Опасные иллюзии
О том, на что надеется власть, создавая свою "вертикаль"
Что сейчас самое обсуждаемое в околополитическихкругах Украины? Если не считать тюремного заключения лидеров оппозиции, то самаяпопулярная тема – это проблема сосредоточения власти в одних руках. Тольколенивый не говорит о стремлении наших«вождей» уничтожить, или как минимум - расколоть оппозицию, о«заказном» законе о выборах во имя будущей победы «Партии регионов», о формированииисполнительной и судебной власти из лиц, приближенных к Президенту. Одновременноведутся разговоры как о массовом вступлении в ПР, так и о том, что некоторыхеще и «загоняют» в эту партию, подчас - целыми трудовыми коллективами. Иквинтэссенцией всего этого является следующее суждение: власть концентрируетсяв руках Президента и его партии, закончится процесс концентрации – наступитдиктатура, и будет плохо всем, кто не из этой самой власти. Но так ли это насамом деле?
Комментируя подобные умозаключения, иногдаполезно применять, как я его называю, «принципнеочевидности», то есть периодически задавать самому себе вопросы наподобие «а кто сказал, что…?». Вот и в данном случаеполезно задать подобный вопрос.
Возможно, кто-то из окружения нашего Президентапосоветовал ему реализовать российский или белорусский сценарий, как достаточнохорошо оправдавшие себя в построении и (это тоже немаловажно) консервации системыединоличной власти. Но как известно, обладать реальной властью может только тот, кто фактически контролируетвсю, или хотя бы значительную часть экономики. В Росиии, как известно, власть опираетсяна нефтегазовую ренту, в Белоруссии Лукашенкодо недавних пор обеспечивал относительно высокие выплаты бюджетникам ипенсионерам, обеспечивающим ему электоральную поддержку и очередную победу навыборах. У нас экономика достаточно децентрализована, и контролировать еесилами только одной «семьи» невозможно - именно в этом и заключается главный стратегический просчет власти. Всовременном мире монархии (или квазимонархии, условно говоря) остались только встранах, где власть контролирует или естественные монополии (Россия, нефтедобывающиестраны Ближнего Востока и Латинской Америки), или в странах, где властьконтролирует распределение социально значимых благ (Белоруссия, Куба, Северная Корея).В остальных странах децентрализация власти, демократия и политическаяконкуренция являются не прихотью - а необходимостью, поскольку такая системаустройства общества как раз и является гарантией его стабильности, так как обеспечиваетнеобходимую управляемость – за счет системы саморегулирующихся общественныхинститутов. А попытка (даже удавшаяся) стать «царем» в такой стране неизбежно приведетк потере управляемости, и как результат - к экономической и политическойдеградации.
Теперь – о деталях. Итак, кто-то внушилПрезиденту, что такая стратегия построения системы власти выгодна как минимумсамому Президенту, как максимум – еще и Украине в целом. Вопрос: «а кто сказал, что это именно так?». Действительно, расстановка на всех руководящихпостах в исполнительной и судебной власти выходцев из Донецкой области вродекак гарантирует их личную преданность «вождю» и готовность беспрекословновыполнять все его указания. Но по каким причинам эта «преданность» должна быть истинной,причем всерьез и надолго? Что, эти люди будут вечно испытывать чувствоблагодарности к «вождю», который их вытащил из грязи в князи? Или будут чего-тобояться – например, предать «вождя» в нужный момент? Сомневаюсь, что ТАКИЕ люди вообще способны на чувства,не имеющие пряого отношения к набиванию собственных карманов. Поэтому замена«чужих» чиновников на «своих» в массе своей ничего для «вождя» не даст - кроме весьма опаснойиллюзии надежных тылов.
Теперь – о законодательной власти, аименно – о будущих парламентских выборах. Итак, случилось чудо, и ПР получила99 процентов мест в парламенте, поэтому вроде бы можно проводить любыезаконопроекты, угодные Банковой. Вопрос: «а кто сказал, что это именно так?». Откуда взялось убеждение, что интересы ПР как партии в целом, интересыее отдельных членов-депутатов и интересы Президента полностью совпадают? Достаточновспомнить историю с «тушками», и становится понятным – склонность крыс к побегуиз тонущего корабля весьма слабо зависит от того, какой масти шкурка уконкретной крысы. Поэтому лояльнось к Банковой членов фракции ПР можетзакончиться в момент получения желанного мандата – депутатство на несколько летуже гарантировано, а что будет потом – никому неизвестно, ведь власть «папы»может рухнуть, а за принимаемые законы могут ведь и спросить. И не факт, чтоудастся отделаться только политической ответственностью – тот же «папа» как разподал совсем другой пример. То же самое касается и наращивания численностирядов самой партии – это ведь не свидетельствует об изменении ее качественногосостава. Мы ведь это уже проходили во времена «славы КПСС», так почему те же Янукович,Азаров и Тигипко, будучи «людьми с раньшего времени», все это позабыли?
Проще говоря, «свои» у власти – это оченьудобно, но кто сказал, что они будут «своими» везде и всегда?
Итак, что же на самом деле произойдет,если планы Банковой по строительству «вертикали власти» вдруг увенчаются полными окончательным успехом? Для власти в среднесрочной перспективе это закончитсяплохо – и чем убедительнее будет этот «успех», тем быстрее власть двинется ксаморазрушению, вызванному внутренними конфликтами интересов, массовойкоррупцией и некомпетентностью чиновников. А что будет с нами, рядовымигражданами?
Какэто ни парадоксально звучит, для общества в целом мало что изменится. Запоследние 20 лет украинцы выработали механизмы выживания, позволяющие решать собственныепроблемы при любой власти – даже самой деспотичной и бестолковой. Этим, в определенноймере, объясняется политическая апатия большинства населения. Такие признакинациональной ментальности, как «моя хата с краю» и «где два украинца – там три гетьмана»,обычно воспринимаемые негативно, на самом деле позволяют нашему народу на протяжении многих лет мирно (!) уживатьсякак с властью, так и друг с другом. Такможет продолжаться и в дальнейшем – еслине случится какой-нибудь социальный катаклизм, вызванный, кстати, действиямитой же власти. Но это уже – тема другого разговора.
- Багатолике зло: якою буває корупція Анна Макаренко 17:21
- Матриця Ейзенхауера: як відрізняти термінове від важливого та не вигорати Олександр Скнар 12:00
- Енергостандарти-2025: спільна мова з ЄС Олексій Гнатенко вчора о 18:47
- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк вчора о 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна вчора о 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак 14.10.2025 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш 14.10.2025 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський 14.10.2025 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець 13.10.2025 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов 13.10.2025 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко 13.10.2025 03:31
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 178
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись 126
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" 98
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 82
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика 67
-
У туристичній сфері – новий тренд: ноктуризм. У чому його унікальність і чи варто спробувати
Життя 2992
-
"Зеленський – лузер? Думаю, що ні. Він – популіст". Новий випуск "Клімкін питає"
2930
-
Польські ЗМІ назвали Сільпо претендентом на мережу Carrefour. У Fozzy Group спростували
оновлено Бізнес 2680
-
"Продажі декоративної косметики більші на 35%, ніж до війни". Інтерв’ю з керівницею Eva
Бізнес 2384
-
Труханов – не громадянин України. Чому лише зараз і що це означає для Одеси
2364