Европейский бизнес в Украине: правовые реалии
В преддверии ноябрьского саммита «Восточного партнёрства» в медиа пространстве заметны различные аргументы в пользу подписания соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС.
В преддверии ноябрьского саммита «Восточного партнёрства» в медиа пространстве заметны различные аргументы в пользу подписания соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. Как правило, можно услышать об упрощении визового режима, доступа на рынок труда европейских стран, а также о либерализации двусторонних торгово-экономических отношений в условиях беспошлинной зоны свободной торговли. В основном акцент смещается в сторону внешних преимуществ на рынке труда ЕС. При этом нередко забываются преимущества на внутреннем рынке Украины. Речь идёт о перспективе европейских инвестиций в украинской экономике. Тем не менее, существуют некоторые предубеждения среди части украинского общества. Одни сетуют о потери российского рынка, в условиях «введения пошлин для третьих стран». Другие говорят о «бесперспективности» украинского рынка для капиталовложений европейских государств.
В данном случае, нужно правильно расставлять акценты. Прежде чем делать бескомпромиссные выводы, следует разобраться в юридической специфике соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли. Прежде всего, должно сложиться адекватное восприятие правового аспекта механизма отношений Украины и ЕС, а также третьих стран, включая Россию. Ассоциация – не означает непосредственного членства в ЕС, где на наднациональном уровне происходит корреляция экономики стран-членов, введение определённых квот на ряд чрезмерно конкурентных производств. Плюс ко всему, именно в рамках ЕС, как интеграционного объединения, действует единый таможенный режим и тарификация, которые предусматривают пошлины и сборы для потребителей производимой продукции из третьих стран. В свою очередь, соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли не предусматривает присоединение страны участницы к единому таможенному режиму стран-членов и введение таможенных ограничений для третьих стран. Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли может лишь способствовать либерализации торгово-экономических отношений и режима инвестиций между Украиной, с одной стороны, и странами-членами ЕС с другой. Значит, в случае подписания соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли, Украина избавится таможенных ограничений на европейском рынке, без введения аналогичных ограничений для третьих стран, в том числе и России. В подобном случае, «потеря российского рынка» не является правовым императивом, а скорее субъективным мнением в чисто политической плоскости.
Нет смысла в опасениях касательно «бесперспективности» для европейского бизнеса в Украине. Украина является одной из не многих стран бывшего СССР, которая сумела сочетать в своей экономике все виды производств, от сельского хозяйства и добывающей промышленности до высоких технологий. По факту, отсутствие таможенных ограничений между Украиной и третьими странами даст возможность европейскому бизнесу воспользоваться режимом свободной торговли в свою пользу. На территории Украины, в рамках совместных предприятий, могут создаваться промышленные производства европейскими юридическими лицами совместно с украинским бизнесом, с последующей ориентацией на рынки третьих стран. Де-юре, европейские предприниматели обходят, таким образом, не совсем удобный единый таможенный режим для третьих стран. Де-факто, Украина сохраняет наработанные в течении многих лет связи со странами постсоветского пространства. Плюс, в контексте внешнеэкономической деятельности совместных предприятий произойдет диверсификация экспорта в перспективные регионы. По аналогичной схеме, возможен приток инвестиций в украинскую экономику из третьих стран для беспошлинного выхода их продукции на рынки стран-членов ЕС. Не стоит забывать и о выгоде для самих украинских граждан. Приток европейских инвестиций в экономику Украины, будет способствовать созданию новых рабочих мест. В подобном случае, возможно решение сразу двух проблем – привлечение европейских инвестиций и трудоустройство украинцев.
Говорить следует не столько об отсутствии перспективности, сколько о наличии нормативно-правовых барьеров для иностранного капитала в налоговом законодательстве Украины. Земельный кодекс Украины требует внесения изменений для обеспечения равного доступа иностранных граждан к земельным ресурсам для несельскохозяйственной деятельности. В данном, случае изменения касаются и Конституции Украины, согласно которой, право собственности на землю распространяется исключительно на украинских граждан. По факту, даже имея возможность создать в Украине своё производство, европейский предприниматель не будет иметь права собственности на землю, на которой будет находиться его предприятие. Не менее проблемным вопросом, является несоответствие украинского законодательства в сфере сельского хозяйства, включая аспект качества и безопасности продуктов питания, к стандартам ЕС. Сельскохозяйственный сектор является одним из наиболее привлекательных для европейских инвесторов. До конца неразрешённым остаётся и вопрос адаптации системы нетарифного регулирования экспортных и импортных операций Украины со стандартами ЕС. Всё это говорит о необходимости адаптации отечественного законодательства к современным реалиям отношений Украины и ЕС. Во всяком случае, времени для этого осталось немного.
Источник:
Ассоциация с ЕС улучшит инвестиционный климат в Украине, уверен эксперт http://www.versii.com/news/278951/
ЗСТ с ЕС однозначно улучшит инвестиционный климат Украины http://ubr.ua/finances/macroeconomics-ukraine/zst-s-es-odnoznachno-uluchshit-investicionnyi-klimat-ukrainy-244584
"Подписание соглашения об ассоциации с ЕС — это маленький первый шаг" http://www.kommersant.ua/doc/2303139Земельний кодекс України zakon.rada.gov.ua/go/2768-14?
КОНСТИТУЦІЯ УКРАЇНИ http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/254к/96-вр?
- Строк нарахування 3 % річних від суми позики Євген Морозов 09:52
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов вчора о 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак вчора о 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін 21.11.2024 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз 21.11.2024 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов 21.11.2024 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 25236
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21321
-
Мінекономіки пояснило, як отримати 1000 грн єПідтримки, і порадило задонатити їх на ЗСУ
Фінанси 12760
-
Курс євро впав на 47 копійок: Який курс долара НБУ зафіксував на понеділок
Фінанси 9603
-
Селена Гомес, Демі Мур та Єва Лонгорія: найкращі образи найуспішніших жінок Голлівуду – фото
Життя 8380