Медицина "made in Ukraine" – от слова "реформа" чуда не произошло
В статье рассматриваются актуальные проблемы украинской медицинской реформы, трудности и противоречия ее реализации
С апреля текущего года громко стартовала так называемая активная фаза отечественной медреформы, то есть, приписная кампания, напрямую касающаяся врачей первичной медицины: семейных докторов, терапевтов и педиатров. В определенный срок украинцы должны выбрать себе врача и подписать с ним декларацию на медицинское обслуживание.
Как сообщает и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун на своей странице в Twitter, в Украине, в рамках национальной компании «Врач для каждой семьи», более 5 миллионов человек уже подписали соответствующие документы.
Она же уверяет - реформа будет внедряться поэтапно. Сначала перестроят первичную медпомощь – оплату работы терапевтов, педиатров и семейных врачей, затем реформируют специализированную медпомощь, сделав ее более оперативной и… качественной.
На начальном этапе это даже обнадеживает: распиаренный СМИ принцип "деньги ходят за пациентом" как бы позволит грамотным, внимательным врачам увеличить свою заработную плату и не торопиться эмигрировать в близлежащую Польшу. А пациентам подарит шанс обслуживаться у персонального, заинтересованного медика.
Все вроде бы понятно - чем больше людей обратятся в государственную больницу, а не в платную клинику, тем больше заработают врачи. Вот только с самим определением «качественного обслуживания» у меня возникает ряд вопросов, которые сегодня остаются без ответа.
Неевропейские реалии украинской медицины
Отсутствие необходимого оборудования и человеческих условий для пациентов даже в столичных больницах (не говоря уже о районных медучреждениях), невозможность быстрой и качественной диагностики (нехватка медицинского оборудования и расписанная на несколько дней очередность обследования пациентов), необходимость преодолевать расстояние в 70-90 километров для того, чтобы специалисты помогли больному из районной больницы определиться с диагнозом и, если повезет, расписать лечение – потому что семейный доктор в Украине, зачастую, выполняет функцию администратора, выдающего талончики и направления к узким специалистам.
Отказ от советского прошлого
Звучит странно в век научно-технического прогресса. Но отечественные больницы – продавленные кровати с панцирной сеткой, отсутствие самых необходимых медикаментов, один душевой блок и санузел на все отделение - напоминают нам далеко не о Европе. Еще хуже ситуация обстоит (бог с ним, с неработающим душем!) с медицинским оборудованием и уровнем компетенции врачей – они просто не умеют использовать на 100% современные системы диагностики, даже если они вдруг случаются в их профессиональной жизни. А ведь это – точность определения диагноза, дальнейшее лечение (как правило, затратное и ложащееся исключительно на плечи пациента или его семьи) и время, которое на вес золота и которое ни в коему случае нельзя упускать. Поэтому начинать необходимо с самых азов и наших врачей необходимо учить пользоваться новой аппаратурой.
Медицина не может быть бесплатной
Эту аксиому должны принять все. Средства, выделенные из государственного бюджета - это деньги налогоплательщиков, то есть, именно мы оплачиваем медицинские услуги и удерживаем медиков. Только почему-то в Украине система категорически отказывается работает во благо граждан. По данным минздрава, в 2016 году каждый налогоплательщик, в среднем, внес в сферу здравоохранения 1764 гривен – ежегодно миллиарды выделяются из госбюджета на министерские программы по модернизации больничных помещений и закупке лекарственных средств. Остается вопрос – куда деваются деньги? Выделенные средства не превратились в отремонтированые операционные, палаты с элементарными удобствами или в обеспечение лекарствами. От одного слова "реформа" чуда не произошло.
Изменение подходов
Согласно последним нововведениям, ранее государство содержало медицинские учреждения. Теперь бюджетные средства идут на закупку в медицинских учреждениях их услуг. Грамотная формулировка, понятный месседж - но на практике ничего не изменилось, именно мы с вами питаем отечественную сферу здравоохранения живительной силой денег, а уже потом само государство платит медикам. Если взять расчеты Минздрава на проргамму "деньги ходят за пациентом" - государство платит врачу 370 гривен в год за одного пациента, без учета соответствующих возрастных коэффициентов. С 2019 года эту сумму планируют увеличить до 450 гривен в год.
Врачебная этика нового образца
Врач - не тот специалист, который определяет диагноз и подбирает курс лечения. В первую очередь, врач должен настроить пациента на выздоровление, минимизировать риски возможных осложнений и сделать так, чтобы тот, по возможности, как можно реже обращался за медицинской помощью и был здоров. Реалии нашей медицины таковы, что многие медики рассматривают больного исключительно как клиента (желательно с высоким уровнем платежеспособности), а фактор качественного (да и честного лечения, чего греха таить) отодвигается на второй план. Как говорится – только бизнес, ничего личного.
Кадры. Просто кадры.
Фраза "кадры решают все", которую в своей легендарной речи озвучил Иосиф Сталин в далеком 1935 году, по-прежнему крайне актуальна. Без квалифицированных медицинских работников реформу в сфере здравоохранения провести не то, что трудно - невозможно. Квалификация - это не только университетский диплом и регулярные курсы, посещение специализированных семинаров или медицинских форумов. Квалификация, прежде всего - это желание ежедневно учиться, читать научные труды, изучать модификации болезней и вирусов, которые стремительно мутируют, а также постоянное стремление и желание лечить каждого пациента так, как необходимо именно в его случае. Это –индивидуальный - не коллективный подход.
В моем понимании, медицинская реформа - это изменение системы в целом, радикальное изменение взглядов и подходов. Это современное оборудование в необходимом количестве, на котором умеют работать медики. Это палаты с ремонтом. Это операционные с необходимой техникой. Медицинская реформа - это не просто громкие заявления на бумаге - это жизнь и здоровье каждого человека.
Это - действия, а не намерения.
- Бізнес, статус і подарунки без шансів: як історія родини все ще може здивувати Олександр Карташов вчора о 20:02
- Коли лідер вигорів, але продовжує керувати: тиха криза в кабінеті СЕО Юлія Буневич вчора о 19:16
- Захист прав військовозобов’язаних і військових: головні проблеми воєнного стану Наталія Павловська вчора о 18:14
- AidEx Geneva 2025: як змінюється гуманітарна допомога – і чому Україна вже попереду світу Галина Скіпальська вчора о 12:44
- Підвищення зарплат учителям має бути, але не ціною обмеження їхніх прав Лариса Білозір вчора о 12:43
- Росія оголосила гру S.T.A.L.K.E.R. 2 поза законом Євген Магда вчора о 09:55
- Невидимий азарт цифрового світу Михайло Зборовський 18.11.2025 12:03
- Чому керівники перевантажені: ключові помилки делегування та як їх усунути Олександр Скнар 18.11.2025 09:52
- Мікро-ритуали для підтримки команди: маленькі кроки великої стійкості Тетяна Кравченюк 17.11.2025 17:16
- Вихід власника з операційки: розділення стратегії та тактики для кратного росту маржі Олександр Висоцький 17.11.2025 15:06
- Арешт майна: коли держава заходить у двері бізнесу Анна Ігнатенко 17.11.2025 12:17
- Енергоконтракти осені 2025: як умови постачання стали фінансовим ризиком для бізнесу Ростислав Никітенко 17.11.2025 10:23
- Аннушка вже розлила масло: чому "Міндічгейт" – точка неповернення Дана Ярова 17.11.2025 00:47
- Що означає новий статус у Резерв+ та коли він з’являється у військовозобов’язаних Віталій Соловей 17.11.2025 00:10
- Повернення анонімності: покоління Z перетворює цифрову ідентичність Христина Кухарук 16.11.2025 17:53
- Росія оголосила гру S.T.A.L.K.E.R. 2 поза законом 2701
- Після 40: як жінки обирають зрілих чоловіків, а не пристрасть і шоу 890
- Принцип суперпозиції: чи буде відновлено довіру між кандидатами та ВККС? 557
- Що означає новий статус у Резерв+ та коли він з’являється у військовозобов’язаних 299
- Чи можливо мобілізувати особу під час розгляду заяви на відстрочку? 206
-
Головний прапор України приспустили: що сталося
Життя 117221
-
"Ампутація або смерть". Три висновки The Economist про скандал, що загрожує Україні
77504
-
Під Києвом знайшли підпільне виробництво. Вилучили 24 т пластівців і 200 000 консервів – фото
Бізнес 50327
-
Таємні переговори Трампа з Росією. Що відомо про новий план завершення війни – із 28 пунктів
17487
-
Через збій Cloudflare перестали працювати X, ChatGPT і українські сайти
Технології 10686
