Переполох налоговых уклонистов
Попытка противодействовать фиктивному превращению наемных работников в ФОПы
Появление законопроекта 5054 от 09.02.2021, направленного на урегулирование трудовые отношения в Украине, может вызвать не абы какую панику определенной категории предпринимателей. Прежде всего, собственников больших торговых центров, фитнес-клубов, крупных предприятий сферы торговли и обслуживания, а зачастую и просто интернет-магазинов.
Беспокойство их может проявиться в самых крайних формах предвещаний, вплоть до обвинений 5054-го в намерении переделать всех предпринимателей в наемных работников. А значит вообще в разрушении основ малого бизнеса, в коллапсе и Армагеддоне свободной частной хозяйственной деятельности. Под давлением таких столь тяжких подозрений давайте спокойно, как экономисты, проанализируем ситуацию.
В течение долгого времени, по крайней мере, не менее 10 лет, в Украине сформировалась схема уклонения от налогообложения путем превращения наемных работников в предпринимателей.
Администрация предприятия вынуждала своего штатного работника обрести статус предпринимателя, и переводила его, таким образом, в ФОПа. В итоге он становился фиктивным предпринимателем, но законодательно получал налоговое право называться бизнесменом. Фиктивность оставалась за рамками производственных отношений владельца бизнеса и его работника, продолжая висеть на нем моральным грузом. Однако с точки зрения законодательных норм, у него возникало право работать на упрощенной системе налогообложения.
Содержание деятельности работника от таких налоговых трансформаций абсолютно никак не поменялось. Продавец, скажем, супермаркета бытовой техники, все реализуемые товары продолжал получать со склада. Но реализация их, по документам, производилась не от имени торгового предприятия, а как бы лично предпринимателем. Такое замыливание глаз вполне возможно, ибо, в соответствии с упрощенной системой налогообложения, ФОП обязан отчитаться перед налоговой инспекцией только о величине дохода. И абсолютно не обязан представлять отчетность об источнике появления проданных товаров. При таких условиях можно заявить о продаже чего угодно, хоть атомной бомбы с одесского рынка – все равно подтверждающие документы у него никто не имеет право затребовать.
Такая фальсификация сокращает налоговые платежи в бюджет (см. детали в моем блоге).
При такой схеме ущерб несет не только государство. Во-первых, наемный работник подпадает под ответственность за фиктивное предпринимательство. Во-вторых, он же становится объектом социального ущемления своих прав. И, в- третьих, само предприятие, «балующееся» уклонизмом, несет урон своего делового рейтинга.
Трудно перечислить все социальные потери такого физического лица. Это и ухудшение условий его пенсионного стажа (ибо все социальные платежи, налог на доходы физического лица, ЕСВ и т.д.) оказываются минимальными. Следовательно, уменьшение пенсий работника в перспективе. Это и отсутствие отпускных, больничных, медицинского обеспечения.
Работодатель тоже несет репутационные потери. Объемы его деятельности распыляются между большим количеством «предпринимателей». Следовательно, трудно получить представление о реальных объемах предприятия. Значит, невозможно оценить его рейтинг. Это может препятствовать притоку инвестиций, в том числе иностранных, на развитие бизнеса.
Чтоб подвести черту нашему анализу, сделаем заключение – если принятому законопроекту 5054 удастся сломать порочную систему фиктивного предпринимательства, то семь футов ему под килем. Но для этого потребуется сломить жесткое сопротивление крупного бизнеса. А его следует ожидать – вплоть до организации многолюдных митингов и протестов на Банковой. Уклонистам есть что терять, поэтому нас ждет новая многодневная волна возмущений, аналогичная протестам о переводе ФОПов на работу с кассовыми аппаратами. Протестов с явными признаками проплаченности и по экипировке, и вообще по материальной обеспеченности.
- 21% українців, які хотіли б емігрувати – це катастрофа Володимир Горковенко 16:07
- Як ШІ змінює закупівлі: клієнти-машини та криза кадрів Марина Трепова 15:12
- Пеня на заборгованість по аліментах: поняття, порядок нарахування та граничний розмір Леся Дубчак 15:01
- Правила ефективного партнерства в адвокатурі Тетяна Лежух 13:33
- Перемир’я між Ізраїлем і ХАМАС: виклики та перспективи після 15 місяців конфлікту Олег Вишняков 13:25
- Як корпоративний медичний одяг змінює клініку: мій досвід Павло Астахов 09:26
- Нюанси ввезення пального в Україну через кордон для власного споживання Дмитро Зенкін вчора о 15:47
- Як та куди інвестувати на фондовому ринку США Євген Кондратьєв вчора о 15:30
- Неконституційність п.п.7 п.1 ч.2 ст.4 щодо ставки судового збору за подання касації Світлана Приймак вчора о 14:30
- Позбавлення пільг китайських маркетплейсів: якими будуть наслідки? Єфрем Лащук вчора о 11:36
- Як Трамп зробить видобуток великим знову? Ксенія Оринчак вчора о 11:31
- Зміна світового порядку: виклики та можливості нового часу Юрій Гусєв вчора о 09:16
- Оцінка ефективності медіа: що робити, коли даних недостатньо? Вікторія Новак 20.01.2025 18:42
- Воднева економіка України: регуляторні виклики та економічна доцільність Олексій Гнатенко 20.01.2025 13:41
- Чи підходить Польща для реєстрації ІТ бізнесу? Сергій Барбашин 20.01.2025 11:53
-
Забудьте про молодь. Її в Україні не буде
Думка 4847
-
Меланія Трамп на інавгурації 2025: два елегантні образи — у капелюсі вдень, у сукні ввечері
Життя 3361
-
Між правами бізнесу та покаранням за корупцію. Чому правки Лозового викликали дискусію
Бізнес 2585
-
Трамп пообіцяв запустити посилене буріння нафти та знизити ціни на енергоресурси
Бізнес 2521
-
"Січневий яйцепад". Хто обвалив ціни на яйця
Бізнес 2452