Блокчейн: запретить нельзя регулировать
Когда в начале двухтысячных мы с коллегами по юрфаку смеялись над свежепринятым законом Украины «О пчеловодстве», мы не могли предположить, что уровень маразма законодателей достигнет таких космических высот. В начале недели в информационное пространство
Когда в начале двухтысячных мы с коллегами по юрфаку смеялись над свежепринятым законом Украины «О пчеловодстве», мы не могли предположить, что уровень маразма законодателей достигнет таких космических высот. В начале недели в информационное пространство попала новость о том, что в Верховную Раду подано два законопроекта, которые призваны регулировать рынок виртуальных (цифровых) валют.
Разговоры об «узаконивании» виртуальных валют в Украине ведутся довольно таки давно. Желание регулировать всё, где «крутятся» хоть какие-то деньги понятно: где есть регулирования, там есть возможность коррупции. Мой преподаватель по уголовному праву говорил, что все плохие поступки совершаются либо по злому умыслу, либо по скудоумию. Авторы двух вышеупомянутых инициатив умудрились немыслимым образом соединить в своих законопроектах эти два свойства.
Следуя проторенной дорожке своих предшественников, на законодательном уровне определивших, что (цитата из закона – только вслушайтесь!) «рабочая пчела – самка с недоразвитыми половыми органами, которая опыляет растения, собирает нектар и пыльцу и производит продукты пчеловодства», авторы одного из законопроектов заключили, что (цитата из законопроекта) «система блокчейн - децентрализованный публичный реестр всех проведенных криптовалютных транзакций, которые были проведены субъектом криптовалютных операций». На самом деле, блокчейн – это механизм достижения консенсуса относительно состояния распределённой базы данных в определённый момент времени в условиях полного взаимного недоверия участников.
На первый взгляд может показаться, что это тождественные определения. Любой человек, потративший хотя бы пару часов на вдумчивое прочтение нескольких научных статей по теме, сможет объяснить, что никакой «системы блокчейн» в природе не существует. Есть системы Bitcoin, Ethereum и прочие, основанные на технологии блокчейн. И главное преимущество этой технологии состоит в том, что для блокчейна абсолютно не имеет значения, кто подписал транзакцию: физическое лицо ил и, например, робот; знает ли он о существовании закона или нет: находится ли в Украине или в США. Это технология не для оплаты кофе в магазине. А для создания по-настоящему автономных децентрализованных приложений, которые снижают транзакционные издержки и позволяют уровнять жителей богатых и отсталых стран в возможностях доступа к современным технологиям.
Технология работает при помощи естественных, математических законов. Если Рада завтра примет закон, что дважды два равно пяти, система Биткоин от этого не сломается. Но основание для преследования людей за «незаконную математическую деятельность» у правоохранителей появится.
Смарт-контракты, существование которых стало возможным благодаря технологии блокчейн – это шанс для спасения бизнеса от коррумпированных судей и государственных рэкетиров.
Естественно, в предложенных законопроектах речь о них не идёт.
Напротив, применение технологии блокчейн авторы обоих законопроектов пытаются подвести под финансовое регулирование. Причём одни предлагают закрепить право регулировать этот рынок за нацбанком, что прямо противоречит не только здравой логике, но и существующим законам. Это как, например, если бы облэнерго регулировало использование вайфая, мотивируя тем, что электрический ток также порождает электромагнитные волны. Представляете размеры коррупции и круги ада, которые нужно было бы пройти для того, чтобы подключить роутер дома?!
Авторы второго законопроекта предлагают отдать право регулировать рынок органу, который даже не называется в законопроекте. Так и оставили слово «Регулятор». Очевидно, под этим «никнеймом» скрывается Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Этот абсолютно бесполезный орган, пожирающий наши налоги, так и ищет себе сферу регулирования. Фондового рынка в Украине нет и в этом также большая заслуга Регулятора.
Все участники рынка знают, чьи уши торчат за этим абсолютно лоббистским законопроектом. Один из участников рынка претендует на звание «главного», поэтому скромно предусмотрел для своих сторонников роль карманных «саморегулирующих организаций» и подробно прописал процедуру борьбы с конкурентами, посвятив целый раздел механизму блокирования неугодных.
И вишенка на торте – льготы для майнеров. Почему? Да потому, что это хорошо организованное сообщество, видимо, простимулировало, активность «автора» бредового законопроекта.
Самое лучшее, что правительство может сделать для бизнеса – это не мешать и не вмешиваться в развитие infant industry. Невозможно научить ребёнка ходить по инструкции – нужно дать ему время и создать условия. И ребенок пойдёт. Потом вырастет, окрепнет и тогда можно рассказать ему, куда и зачем ходить можно, а куда – нельзя.
Все правоотношения, возникающие в результате использования технологии блокчейн, SQL, i2p и прочих, суть которых не в состоянии понять уважаемые народные депутаты, не требуют специальных законов и находятся в рамках правового поля Украины и вне досягаемости лап коррупционеров и рейдеров.
Поэтому единственное верное решение сегодня – принять на законодательном уровне пятилетний мораторий на дополнительное регулирование и ограничение свободы предпринимательства на рынке систем, основанных на технологии блокчейн и смарт-контрактов. Тогда Украина сможет привлечь не только финансы, но и светлые головы предпринимателей из других стран, чтобы построить государство, где пчёлам для того, чтобы летать и добывать мёд, не нужно разрешение от чиновников.
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук вчора о 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська вчора о 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
- Бізнес у пастці кримінального процесу: хто вимкне світло? Богдан Глядик 15.05.2025 18:26
- Коли лікарі виходять на подіум – більше, ніж показ мод Павло Астахов 15.05.2025 15:21
- Пільгові перевезення автотранспортом: соціальне зобов’язання чи фінансовий тягар Альона Векліч 15.05.2025 13:52
- ПДФО на Мальті та в Україні... Хто платить більше? Олена Жукова 15.05.2025 13:49
- Изменения в оформлении отсрочки по уходу: новые требования к акту и справке Віра Тарасенко 15.05.2025 12:23
- Як втримати бізнес на плаву: ключові фінансові помилки та способи їх уникнути Любомир Паладійчук 15.05.2025 10:27
- 5 управлінських викликів для державних підприємств під час війни Дмитро Мирошниченко 15.05.2025 10:22
- Культ "хастлу" розсипається – і це добре Валерій Козлов 15.05.2025 10:15
-
Чим загрожує Україні Сіміон та які шанси Дана – п'ять фактів про вибори президента в Румунії
9608
-
На Тайвані зупинили останній атомний енергоблок
Бізнес 8696
-
Угорщина та Словаччина свідомо залежать від енергоносіїв з РФ, маючи альтернативу: звіт
Бізнес 5338
-
Бізнес-тиждень: Ринки слухають перемовини, Нафтогаз шукає газ, Євросоюз повертає мита
Бізнес 4995
-
Де дивитися фінал Євробачення-2025 і з ким змагатиметься Україна
Життя 4510