На кого работает электронное правительство?
"Внедрить электронное правительство!" - такой тренд можно, наверное, будет назвать общим обещанием всех кандидатов на власть в предстоящий сезон украинской большой политики.
«Внедрить электронное правительство!» - такой тренд можно, наверное, будет назвать общим обещанием всех кандидатов на власть в предстоящий сезон украинской большой политики. Это верный способ привлечь внимание электората, ведь методы работы нынешнего правительства, мягко говоря, не устраивают людей. Но, по моему мнению, немногие из политиков смогут конкретно и развернуто ответить на вопрос о том, что под этим подразумевать и как оценить, успешно ли у нас продвигается внедрение «электронного правительства».
Маркеры электронного правительства
Начнем с конца. По каким критериям мы можем судить об успешности внедрения электронного правительства? Перед тем, как переходить к конкретике, выделим основной и самый важный принцип такой оценки: новый формат правительства должен развернуть политику и саму работу государственного аппарата от обслуживания интересов олигархов, к удовлетворению потребностей простых украинцев. Если этого не происходит – грош цена всей реформе системы управления. И действительно, не существенная разница: оплачивать необоснованные баснословные тарифы ЖКХ в банке или с мобильного приложения.
Итак, самым первым и простым индикатором успешности программы электронного правительства является количество веб-сайтов органов государственной власти. Едва ли в Украине найдется орган власти, который не имеет такого сайта. Но, важен не сам факт наличия сайта, а его направленность, возможность установления онлайн связи пользователя с соответствующим подразделением государственного органа, получение внятных ответов чиновников в электронном виде «на дом» без проволочки бюрократических процедур. И вы получите такой ответ от Министерства инфраструктуры Украины, но…он не будет иметь статус официального документа и вы даже не имеете права опубликовать его в СМИ https://mtu.gov.ua/content/elektronne-zvernennya.html
Второй показатель – количество публичных правительственных и муниципальных услуг, доступных онлайн, оценка качества услуг населением. К обязательному минимуму таких услуг, в странах ЕС, относят:
а) услуги по предоставлению работы, организации конкурсов на занятие вакантных должностей;
б) регистрация новых компаний и различных субъектов;
в) администрирование налогов;
г) решение таможенных вопросов;
д) получение, передача и обработка статистических данных;
е) вопросы вознаграждения, поощрения и дисциплинарной ответственности служащих этого органа;
ж) вопросы общественного и административного обеспечения деятельности органа, проведения тендеров и торгов;
з) вопросы обеспечения безопасности;
и) изменение адреса;
к) получение необходимых документов, выписок и справок;
л) общественные библиотеки;
м) регистрация в учебных заведениях;
н) регистрация транспортных средств;
о) регистрация рождения, смерти, вступления в брак;
п) полицейская документация и оплата штрафов;
р)получение разрешений на строительство и осуществление различных видов работ;
с) медицинские услуги.
Это - минимум, без которого вообще нельзя говорить об успешности внедрения электронного правительства.
Третий индикатор – доля населения, пользующегося государственными онлайн-услугами. Целевым уровнем для этого индикатора признается совпадение доли населения, воспользовавшегося электронными публичными услугами с долей населения, использующего интернет. Важно отметить, что использование онлайн-услуг не должно снижать возможностей воспользоваться ими в оффлайн-режиме. У нас, к сожалению, можно увидеть обратную картину: приходишь в присутственное место, а там, тебе говорят: «только через сайт». А ведь 36% населения страны по прежнему не имеет доступ к интернету! https://www.ukrinform.ru/rubric-technology/2384675-v-ukraine-vpervye-sokratilos-cislo-polzovatelej-interneta.html
Четвертый индикатор – объем государственных закупок, осуществляемых в онлайн-режиме, а также доля электронных контрактов к общему их числу. К сожалению, у нас не проводится сравнительная оценка по этому критерию.
Пятый индикатор – количество постоянных подписчиков рассылок, баз данных и библиотек соответствующих государственных органов, частотность обращения к ним, количество неудовлетворенных запросов. В странах ЕС эксперты признают, что чем больше таких обращений – тем эффективнее работает электронное правительство. Сегодня украинцы могут оформить запрос на информацию у любого органа власти, но мы лишены права оценить ответы чиновников. Получается формальный ответ не по сути - то же ответ?
Шестой индикатор - число сокращенных чиновников, оплачивать работу которых из кармана населения больше нет смысла. Теперь электронные системы делают работу за них.
Седьмой индикатор – число онлайн-платформ совместной работы государственных органов, общества и бизнеса, а так же доля решений, принятых на основе анализа материалов этих платформ. Электронные технологии могут дать обеспечить реализацию права на власть каждому украинцу с активной жизненной позицией. Люди могут не только участвовать в консультациях по уже готовым решениям власти, а сами предлагать варианты решения общественных проблем.
Увы, в Украине нет, и не было реализовано ни одной подобной платформы, а общегосударственный сайт «Гражданское общество и власть» не содержит механизмов совместной работы и инициатив от граждан. Впрочем, с мая этого года правительство остановило работу и этого сайта http://civic.kmu.gov.ua
Электронное отчуждение
Безусловно, в Украине происходит эволюция правительственных электронных сетей. Но если вы внимательно прочитали о маркерах электронного правительства, то заметили одну общую тенденцию их развития. Все правительственные технологии не имеют качественной обратной связи с теми, для кого они создаются, как то в виде оценки качества услуги, ответа или совместной работы над государственными решениями.
Игнорирование этого основополагающего принципа электронного правительства привело к появлению такого социального феномена как «электронное отчуждение» - новые технологии встали стеной, за которой власть попросту прячется от граждан и делает процесс формальным. Раньше были публичные мероприятия, где стороны сталкивались лицом к лицу и под камерами должны были отвечать на неудобные вопросы. Сейчас подавляющее большинство процессов обсуждения перенесены в виртуальную плоскость, это дает чиновникам возможность уходить от ответов и игнорировать позицию общества. Так, например, общественная экспертиза Министерства инфраструктуры показала, что за три года проведения электронных консультаций чиновники не написали ни одного отчета об их проведении. При этом 78% участников консультаций не согласны с принятыми решениями! https://drive.google.com/open?id=0Bz2aZfrWXfpXUDlVM2lRbUNqTlk
Завершая обзор критериев, по которым можно оценивать развитие «электронного правительства» в Украине, хотел бы обратить внимание на то, что электронные технологии – это не добро, и не зло, это всего лишь ресурс. Более важно, чьи интересы они обслуживают. Разве конструктивная и эффективная обратная связь - это не то, что украинцы раз за разом ждут от своего нового правительства?
- Бідних стає все більше Андрій Павловський вчора о 22:57
- Використання підробленого військово квитка з метою перетину держкордону Євген Морозов вчора о 21:03
- Авіакатастрофа "Азербайджанських авіаліній": пошуки правди Юрій Гусєв вчора о 14:40
- Підписано Закон про право слідчих і прокурорів обмежувати роботу бізнесу Андрій Хомич вчора о 14:08
- Особливості імпортно-експортних операцій з електроенергією та газом у Європі: аналіз країн Ростислав Никітенко вчора о 13:30
- Партнерства заради сталого розвитку в технологічному секторі: Україна та світ Оксана Захарченко вчора о 11:48
- Шестимісячний строк для оголошення особи померлою: право, яке має служити людяності Світлана Приймак вчора о 11:43
- Етика суддів 2025: нові показники доброчесності чи додаткові виклики? Дмитро Зенкін вчора о 10:13
- Оскарження в суді містобудівної документації як нормативно- правового акту Євген Морозов 25.12.2024 20:50
- Податкові умов для енергоринку в Україні, Польщі, Угорщині, Німеччині та Нідерландах Ростислав Никітенко 25.12.2024 14:21
- Містобудівна документація: генеральний план населеного пункту Євген Морозов 24.12.2024 20:35
- Legal instruments to combat stalking, based on international experience Руслана Абрамович 24.12.2024 17:39
- Спрощення процедур чи посилення контролю? Нове Положення НБУ під час воєнного стану Світлана Приймак 24.12.2024 16:35
- Ключові тренди сталого інвестування та ESG для добувної галузі у 2025 році Ксенія Оринчак 24.12.2024 14:54
- Як забезпечити стабільність та вигоду на енергоринку України у 2025 році? Ростислав Никітенко 24.12.2024 13:31
- Когнітивка від Psymetrics – прогнозований бар’єр для Вищого антикорупційного суду 857
- Бідних стає все більше 300
- 2025. Рік економічного відновлення, репатріації та інтеграції військових. Чи буде так? 258
- Підписано Закон про право слідчих і прокурорів обмежувати роботу бізнесу 200
- JIT – концепція, час якої настав 64
-
Дружину екснардепа Шепелева засудили до семи років позбавлення волі
Фінанси 23347
-
Кінець російського "космобєсія". Ми ще побачимо благання до американців не топити МКС
Думка 23292
-
В Україну повертається одна з найбільших у світі контейнерних компаній
Бізнес 9201
-
Їздить-стріляє. Чи стане замовлена Україною САУ RCH 155 майбутнім артилерії
Технології 9193
-
Фільми до різдвяних свят: комедії, ромкоми, бойовики, пригоди
Життя 7304