого участника распределяется пропорционально сумме задолженности перед ним (без учета связанных лиц и начисленных штрафных санкций).
6. У кредиторов и заемщика есть 90 дней на утверждение плана финансовой реструктуризации. В случае необходимости он может быть продлен еще на 90 дней. Если по истечении 180 дней стороны не пришли к обоюдному решению – процедура прекращается.
Таким образом, время до вступления в силу закона лучше потратить на начало переговоров с кредиторами.
При этом все кредиторымогут согласовать между собой одно учреждение, которые будет представлять их впроцессе переговоров.
В случае, если предприятия одного собственника имеюткредиты в одном банке, то всё дело может рассматриваться в рамках однойпроцедуры, а не по каждой компании отдельно.
Если имеется долг передбанком, который был признан неплатёжеспособным, тогда от его имени выступаетФонд гарантирования вкладов.
Законесть, а будет ли он работать реально?
Все же рассматриватьзакон №3555 как панацею не стоит.
В самом законесуществует ряд недостатков, кроме этого, есть вопросы к желанию кредитороврешать свои проблемы с помощью данного механизма.
Во-первых, непонятнаизбирательность закона. Воспользоваться его нормами не смогут физлица-заемщики.Также начать процедуру не получиться без привлечения финансовойкомпании-кредитора.
Таким образом, очень чёткопрослеживается, что закон принимался специально под банки.
Во-вторых, непонятнопочему надо было принимать отдельный закон, а не просто усовершенствовать нормыуже существующего Закона «О банкротстве».
В-третьих, принятыйзакон может не помочь банковской системе, а наоборот, ещё больше подорвать её.Всё из-за нормы о моратории, которая блокирует возможности взыскания залоговогоимущества. В результате, по факту, банк просто может быть отдалён на полгода отпогашения долга, в том числе, по способам получения прав на залоговое имущество.В течение этого времени банку придется фиксировать убытки из-за неработающегокредита, нести затраты на персонал, юридическую службу.
Хорошо, если банксотрудничает с юридической компанией по данному вопросу и может,соответственно, приостановить оплаты внешним подрядчикам. К сожалению, вотечественных банках сложилась практика, когда учреждение «перегружено»различными юридическими департаментами и управлениями, работники которыхполучают зарплату независимо от реальных результатов их работы.
В-четвертых, сам банкможет быть просто не заинтересован в решении проблемы из-за недополучениядохода, ранее учтённого в своих документах. Ведь что мешало банкам проводитьреальные процедуры реструктуризации до этого закона? Часто финучреждениявыбирают путь долгих судебных процессов, чтобы закрыть свой финплан, пусть ичерез время, чем идти на уступки и фиксировать убыток по кредитному договору.
Единственным аргументомдля банков может стать то, что работающий кредит позволит расформировать частьрезервов по нему, если ранее он был проблемным.
Лично я считаю, чтонамного более эффективным законом может стать Закон «О медиации», вместе ссоответствующими изменениями в процессуальные кодексы, проекты которого ужемного лет подаются на рассмотрение Верховной Рады (последний был подан в 2015году). Этот закон позволит создать механизм урегулирования спорных вопросов безсудебных тяжб, причём, принять участие в таких переговорах смогут все желающиестороны, а не только «избранные», как в Законе о реструктуризации.
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов вчора о 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак вчора о 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін 21.11.2024 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз 21.11.2024 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов 21.11.2024 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21272
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 20504
-
Найбільший роботодавець і платник податків Херсонської області збанкрутував через війну
Бізнес 8014
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7716
-
Курс євро впав на 47 копійок: Який курс долара НБУ зафіксував на понеділок
Фінанси 7187