ВНО по информатике как первый шаг к IT-революции
Преподавать информатику на должном уровне могут процентов 15 учителей, работающих в наших школах.

В декабре 2015 года я имел честь бытьприглашенным спикером на форуме «IT-Синергия»,организованном фундацией «ITUkraine» - моей аудиторией были учителя информатики совсей Украины. Во время своей лекции я высказал гипотезу, что на должном уровнепреподавать информатику могут процентов 15 учителей, работающих в наших школах.Оценку я давал крайне осторожно, понимая, что педагоги – публика деликатная икрайне остро воспринимающая критику. Сказал – и замолчал на секунду, чтобыоценить реакцию. И в этот момент отозвался один из винницких учителей –именитый педагог, имеющий большое количество олимпиадников, с кучей наград изваний. «Сергей Михайлович, - сказал он. – А Вы, я так посмотрю, бо-о-льшойоптимист! Дай бог, чтобы процентов 5 набралось.»
С чем же связана такая ситуация? Почемукачество преподавания информатики в украинских школах оставляет желать лучшего?И причина, как это не парадоксально, в отсутствии ВНО по информатике. Да, мыснова возвращаемся к этой теме.
В данном случае, связь между качествомпреподавания и ВНО – самая прямая. И основывается на контроле качества работыучителя.
Контроль, как известно, может быть формальными неформальным. Формальный контроль осуществляет администрация учебногозаведения (то есть директор) и всяческие государственные органы, вроде гороно,районо, облоно и иже с ними. Как он выглядит? В основном это проверкасоблюдения формальных процедур (заполнение журналов, составление учебных планови т.д.). К контрольным проверкам школы готовятся заранее, все знают, когда онибудут – и результаты получаются соответствующие. Вспомните хотя бы своишкольные годы, особенно практику «открытых уроков» - когда чуть не каждомуученику заранее раздаются реплики, которые он должен произнести в тот или иноймомент «сценария». То есть формальный контроль больше относится к форме, чем ксодержанию. И что в итоге? А в итоге как иногда бывает с вином: бутылка красивая,а содержимое весьма посредственно.
Гораздо более эффективной формой контроляявляется неформальный – то есть тот, который идет со стороны родителей. И тутналичие ВНО по определенному предмету является решающим фактором. Когдародители знают, что ребенку предстоит сдавать экзамен и результаты этогоэкзамена повлияют на его поступление в ВУЗ – поверьте, контроль качествапреподавания нужного предмета будет самым жестким! Родительская общественностьбудет давить на директоров, директора, соответственно, более предметноразговаривать с учителями и т.д.
Но что мы видим сегодня? Для того, чтобыпойти в ВУЗ учиться на программиста, ребенок в школе должен налегать на физикуи математику. И на то, как преподают эту физику с математикой родители иобращают внимание. А информатика, как ни странно, остается не у дел.Действительно: зачем информатика ребенку, который хочет заниматьсяпрограммированием? Странно звучит, правда? Но для родителей странного ничегонет: по информатике нет ВНО, ее не надо сдавать для поступления в ВУЗ «напрограммиста» - значит и учить ее в школе не обязательно.
К каким проблемам это ведет в итоге – яуже достаточно подробно писал в одном из своих блогов. Каких перспективлишается украинская IT-отрасль – тоже. Но не лишним будет повторить:внедрение ВНО по информатике не только существенно повлияет на повышениекачества преподавания этой дисциплины в школах, но и позволит изменитьВУЗовские программы таким образом, чтобы на выходе мы получали программистов,способных не только генерировать код, но и создавать самостоятельный конкурентныйпродукт. И вот тогда тезис о необходимости IT-революции в Украине из мира идей перекочует в реальность.
Дело за малым!
- Лідер (без) інструкції: як керувати командами в епоху ШІ, поколінь зумерів та Alpha Аліна Первушина вчора о 17:56
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? Галина Скіпальська вчора о 16:23
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду Костянтин Рибачковський 02.07.2025 23:43
- Вновь о Гегелевской диалектике и искусственном интеллекте Вільям Задорський 02.07.2025 19:21
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік Анжела Василевська 02.07.2025 19:07
- НеБезМежне право Сергій Чаплян 01.07.2025 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова 01.07.2025 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 01.07.2025 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 01.07.2025 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 01.07.2025 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01.07.2025 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко 30.06.2025 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський 30.06.2025 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков 30.06.2025 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв 30.06.2025 10:51
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 597
- Реформа "турботи" 257
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 253
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 173
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 123
-
Фрукти та овочі покращують якість сну на 16%, кажуть науковці: деталі
Життя 17944
-
Гладка шкіра без зморшок: дев’ять продуктів, які містять велику кількість колагену
Життя 16088
-
Росія запустила завод з виробництва патронів для автоматів Калашнікова у Венесуелі
Бізнес 14157
-
Чому small talk більше не про погоду – і як навчитися бути ввічливим, а не нав’язливим
Життя 11744
-
Що буде з Україною без зброї США. Три сценарії та нова роль Європи
11559