Авторские блоги и комментарии к ним отображают исключительно точку зрения их авторов. Редакция ЛІГА.net может не разделять мнение авторов блогов.
23.09.2016 13:54

Как в Украине защитить права на персонаж. Часть 2

Адвокат, юрист, медиатор

Как Вам такой список? Рольф Лесли сыграл 27 ролей в фильме “Шестьдесят лет королевы” (Великобритания, 1913), Льюпино Лейн – 24 роли в картине “Только я” (США, 1929), Джозеф Хинабери перевоплотился 14 раз в фильме “Рождение нации” (США, 1915),а Роберт Херш

КакВам такой список?

РольфЛесли сыграл 27 ролей в фильме “Шестьдесят лет королевы” (Великобритания, 1913),

ЛьюпиноЛейн – 24 роли в картине “Только я” (США, 1929),

ДжозефХинабери перевоплотился 14 раз в фильме “Рождение нации” (США, 1915),

а РобертХерш – сыграл 12 персонажей в киноленте “По субботам никаких вопросов” (США,1964).

Современныйкинематограф также полон подобных примеров, хоть и в меньших масштабах. Чащевсего на долю актера выпадает не более 3 героев в одной ленте.

Талантливовоплощенный в жизнь персонаж приносит славу и внушительный гонорар актеру, а кинокомпанияне только порадуется хорошим сборам от проката, но и получит возможностьприумножить капитал за счет удачного персонажа. Однако, все это возможно лишьпри грамотной юридической подготовке.

Какранее упоминалось, в Украине нет определения персонажа, нет и общего алгоритмаего охраны. Каждый случай индивидуален и тем интересен.

Охрануправ на героя произведения можно (и в некоторых случаях даже нужно)осуществлять с позиции авторского права и права промышленной собственности.

Охранаавторским правом

Здесьуместно говорить о защите героя в рамках его изображения (воплощения) иописания в литературном произведении. Персонаж может найти свое творческоевыражение в словесной форме. Например, в романе, повести, рассказе. Он такжеможет обрести зрительный образ, например, в иллюстрациях к литературномупроизведению или в аудиовизуальном произведении, сценическом образе. Если надтекстом и рисунком работал один человек, вопроса авторства персонажа невозникает. А вот в случае, когда персонаж – результат работы творческой группы,неминуем вопрос: кто же автор персонажа – писатель или художник? Тут уместновспомнить Постановление Пленума Верховного Суда Украины «О применении судаминорм законодательства в делах о защите авторского права и смежных прав» №5 от04.05.2010 г., в котором суд акцентирует внимание: «произведение считаетсясозданным с момента первичного предоставления ему любой объективной формы сучетом сути произведения (в частности, письменной формы, электронной формы,словесной формы)». Таким образом, в зависимости от того, что появилось первым -литературное описание героя или его иллюстрация,  авторство на персонаж закрепится соответственноза писателем или художником.

Общеизвестныйфакт, что Микки Маус «родился» из рисунка, соавторами которого были Уолт Диснейи аниматор Аб Айверкс. Уже после появились сценарии мультфильмов с участиеммышонка. Здесь права на сам персонаж принадлежат авторам рисунка, а сценарии кмультфильмам с участием Микки Мауса являются отдельными произведениями,включающими его как главного героя. По моему мнению, в данном случае речь идетименно о новом произведении, включающем в состав фантазийного героя, а не опроизводном.

Еще одинфакт: автор Винни-Пуха - писатель Алан Александр Милн, описавший его в своихкнигах. Иллюстрации к произведениям создал Эрнест Хауэрд Шепард, которогонередко называют соавтором Милна – настолько удачно его изображения дополняют книги.В этом случае Шепард приобрел права не на сам персонаж, а только на егоизображение, при этом Милн не стал соавтором изображения своего персонажа. Но втакой ситуации изображение персонажа вполне может быть производнымпроизведением.

Каквидно, первичные и производные произведения с участием персонажа могутотличаться case by case и в каждом отдельном случае требуют оценки специалиста.

Непоследнюю роль в охране прав на персонаж играет и его имя. Согласно ст. 9Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» часть произведения,которая может использоваться самостоятельно, в том числе и оригинальноеназвание произведения, рассматривается как произведение. В Постановлении от17.10.2012 г. №12 Пленум Высшего хозяйственного суда Украины дополнительнопоясняет, что «название произведения подлежит охране как объект авторскогоправа только в том случае, если оно является результатом творческойдеятельности автора (является оригинальным) и может использоватьсясамостоятельно». Документальное подтверждение государственным органом авторскихправ на имя персонажа станет эффективным инструментом в борьбе с нарушениемправ на него в торговых марках третьих лиц.

Итак,авторское право дает возможность защитить героя с трех позиций:

1.Литературное описание;

2.Визуальное изображение (в различных вариациях);

3.Имя.

Ихотя авторское право на произведение возникает вследствие факта его создания, адля реализации автором прав не требуется обязательное выполнение формальностейв виде регистрации произведения, все же наилучшую защиту обеспечит оформлениеохранной документации по всем трем позициям.

Торговаямарка

Регистрацияторговой марки с использованием персонажа – яркий пример его коммерциализации. Собственникзнака может продавать товары и услуги самостоятельно, а может предоставитьтакую возможность другим лицам по лицензионному договору.

Справовой точки зрения такая регистрация наиболее наглядно демонстрируетвозможность отделения части произведения от целого и ее использования каксамостоятельного объекта права интеллектуальной собственности.

Вкачестве торговой марки можно зарегистрировать:

1.Имя персонажа;

2.Изображение персонажа;

3. Комбинированныйзнак с именем и изображением персонажа.

Следуетобратить внимание, что регистрация любой торговой марки подразумевает соблюдениеавторских прав на произведения, которые в нее входят. К сожалению,законодательство Украины прямо запрещает регистрацию знаков для товаров иуслуг, неправомерно содержащих только известные в Украине объекты авторскогоправа.

Частью4 статьи 6 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»предусмотрено, что «не регистрируются как знаки обозначения, которыевоспроизводят, в частности, названия известных в Украине произведений науки,литературы и искусства либо цитаты и персонажей из них, произведения искусстваи их фрагменты без согласия собственников авторского права или ихправопреемников».

Согласнопункта 4 части 1 статьи 438 и статьи 439 Гражданского кодекса Украины авторупроизведения принадлежит право на его неприкосновенность, а также правопротиводействовать любому перекручиванию, искажению или другому изменениюпроизведения и любому иному посягательству на него.

Посколькуне все персонажи произведений могут быть известными в Украине, в практикенаиболее часто случаются судебные разбирательства относительно нарушенияавторских прав на героя именно при неправомерной регистрации персонажа/егоимени как торговой марки или их включения в качестве составной части в инойзнак.

Судебнаяпрактика

Однимииз показательных в Украине являются судебные разбирательства автора «Капитошки»Натальи Гузеевой. Так, в деле № 2-213/2010 Решение Соломенского районного судаг. Киева от 17 марта 2010 года содержит несколько интересных для практики положений:

- «…авторусценария и художнику-постановщику принадлежит право каждому на своепроизведение»;

-«Истцы, пользуясь своим правом на регистрацию имущественных авторских прав,зарегистрировали свои авторские права в Государственном департаментеинтеллектуальной собственности и получили соответствующие свидетельства:свидетельство о государственной регистрации авторского права на произведение …- литературное произведение «Капитошка», свидетельство о государственнойрегистрации авторского права на произведение … - художественное изображениеперсонажа «Капитошка»;

- «…разрешение на использование произведения – изображение литературно-художественногоперсонажа «Капитошка», в том числе, на регистрацию знака для товаров и услуг«Капитошка», истцы не давали… в нарушение действующего законодательства иавторских прав истцов было зарегистрировано как знак для товаров и услугобозначение, которое воспроизводит название известного в Украине произведениялитературы и персонажа из него без согласия собственников авторского права…»;

- «…суд считает очевидным обстоятельство, что ответчиком было использованопроизведение – изображение литературно-художественного персонажа «Капитошка»путем воспроизведения персонажа произведения в качестве знака для товаров иуслуг со словесной надписью «Капитошка». Так, по описанию знак представляетсобой волнистое обрамление, в центре которого расположена улыбающаяся круглаядетская головка, прикрытая сверху шапочкой и завернута по шее шарфиком, а рядомизображены три дождевые капли. Между тем, рисунок по знаку совпадает поизображению с образом персонажа «Капитошки» - улыбающаяся большая круглаякапелька со шляпой сверху и вокруг маленькие капельки дождя, авторами которогоявляются истцы и который по общему впечатлению подобно изображению по знаку, ик тому же словесная надпись на знаке – «Капитошка» не оставляет сомнений вэтом».

Ещеодно интересное дело касается защиты авторских прав на «Супермена». Компания DCComics обратилась с иском к Государственному департаменту интеллектуальнойсобственности МОН Украины и Жаафар Мазена (№ 2-3729/10) о признании недествительным свидетельства на знак для товаров и услуг «SUPERBOY».

Согласноп.п. «в» п. 1 ст. 19 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров иуслуг» свидетельство на товарный знак может быть признано в судебном порядкенедействительным полностью либо частично, в том числе, в случае выдачисвидетельства вследствие подачи заявки с нарушением прав других лиц.

«Всудебном заседании установлено, что истец является единственным владельцемисключительных имущественных авторских прав на дизайн и образ: мускулистогомужчину – супергероя, одетого в костюм с плащом и у которого на грудиизображена буква «S» на логотипе в форме щита. Образ данного супергерояизображается в разных вариациях движений. Это подтверждается предоставленнымисуду копиями свидетельств о регистрации авторских прав на произведения «SUPERMANSTYLE GUIDE 2001» …, «DC COMICS STYLE GUIDE» …, «DAILY PLANET SUPERMAN STYLEGUIDE 2004» … Персонаж был создан Джерри Сигелом и Джо Шастером в 1938 году какгерой с качествами сверхчеловека. Этот герой был впервые представлен в 1938году в комиксах серии Action Comics. С 1938 года персонаж вдохновляет и частопоявляется в кинофильмах, телефильмах, телесериалах, мультфильмах и комиксах.Кроме того, образ персонажа является темой разного рода товаров, рекламныхакций и рекламных роликов с участием известных «звезд» во всем мире».

Согласнозаключения специалиста по данному делу обозначение «SUPERBOY» являетсяпереработкой графических элементов частей произведений «SUPERMAN STYLE GUIDE2001», «DC COMICS STYLE GUIDE», «DAILY PLANET SUPERMAN STYLE GUIDE 2004», аименно:

1)персонаж в виде мускулистого мужчины атлетической фигуры%

2) персонажодет в облегающий тело мужчины костюм с накидкой;

3)на нагрудной части костюма расположена эмблема в виде пятиугольника состилизованной буквой «S»;

4)персонаж одет в гетры;

5)персонаж одет в шорты, подпоясанные поясом;

6)персонаж изображен в виде стоящего на одной ноге, другая нога согнута в колене;

7)персонаж изображен с вытянутой вверх одной рукой и подтянутой к поясу другойрукой;

8)голова персонажа откинута назад;

9) стилизованныйсловесный элемент «SUPERMAN» исполнен буквами латиницы;

10)линия рядка логотипа изогнута: снизу, начиная от начальной буквы, и вверх внаправлении написания логотипа;

11)буквы в логотипе выполнены объемными с обрамлением;

12)первая буква «S» в составе логотипа выполнена большим размером шрифта, нежелииные буквы;

13)на внешнем и внутреннем изгибах буквы «S» в составе логотипа содержатся несколькополосок, параллельных внешнему контуру буквы «S».

Судпришел к выводу, что «изображение мускулистого мужчины супергероя, одетого вкостюм с плащом с изображением буквы «S» на логотипе в форме щита на груди иизображение «SUPEBOY» в торговой марке ответчика является воспроизведением ипереработкой указанных выше 13 графических элементов произведений…, которыемогут использоваться самостоятельно и принадлежат истцу», а также, что свидетельствона знак «SUPERBOY» подлежит признанию недействительным полностью, поскольку «заявленноеобозначение было зарегистрировано на основании заявки, которая была подана снарушением исключительных имущественных прав истца».

Дляполноты картины вспомним дело «Верки Сердючки» (№369/9557/15-ц), в котором защищались права на персонаж и сценический образ. Не углубляясь в нюансы личных неимущественных прав человека и отличий сценического образа от персонажа, давайте обратим внимание на предложенное описание такого рода объекта. Заявленные исковые требования обосновывались тем, что истец  « является автором персонажа сценических и аудиовизуальных произведений, женского сценического образа  « Верка Сердючка »  с присущими ему внешним видом (костюмы, элементы одежды, реквизит), характерной игрой, манерой говорить, петь, танцевать, чертами характера и поведения » .

Согласнозаключения эксперта по данному делу «персонаж «Верка Сердючка» обладаетпризнаками объекта авторского права как часть сценических, музыкальных иаудиовизуальных произведений истца, которая может использоваться самостоятельно».

Судпризнал, что «изображение персонажа «Верка Сердючка» на этикетках пластиковыхбутылок напитков «Веркин квас похмельный» и «Веркин квас классический» являетсявоспроизведением сценического, музыкального и аудиовизуального произведенияистца, которому принадлежат исключительные неимущественные и имущественныеправа субъекта авторского права».

Каквидим, в вопросах защиты прав на персонаж в практике украинских судов нет абсолютноодинаковой терминологии и подхода. В деле «Капитошки» фигурирует названиепроизведения/персонажа, сценарий литературного произведения и художественноеизображение персонажа. В деле «SUPERMAN» vs «SUPEBOY» в целях защиты прав наперсонаж используется дизайн и образ. В деле «Верки Сердючки» - персонаж исценический образ (хотя суд и не оценил по достоинству различия этих объектов).

Насегодняшний день в Украине вопросы охраны прав на героев произведений в большейстепени регулируются судебными прецедентами. Грамотно сформулированные нормызакона внесли бы большую ясность и помогли бы выработать определенный алгоритмдействий по защите авторских прав на персонаж. Однако есть и положительные моментысуществующей ситуации. И это - возможности для юридических маневров и усовершенствованиямеханизмов защиты прав на персонаж в Украине.

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Последние записи
Контакты
E-mail: blog@liga.net