Мораль и бизнес. Сообщение 3. Коррупция спасет Украину?
Содержание труда власти - высококачественный сервис в области политики, экономики, информации. Это управление, т.е. менеджмент материальными, финансовыми, информационными потоками. Нужно превратить вред (коррупцию) в пользу, сделав ее официальной форм
Мониторинг сегментов коррупционного рынка.
Проблема коррумпированности нашего общего настолько обширна, что впору приглашать Артура Хейли писать роман о новом чрезвычайно прибыльном виде деятельности, который затмит, обойдет самые доходные до последнего времени виды деятельности - торговлю оружием, наркотиками и проституцию. В самом деле, давайте ввиду сжатых рамок статьи просто проведем хотя бы поверхностный мониторинг коррупционного рынка. Я не сумел найти ни одного сегмента нашей жизни, куда бы ни проникли жадные щупальца коррупционной опухоли.
· Медицина: оплата приоритетного обслуживания; дополнительные медицинские услуги на всех уровнях, закупка оборудования, средств ухода и лекарств в завышенных количествах, по завышенным ценам; оплата несоответствующих действительности медицинских заключений.
· Таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; необоснованные отсрочки таможенных платежей.
· Автоинспекция: необоснованное предоставление водительских прав, справок о прохождении техосмотра (вроде, его отменили уже); откуп от законного наказания нарушителями правил пользования дорогами; фальсификация сведений и выводов о дорожно-транспортных происшествиях в пользу заинтересованных лиц.
· Судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений; нарушение процессуальных норм; противоположные решения различных судов по одному и тому же делу; использование судов в качестве инструмента рейдерства.
· Правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести.
· Налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; невозвращение НДС; спровоцированная конкурентами проверка и остановка производства и т.п.
· Лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности – о знаменитых “дозвільних документах”, “регуляторной политике” и едином окне для регистрации, да и о регистрации за один день, вообще, впору отдельную поэму писать – вот уже где царит разгул коррумпированных чиновников.
· Выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами.
· Получение кредитов.
· Получение экспортных квот.
· Использование бюджетных субвенций.
· Строительство и ремонт за счет бюджетных средств.
· Нотариальное удостоверение сделок.
· Надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства.
· Освобождение от призыва на военную службу в вооружённые силы.
· Государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных (а теперь уже и государственных!) высших учебных заведений.
· “Устройство ” на службу, позволяющую иметь значительный незаконный доход от должности.
· Сфера практически всех коммунальных услуг, например, ритуальных.
· Наконец, сравнительно новый сегмент коррупционного рынка - формирование партийных избирательных списков.
Этот список сегментов коррупционного рынка можно продолжать бесконечно, но масштабы и скорость развития болезни уже очевидны.
Коррупция спасет Украину
Итак, наши СМИ, политики не устают клеймить позором проявления коррупции в нашей стране. Объективности ради, отметим, что мы не одиноки в попытках решить наши коррупционные проблемы. В современной России объём рынка коррупции превышает 240 млрд. долл. США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: тольков деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд. долл. США в год. 26 сентября 2007 года организация Transparency Int опубликовала свой очередной рейтинг состояния коррупции в мире. Россия занимает в нём 143 место из 180 с рейтингом 2,3 балла. Думаю, и сейчас Россия не сильно сместилась вверх. Данные по Украине не сильно отличаются, и для экономии места не стоит их приводить. Заметим только, что по последним данным тенденции к улучшению нет, и пока не предвидится. В то же время, и во всем мире не прекращаются попытки обуздать коррупцию. К примеру, в один голос хвалят Сингапурскую стратегию борьбы с коррупцией, которая отличается строгостью и последовательностью, основываясь на «логике в контроле за коррупцией»: «попытки искоренить коррупцию должны основываться на стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий». В момент обретения независимости (в 1965 г.), Сингапур был страной с высокой коррупцией. Тактика её снижения была построена на ряде вертикальных мер: регламентации действий чиновников, упрощении бюрократических процедур, строгом надзоре над соблюдением высоких этических стандартов. Центральным звеном стало автономное Бюро по расследованию случаев коррупции, в которое граждане могли обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. Одновременно с этим было ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб. Это сочеталось с дерегулированием экономики, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров. В настоящее время Сингапур занимает одно из лидирующих мест в мире по отсутствию коррупции, экономической свободе и развитию.
Как пример успешной антикоррупционной политики, часто упоминают шведский опыт. До середины XIX века в Швеции коррупция процветала. Одним из следствий модернизации страны стал комплекс мер, нацеленных на устранение меркантилизма. С тех пор государственное регулирование касалось больше домашних хозяйств, чем фирм, и было основано больше на стимулах (через налоги, льготы и субсидии), нежели на запретах и разрешениях. Была создана независимая и эффективная система правосудия. Одновременно шведский парламент и правительство установили высокие этические стандарты для администраторов и стали добиваться их исполнения. Спустя всего несколько лет честность стала социальной нормой среди бюрократии. Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12—15 раз, однако с течением времени эта разница снизилась до двукратной. На сегодняшний день Швеция имеет один из самых низких уровней коррупции в мире.
Однако, существует и иная точка зрения, по которой к коррупции допустимо терпимое отношение. Отмечают даже, что в истории развития многих стран (Индонезии, Таиланда, Кореи) были периоды, когда экономика и коррупция росли одновременно, что взяточничество есть лишь реализация рыночных принципов в деятельности государственных и муниципальных структур.
Итак, пора переходить к известному славянскому вопросу – что делать? (вопрос “кто виноват” обсуждать не будем). Продолжать безнадежную борьбу? Искать новые методы? Воспитывать молодое поколение и ждать, пока оно вырастет? Опустить руки? Учитывая менталитет нашего незлопамятного народа (как быстро мы забываем все скандалы, в том числе, коррупционные, а иногда даже восхищаемся деяниями наших бандитов, воров, взяточников, лжецов, если видим, что кошельки “героев” становятся все более тугими – а наши, соответственно, все более тощими), мы должны найти какие-то свои пути решения коррупционных проблем, которые давно приобрели у нас статус национальных.
Попробуем взять за основу принцип, по которому бороться с коррупцией в Украине бесполезно и безнадежно. Любой труд наемной рабочей силы, должен быть оплачен, тем более труд высококвалифицированный. Допустим, что взятка является формой оплаты труда этой наемной рабочей силы. Вернее, не оплаты, а доплаты за высокую квалификацию труда, ибо нынешняя зарплата чиновников, госслужащих, депутатов и, вообще, всех субъектов власти не является достаточной оплатой за такой труд. Содержание труда власти - высококачественный сервис в области политики, экономики, информации. Это управление, т.е. менеджмент материальными, финансовыми, информационными потоками. Нужно превратить вред (коррупцию) в пользу, сделав ее официальной формой доплаты за труд. Необходимо войти в законодательное поле и ввести прямые договора (сделки) между тем, кто дает взятку (донор), и тем, кто ее берет (акцептор). В договорах должны быть указаны не только объем взятки, но и услуги, которые должен обеспечить власть имущий, получив ее (лоббирование законодательных актов, интеллектуальный сервис, информационное обслуживание и т.п.). Оформление договоров и передача денег (или материальных ценностей) должны оформляться через одних и тех же юристов. Такие юристы уже появились сегодня, и являются представителями новой для мира профессии. Стало модным у нас в Украине передавать взятки через юристов. Назовем этот вид деятельности вполне пристойно - трансфертом взяток. Однако, хорошо бы, чтобы эти юристы отвечали не только за трансферт взяток, но также за своевременное и полное перечисление налогов от взяток в бюджет, несли самую строгую, вплоть до уголовной ответственность за сокрытие объемов взяток и невыполнение сроков платежей налогов в бюджет. Роль государства тогда будет сведена лишь к контролю за отражением в договорах полной суммы сделки и полноту - своевременность отчисления налогов в бюджет.
С учетом процветания коррупционной деятельности в нашей стране бюджет станет пополняться с невиданной доселе скоростью и очень быстро свершится Украинский прорыв, а мы станем богатейшей страной в мире. Попытка – не пытка. Попытаемся?
- З 1 грудня зміняться правила бронювання: з'явилася Постанова Кабміну Віталій Соловей 20:23
- Бюджет-2025 прийнятий, але це не точно. Любов Шпак 18:55
- Час затягувати паски Андрій Павловський 17:27
- Строк нарахування 3% річних від суми позики Євген Морозов 13:52
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов вчора о 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак вчора о 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін 21.11.2024 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз 21.11.2024 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов 21.11.2024 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 27600
-
Мінекономіки пояснило, як отримати 1000 грн єПідтримки, і порадило задонатити їх на ЗСУ
Фінанси 18629
-
В Україні збанкротував ще один страховик
Бізнес 10693
-
Курс євро впав на 47 копійок: Який курс долара НБУ зафіксував на понеділок
Фінанси 9792
-
Селена Гомес, Демі Мур та Єва Лонгорія: найкращі образи найуспішніших жінок Голлівуду – фото
Життя 9777