О некоторых странностях украинского законодательства об исполнительном
В результате суды напоминают «голову профессора Доуэля»: могут только говорить (принимать решения). А все остальное за них делают или не делают другие: государственная исполнительная служба, входящая в систему Минюста, прокуратура и т.п.
В соответствии со ст.1 Закона Украины «О государственной исполнительной службе», ст. 2 Закона Украины «Об исполнительном производстве» задачей ГИС является принудительное исполнение решений, предусмотренных законом. Учитывая «специфику» украинской судебной системы, вполне «логичными» выглядят ст.ст. 24, 30, 76 Закона Украины «Об исполнительном производстве», которые предусматривают обязанность ГИС (?!) предоставить должнику до 7-15 дней для добровольного выполнения решения. При этом, нужно отметить, что до истечения этого срока исполнительный сбор должником не платится, а ГИС с чистой совестью ничего не делает для принудительного исполнения решения.
Более того, даже если должник не выполнит решение по неимущественному спору в указанный срок, ГИС может опять ничего не делать, формально наложив на должника штраф и … предоставив ему новый срок для еще одного добровольного по сути выполнения решения (ч.2. ст. 76 Закона Украины «Об исполнительном производстве»).
Размер указанного штрафа (от 34 до 170 грн. для физлица, от 170 до 340 грн. для должностного лица, от 340 до 510 грн для юрлица), предусмотренный ст.87 Закона Украины «Об исполнительном производстве», достаточно красноречив. Согласитесь, штраф меньше 5 долларов за неисполнение решения суда как лакмусовая бумага показывает реальное отношение государства к исполнению решений судов. Кому интересно, сравните этот размер штрафа с другими штрафами, которые есть в законодательстве Украины…
В случае, если должник не выполняет решение в течение нового срока, госисполнитель «організовує виконання відповідно до повноважень, наданих йому законом», т.е. фактически опять ничего не делает, кроме наложения на должника штрафа в двойном размере (ч.2. ст. 76, ст. 87 Закона Украины «Об исполнительном производстве»). Указанный штраф даже в двойном размере почти никак не влияет на процесс исполнения решения, но чудесным образом позволяет ГИС имитировать видимость работы, а должнику не исполнять решение суда с минимальными издержками в течение почти 6 месяцев (при договоренности с госисполнителем и/или посредством систематического обжалования любых действий госисполнителя).
Если должник опять «добровольно» не выполняет решение, то госисполнитель через 6 месяцев закрывает исполнительное производство и возвращает исполнительный документ в суд. Получаем закономерный и вполне предсказуемый результат: решение, которое должно быть выполнено, не выполняется.
А разве может быть иначе с таким законодательством?
Что может быть реальной целью наложения двух мизерных штрафов на должника, кроме:
а) получения ОГИС «благодарности» от той или иной стороны исполнительного производства для «ускорения» или, наоборот, «затягивания» исполнительного производства;
б) блокирования работы судебной системы?
Кроме того, наложение двух штрафов за невыполнение по сути одного решения, по большому счету, противоречит ст. 61 Конституции Украины, согласно которой «ніхто не може бути двічі притягнений до юридичної відповідальності одного виду за одне й те саме правопорушення». Ведь требования госисполнителя о выполнении должником решения, подлежащего согласно закону принудительному исполнению, самостоятельной ценности не представляют. Учитывая длящийся характер правонарушения (невыполнение решения суда), предоставление госисполнителем нескольких сроков для выполнения данного решения, на мой взгляд, не прерывают указанное правонарушение, хотя формально можно утверждать обратное.
После наложения 2 штрафов госисполнитель составляет акт и направляет в суд представление о привлечении должника к уголовной ответственности, после чего закрывает исполнительное производство и возвращает исполнительный документ. Дело сделано и направляется в архив.
Получив указанное представление, суды ведут себя по-разному. Одни возвращают это представление в ОГИС под разными предлогами, другие – направляют в прокуратуру «для прийняття відповідного рішення». Объясняется это тем, в УПК Украины не предусмотрено право судьи возбудить уголовное дело по ст. 382 УК Украины. Практика возбуждения судьями уголовных дел на основании ст. 124 Конституции Украины пока распространения не получила.
В результате суды напоминают «голову профессора Доуэля»: могут только говорить (принимать решения). А все остальное за них делают или не делают другие: государственная исполнительная служба, входящая в систему Минюста, прокуратура и т.п. Не случайно ведь систему судебных исполнителей подчинили не судебной, а исполнительной власти.
Странно не то, что эта система неэффективна, странно то, что она в этих условиях еще иногда работает…
Продолжение следует…
- Репродуктивні права людини: судова практика Верховного Суду Леся Дубчак вчора о 16:18
- Чому ми майже програли інформаційну війну Росії у Польщі Михайло Стрельніков вчора о 12:09
- Безпека як стратегія стійкості в 10 кроках Ігор Шевцов вчора о 09:16
- Кризові комунікації: як слова можуть врятувати репутацію і бізнес Олександр Скнар 18.09.2025 16:18
- Сексуальний компас. Як еволюція обирає партнера Ольга Духневич 18.09.2025 10:50
- Багатство і задоволення життям: чому важливі баланс та усвідомлений вибір Олег Вишняков 17.09.2025 13:29
- Делегування продажів: 5 інструментів, що знімають навантаження з власника бізнесу Олександр Висоцький 17.09.2025 11:00
- А "осадочек" лишився. Або три питання до держави через справу Archer Галина Янченко 16.09.2025 14:37
- Як зробити зустрічі ефективними: правила, що економлять час і дають результат Олександр Скнар 16.09.2025 09:20
- Синдром 3I/ATLAS Володимир Стус 15.09.2025 21:34
- Сайт як стратегічний сейлз-інструмент: чому бізнесу потрібна власна платформа Ярослав Халецький 15.09.2025 18:27
- Висновок експерта у галузі права: правова природа та оцінка судовою практикою Леся Дубчак 15.09.2025 16:17
- Як українці тікають у світ симулякрів, коли небо стає все дірявішим Максим Гардус 15.09.2025 14:23
- Україна після розпаду СРСР: західні припущення та наслідки для економіки Сергій Дідковський 15.09.2025 13:59
- Суперфуди made in Ukraine: чи може Україна стати експортером нової "їжі здоров’я"? Наталія Павлючок 15.09.2025 08:58
- Інвестори "Аркади": ілюзія добудови та реальність судових процесів 136
- Безпека як стратегія стійкості в 10 кроках 127
- Суперфуди made in Ukraine: чи може Україна стати експортером нової "їжі здоров’я"? 120
- Чому ми майже програли інформаційну війну Росії у Польщі 118
- Сексуальний компас. Як еволюція обирає партнера 76
-
Розробник ракети "Фламінго" працює над новою системою ППО. Бліцінтерв'ю із CTO Fire Point
Технології 11588
-
Кохання без статусу – як зрозуміти, що ви застрягли в ситуативних стосунках
Життя 10955
-
Кабмін схвалив введення базової соціальної допомоги замість чинних держвиплат
Фінанси 10084
-
Компанія Fire Point збільшила виробництво ракет "Фламінго"
Технології 8908
-
DJI анонсувала мініатюрний дрон Mini 5 Pro з портретним режимом і вертикальним фільмуванням
Технології 8009