Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
11.10.2021 10:10

Зачем европейские металлурги вводят надбавки к цене продукции

Аналітик GMK Center, кандидат економічних наук

Метзаводы стремятся аккумулировать средства для декарбонизации производства и готовят потребителей к росту цен на будущую «зеленую» сталь

На европейском рынке стали все более распространенной становится практика введения надбавок к цене продукции. Эти надбавки так или иначе связаны с декарбонизацией производства и растущей ценой на выбросы СО2, которая призвана эту декарбонизацию ускорять.

Первой компанией, которая ввела углеродную надбавку еще в апреле этого года, стала Tata Steel Europe. По задумке компании, эта надбавка должна способствовать реализации стратегии Tata Steel по достижению углеродной нейтральности к 2050 году, а также выполнению целей по снижению выбросов СО2 на 30-40% к 2030 году. Причем если изначально компания вводила фиксированные надбавки без объяснения, то впоследствии стал известен подход к их расчету: размер углеродной надбавки пересматривается на ежеквартальной основе, чтобы отображать изменения цен на парниковые квоты.

В начале октября ArcelorMittal и British Steel ввели свои надбавки. ArcelorMittal объяснил введение специальной доплаты ростом затрат на электроэнергию и природный газ, а также увеличением себестоимости производства стали на €120/т. Компания ожидает введения аналогичных надбавок со стороны поставщиков известняка и ферросплавов. British Steel связала введение надбавки с ростом цен на электроэнергию и повышением затрат на транспортировку продукции. Специальная доплата будет действовать по всем заказам на поставку металлопродукции с 1 октября.

Как цена электроэнергии связана с ценой СО2 на европейском рынке? Через систему торговли парниковыми квотами. Этот механизм особенно ярко проявился в последнее время, когда на рынке возник дефицит природного газа (по рядку факторов, включающих в том числе быстрое восстановления экономик после ковидных ограничений, максимальный спрос на энергоресурсы за последние четверть века, снижение поставок газа в ЕС из РФ, высокий спрос на газ в азиатском регионе, низкие запасы газа на европейском рынке). Как результат, цены на природный газ взлетели до небес (последние котировки на европейском рынке достигали $1800-1900/тыс. куб. м) и европейские электростанции начали переходить на уголь. Поскольку со сжиганием угля связаны значительные выбросы СО2, то и цена на парниковые квоты на европейском рынке растет.

Сталкиваясь с ростом цен на электроэнергию, европейские металлурги задумываются о том, как их переложить на покупателя. На первый взгляд, это главное предназначение углеродных надбавок. Но если вникнуть глубже, становится понятно, что металлургические заводы стремятся и аккумулировать средства для выполнения своих амбициозных целей по декарбонизации производства, и готовят потребителей к росту цен на будущую «зеленую» сталь. Ведь препятствием для декарбонизации металлургического производства является не только незрелость технологий, но и отсутствие рынка для сбыта «зеленой» продукции (низкоуглеродная сталь стоит дороже и не сможет на равных условиях конкурировать с традиционной стальной продукцией).

На достижение такого же эффекта направлен и CBAM (Carbon Border Adjustment Mechanism), который перекладывает плату за выбросы СО2 на европейских импортеров. Конечно, проще переложить плату за выбросы СО2 на покупателей плоского проката, поскольку в данном сегменте основные мощности базируются на кислородно-конвертерной технологии (с более высокими выбросами СО2 по сравнению с электродуговым производством).

Впрочем, ArcelorMittal вводит надбавку на длинномерный прокат, в сегменте которого 85% мощностей в ЕС – электросталеплавильные заводы, у которых прямые выбросы СО2 минимальны. Однако их непрямые выбросы, связанные с приобретаемой электроэнергией (Scope 2), существенно выросли, что и нашло отображение в росте цен на электроэнергию.

Согласно исследованию GMK Center, 18 из 22 европейских металлургических заводов (86% кислородно-конвертерных мощностей) имели избыточные бесплатные квоты в 2020 год, т.е. ничего не платили за выбросы СО2. Поэтому европейские металлурги раньше и не стремились вводить никаких углеродных надбавок, однако текущий рост цен на электроэнергию их побуждает к такому шагу.

После старта 4 фазы EU ETS ситуация существенно изменится: пакет «Fit for 55» предусматривает снижение общего количества выпущенных парниковых квот. Вместе с тем объем бесплатных квот также будет постепенно сокращаться с полной их отменой в 2035 году. Поэтому ужесточение европейской системы торговли парниковыми квотами приведет к тому, что всё больше производителей будут перенимать тактику компаний, вводящих углеродные надбавки.

Сегодня металлургия работает на традиционных технологиях, и поэтому может показаться странным, как рост текущих производственных расходов связан с высокой стоимостью «зеленой» стали. Однако стоит учитывать, что инвестиционный цикл в металлургии длинный (25 лет), поэтому решения по декарбонизации обсуждаются уже сейчас и сегодняшняя ситуация, пусть и отдаленно, но отображает будущую перспективу.

Відправити:
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи