Законодательные инициативы: необдуманный шаг или обдуманная манипуляци
О законодательной инициативе народного депутата Украины Е.Сигала, ввести повышенный налог на депозиты физических лиц высказались уже многие.
Реакция власти, Нацбанка,общественности и экспертов была на удивление однозначная, все участники рынкабыли солидарны во мнении, что подобные инициативы негативно отразятся набанковской системе, спровоцируют отток денежных средств из банков и вызовутнегатив у населения. Речь идет о проекте закона Украины №2401 «О внесенииизменений в Налоговый кодекс Украины относительно банковских вкладов физическихлиц», которым автор предлагает перенести введение налога на банковские депозитына год ранее, на 2014 год, а также увеличить ставку налога на доход по такимдепозитам с 5% до 25%.
В целом, налог на доход отбанковского депозита – нормальная практика. Вопрос в размере такого налога иподходящем времени для его введения. В Украине налог в размере 5% уже закрепленв Налоговом Кодексе, однако его введение отложено до 2015 года. Одним изаргументов, выдвинутых в свое время экспертами в пользу моратория на введениетакого налога, был риск оттока депозитов из банков и уменьшение доверия кбанковской системе Украины. На дворе уже год 2013, однако, кардинально ничегоне изменилось. Украинцы постепенно привыкают вновь доверять банкам, но все ещеподвержены паническим настроениям. «Подматрасные» сбережения остаются наиболеелюбимым «вкладом» граждан. Поэтому, с учетом реалий, к подобныминициативам нужно подходить очень осторожно и взвешенно. Уверен, чтопредложение ввести в Украине такой большой налог в сложившихся условиях можноназвать не иначе как саботажем и навязыванием определенного ажиотажного мнения,потому что кроме всплеска недовольства у населения и очередных лозунгов «дочего страну довели!» оно ни к чему не приведет.
Можно рассмотреть примерыЕвропы по работе с таким налогом: в Чехии это около 15%, в Италии – 2%, в Испании 21-27% в зависимости от суммы вклада, в Польше – 19%, совсемнедавно Кипр собирался снять налог около 10% со всех депозитов единоразово. Тоесть все же можно говорить о мировой практике и т.д.
Но «там» и «тут» - две большиеразницы. Разница не только налогового законодательства, но и менталитетов -огромна. Украинцы, в отличие от жителей стран с развитой экономикой, не умеют(или не считают нужным) получать прибыли от хранения денег в банке, не боятсяхранить сбережения дома, не любят местную валюту и не привыкли доверять властии банковской системе. Кроме того, украинская банковская система в отличии,например, от США, и так депозитами не перенасыщена. В США, где объемы депозитовв полтора раза превышают ВВП, вероятно, существует целесообразностьустанавливать подобные налоги. А в Украине - пока нет. Потому чтоустановление небольшого налога (5%) проблему наполнения бюджета не решит,установление высокого (25%) вновь создаст проблему гривневой ликвидности вбанковской сфере из-за панического снятия депозитов. Люди переведут обратносредства в валюту и будут хранить их, по старинке, у себя дома. Сегоднямы видим на примере Кипра (и происходивших там процессов), что такойналог вводить преждевременно и нерационально. Даже просто в связи с намерениемввести налог на депозиты, и, как следствие, ажиотажным снятием населением денегс банковских счетов, властям Кипра пришлось прибегнуть к ограничениям выдачисредств со счетов, и даже к закрытию некоторых банковских отделений длястабилизации сложившейся ситуации. Похожую ситуацию Украина переживала вкризис с 2008-го по 2009 год, и повторять ее снова не хочется никому.
Долларизации, с которой Украинаактивно борется, безусловно, будет способствовать и вторая инициатива этого жеавтора: законопроект №2400 «О внесении изменений в статью 2 Закона Украины «Обанках и банковской деятельности» относительно банковских вкладов физическихлиц», которым депозиты разрешается размещать исключительно в национальнойвалюте. Целесообразность подобных нововведений также не достаточнопонятна, в то же время эта инициатива может вызывать дополнительное социальноенапряжение и панику. Ведь сейчас в Украине оборот валюты уже и так достаточноограничен. Валютные кредиты физическим лицам не выдаются, и в получении такогокредита юридическим лицом есть свои нюансы. Таким образом, у банков нет итак нет большой заинтересованности в привлечении валютных депозитов, так как,во-первых, они дорогие, а во-вторых, банкам некуда эту валюту в большомколичестве использовать. Привлеченную от физических лиц валюту банки сейчасиспользуют, в основном, покупая валютные ОВГЗ, под которые банк также можетполучить, в случае необходимости, рефинансирование от Нацбанка. Учитывая тотфакт, что валютные ОВГЗ не приобрели пока большой популярности у населения, атакже тот факт, что население все еще неохотно хранит сбережения в гривне,запрет на размещение депозитов в валюте просто приведет к большому оттокуресурсов из банковской системы.
На наш взгляд, совокупно этидве законодательные инициативы способны не просто пошатнуть, а возможно иразвалить и так нестабильную банковскую систему Украины. Надеемся, что народныеизбранники, которые будут за принятие проектов голосовать, угрозы интересамсвоих избирателей понимают отчетливо.
- Від івентності до інституційності: як українська культура потребує системи Ванда Орлова 15:30
- Добре, поки все добре. Чому шлюбний договір – це не про розлучення Надія Вороницька вчора о 17:11
- Пастка "голодного художника": Чому інвестиції в "зручне" мистецтво не приносять дивідендів Ванда Орлова вчора о 15:30
- Перевірка нерухомості перед купівлею та де найчастіше "ламається" угода Вадим Графський вчора о 10:36
- Як перевести прощання зі співробітником із площини емоцій у цифри Олександр Висоцький вчора о 09:09
- Автоматичні штрафи за квоти: об’єктивна відповідальність бізнесу в дії Олександр Рось 06.02.2026 18:06
- Чому український бізнес боїться культури більше, ніж фінансових ризиків Ванда Орлова 06.02.2026 15:30
- ВП ВС вдруге розглянула питання 10-відсоткового ліміту в публічних закупівлях Віталій Булат 06.02.2026 14:38
- Ототожнення адвоката з клієнтом в Україні: "кейс Шевчука" та міжнародний контекст Олексій Шевчук 06.02.2026 11:13
- Домашнє насильство як правовий конструкт: ризики доказування і судових помилок Вадим Графський 06.02.2026 10:04
- Запитання, які підтримують команду у складні періоди Тетяна Кравченюк 05.02.2026 17:39
- Мистецтво в Україні: витрати чи стратегічний капітал для економіки та ідентичності Ванда Орлова 05.02.2026 15:30
- Медіаграмотність і глибока стурбованість: розбір без ілюзій Дмитро Золотухін 05.02.2026 11:50
- Криптовалюта в Україні: як залишатися в правовому полі при декларуванні та зберіганні Вадим Графський 05.02.2026 11:17
- Європейський Союз та Україна: від економічної інтеграції до безпекового партнерства Оксана Вжешневська 04.02.2026 14:59
- Проєкт Кодексу права приватного і права дитини: чи дійсно наближаємося до Європи? 464
- Європейський Союз та Україна: від економічної інтеграції до безпекового партнерства 317
- Вплив аудитів Рахункової палати на управління Програмою медичних гарантій 266
- ВП ВС вдруге розглянула питання 10-відсоткового ліміту в публічних закупівлях 149
- Стандарти доказування у справах про адміністративні правопорушення: аналіз практики 145
-
"Основа енергомережі". Шмигаль розповів деталі російської нічної атаки на енергетику
Бізнес 1033
-
Roshen підтвердила удар РФ по її найбільшому складу готової продукції: майже весь зруйнований
доповнено Бізнес 933
-
Унаслідок атаки РФ горить склад Roshen на Київщині – фото
Бізнес 842
-
Тиха революція на Дунаї: Як Румунія стала ключовим архітектором української економічної стійкості
Думка 681
-
План для Чечні, Підробіток на $13 млн, Криза турецького текстилю. Найкращі історії світу
Спецпроєкт 581
