О некоторых странностях украинского законодательства об исполнительном
В результате суды напоминают «голову профессора Доуэля»: могут только говорить (принимать решения). А все остальное за них делают или не делают другие: государственная исполнительная служба, входящая в систему Минюста, прокуратура и т.п.
В соответствии со ст.1 Закона Украины «О государственной исполнительной службе», ст. 2 Закона Украины «Об исполнительном производстве» задачей ГИС является принудительное исполнение решений, предусмотренных законом. Учитывая «специфику» украинской судебной системы, вполне «логичными» выглядят ст.ст. 24, 30, 76 Закона Украины «Об исполнительном производстве», которые предусматривают обязанность ГИС (?!) предоставить должнику до 7-15 дней для добровольного выполнения решения. При этом, нужно отметить, что до истечения этого срока исполнительный сбор должником не платится, а ГИС с чистой совестью ничего не делает для принудительного исполнения решения.
Более того, даже если должник не выполнит решение по неимущественному спору в указанный срок, ГИС может опять ничего не делать, формально наложив на должника штраф и … предоставив ему новый срок для еще одного добровольного по сути выполнения решения (ч.2. ст. 76 Закона Украины «Об исполнительном производстве»).
Размер указанного штрафа (от 34 до 170 грн. для физлица, от 170 до 340 грн. для должностного лица, от 340 до 510 грн для юрлица), предусмотренный ст.87 Закона Украины «Об исполнительном производстве», достаточно красноречив. Согласитесь, штраф меньше 5 долларов за неисполнение решения суда как лакмусовая бумага показывает реальное отношение государства к исполнению решений судов. Кому интересно, сравните этот размер штрафа с другими штрафами, которые есть в законодательстве Украины…
В случае, если должник не выполняет решение в течение нового срока, госисполнитель «організовує виконання відповідно до повноважень, наданих йому законом», т.е. фактически опять ничего не делает, кроме наложения на должника штрафа в двойном размере (ч.2. ст. 76, ст. 87 Закона Украины «Об исполнительном производстве»). Указанный штраф даже в двойном размере почти никак не влияет на процесс исполнения решения, но чудесным образом позволяет ГИС имитировать видимость работы, а должнику не исполнять решение суда с минимальными издержками в течение почти 6 месяцев (при договоренности с госисполнителем и/или посредством систематического обжалования любых действий госисполнителя).
Если должник опять «добровольно» не выполняет решение, то госисполнитель через 6 месяцев закрывает исполнительное производство и возвращает исполнительный документ в суд. Получаем закономерный и вполне предсказуемый результат: решение, которое должно быть выполнено, не выполняется.
А разве может быть иначе с таким законодательством?
Что может быть реальной целью наложения двух мизерных штрафов на должника, кроме:
а) получения ОГИС «благодарности» от той или иной стороны исполнительного производства для «ускорения» или, наоборот, «затягивания» исполнительного производства;
б) блокирования работы судебной системы?
Кроме того, наложение двух штрафов за невыполнение по сути одного решения, по большому счету, противоречит ст. 61 Конституции Украины, согласно которой «ніхто не може бути двічі притягнений до юридичної відповідальності одного виду за одне й те саме правопорушення». Ведь требования госисполнителя о выполнении должником решения, подлежащего согласно закону принудительному исполнению, самостоятельной ценности не представляют. Учитывая длящийся характер правонарушения (невыполнение решения суда), предоставление госисполнителем нескольких сроков для выполнения данного решения, на мой взгляд, не прерывают указанное правонарушение, хотя формально можно утверждать обратное.
После наложения 2 штрафов госисполнитель составляет акт и направляет в суд представление о привлечении должника к уголовной ответственности, после чего закрывает исполнительное производство и возвращает исполнительный документ. Дело сделано и направляется в архив.
Получив указанное представление, суды ведут себя по-разному. Одни возвращают это представление в ОГИС под разными предлогами, другие – направляют в прокуратуру «для прийняття відповідного рішення». Объясняется это тем, в УПК Украины не предусмотрено право судьи возбудить уголовное дело по ст. 382 УК Украины. Практика возбуждения судьями уголовных дел на основании ст. 124 Конституции Украины пока распространения не получила.
В результате суды напоминают «голову профессора Доуэля»: могут только говорить (принимать решения). А все остальное за них делают или не делают другие: государственная исполнительная служба, входящая в систему Минюста, прокуратура и т.п. Не случайно ведь систему судебных исполнителей подчинили не судебной, а исполнительной власти.
Странно не то, что эта система неэффективна, странно то, что она в этих условиях еще иногда работает…
Продолжение следует…
- Що чекає українську переробну промисловість та перспективи Кіровоградщини Юлія Мороз вчора о 16:10
- Водневі ініціативи в Україні: роль адвокації та GR у розбудові майбутньої енергетики Олексій Гнатенко вчора о 12:35
- Ваші гроші, ваше майбутнє: чому важливо перемогти фінансові злочини в державному секторі Акім Кібновський 13.08.2025 21:38
- 60 днів до межі: чому ротація рятує життя і фронт Віктор Плахута 13.08.2025 12:46
- Чого чекати від 15 серпня? Олександр Скнар 13.08.2025 09:03
- Дистанційне управління бізнесом: приховані загрози та мільйонні втрати Артем Ковбель 12.08.2025 23:15
- Небезпечний Uncapped SAFE Note: що це таке і як інвестору не потрапити в пастку Роман Бєлік 12.08.2025 18:30
- Тіньова імперія Telegram: як право і держава приборкують анонімну свободу Дмитро Зенкін 12.08.2025 14:58
- Гра за правилами: чому відповідальність – це основа гемблінг-індустрії Михайло Зборовський 12.08.2025 12:30
- Перемовини США та рф приречені Ігор Шевченко 12.08.2025 12:27
- Зберегти код нації: особистий досвід гуцулки про українську ідентичність за кордоном Наталія Павлючок 12.08.2025 11:22
- Ваш генератор може заробляти Ростислав Никітенко 12.08.2025 10:14
- Базовая военная подготовка в вузах: права студентов и последствия отказа Віра Тарасенко 11.08.2025 22:18
- Порівняння податкових навантажень: Велика Британія vs Кіпр для IT-компаній і фрілансерів Дарина Халатьян 11.08.2025 17:41
- Енергія хорошої пам'яті Євген Магда 11.08.2025 17:20
-
Вкладник намагався відсудити у ПриватБанку 3 млрд євро за депозит 1995 року
Фінанси 25801
-
У "маркетплейсі дронів" DOT-Chain Defence виконали перші замовлення
оновлено Бізнес 7892
-
Гетманцев: Рада не планує ухвалювати закон щодо крипторезерву, НБУ проти
Фінанси 6260
-
Галина Ободець: "Українське походження товару – ще не гарантія успіху на полиці"
Новини компаній 4581
-
Шмигаль терміново зв'язався з главою Rheinmetall після його скарг на бюрократію в Україні
Бізнес 4176