Рынок МФО: реалии, прогнозы, перспективы
Карантин, вызванный пандемией коронавируса, негативно повлиял на работу МФО, а также на финансовую систему Украины в целом.
Особенность этого кризиса в том, что он уникален, нет готовых моделей или решений, не с кого брать пример. Весь мир одновременно оказался перед лицом одной проблемы и многие страны ввели жесткие ограничения для своих граждан. Нет компаний или экспертов, которые успешно решили эту задачу. Именно поэтому каждая микрофинансовая компания сейчас ищет свои пути сохранения бизнеса.
С одной стороны, и население, и бизнес в Украине уже привычны к масштабным кризисам, и морально лучше подготовлены, нежели жители экономически стабильных стран. Однако при этом все мы понимаем, что ни заемщики, ни сотрудники компаний МФО, ни бизнесмены не защищены в нынешних условиях.
Итак, главные проблемы, с которыми сегодня столкнулись компании по предоставлению быстрых кредитов населению, – это снижение способности погашать кредиты даже у ответственных заемщиков, как следствие, – рост портфеля проблемной задолженности (до уровня 35-38%). Наблюдается также и снижение объемов выдачи кредитов, что плохо как для компаний, так и для их клиентов. В условиях, когда кредитование наиболее востребовано, одновременно возрастают и риски компаний. Поэтому практически весь рынок существенно ужесточил условия скоринга и/или уменьшил средний чек выдачи кредита. При этом, сегмент offline пострадал наиболее. Удар по отрасли нанесло Постановление Кабмина №215 от 16 марта 2020 г., которое фактически заблокировало работу этого сегмента рынка финуслуг.
Каждая компания сегодня самостоятельно решает какой из методов оптимизации расходов выбрать. Зачастую прибегают к урезанию маркетинг-бюджетов, зарплат и премий работников, а также руководителей, сокращению часов работы. Есть и более радикальные подходы: отправка сотрудников в неоплачиваемый отпуск, закрытие малодоходных отделений, сокращение штата. Главный вопрос при этом: хватит ли свободных собственных средств у владельцев компаний для покрытия растущего дефицита? Инвесторам, которые развивают несколько бизнесов, приходится принимать самое сложное решение: «Кого спасать?».
В то же время крупные и технологичные игроки стараются удержать штат, обновляют бизнес-процессы, пересматривают планы и действующую бизнес-модель, выстраивают более гибкую политику коммуникации с клиентами, предлагают индивидуальные условия реструктуризации или пролонгации кредитов. При этом, многие компании нашли возможность выделять средства на благотворительность для поставки оборудования и расходных материалов медицинским учреждениям в период эпидемии.
МФО, которые хотят удержаться на рынке, стараются выстроить лояльные отношения с клиентом. Отказ от неприемлемых методов взаимодействия с заемщиками, поддержание этикета обращения, а значит и снижение репутационных рисков – приоритет для таких компаний.
На то, как отрасль микрокредитования пройдет этот сложный период, повлияет также отношение регулятора. Ответ на вопрос: «Слышит ли регулятор (мы подразумеваем НБУ) просьбы и предложения рынка?» – положительный. Регулятор находится в активном диалоге с участниками рынка и быстро реагирует в случае необходимости. НБУ оказал поддержку Ассоциации, в момент адаптации новых ограничительный мер правительства для финансового рынка в условиях карантина.
Также, мы видим, что сегодня НБУ рассматривает рынок МФО как неотъемлемую часть финансовой экосистемы страны. Ежедневно сотрудничая с НБУ, Мировым Банком, USAID, донося им свою позицию, объединенный рынок МФО в лице Ассоциации ВАФК надеется выработать наиболее благоприятную стратегию перехода рынка под надзор НБУ в столь сложный период.
По оценкам CEO компаний лидеров рынка при снятии карантина в мае, отрасли понадобится от 3-х до 4-х месяцев для стабилизации и выхода «в ноль». Говорить о доходности пока не приходится. Однако сейчас очень сложно спрогнозировать ситуацию в целом. В любом случае оценить эффективность принятых решений мы сможем только к концу года, когда станет ясно: кто выживет и воспользуется этим вызовом как новыми возможностями.
- С кем собрался воевать Дональд Трамп? Володимир Стус 01:39
- Право на гідність: шлях до інклюзії та рівності Данило Зелінський вчора о 14:24
- Якнайкращі інтереси дитини: адвокатський погляд на визначення місця проживання дитини Світлана Приймак вчора о 11:00
- Можливість оскарження ухвал Вищого антикорупційного суду у справі про застосування санкцій Євген Морозов вчора о 10:49
- Мобилизация 50+: действительно ли существует запрет? Віра Тарасенко 26.11.2024 21:58
- Сила особистого бренду Наталія Тонкаль 26.11.2024 18:43
- Як ініціювати приватизацію обʼєкту та організувати роботу з Фондом державного майна Віталій Жадобін 26.11.2024 15:31
- ЄС затвердив нові вимоги до промислових зразків Дмитро Зенкін 26.11.2024 14:11
- Чи мають право слідчі відібрати ваш телефон? Сергій Моргун 26.11.2024 11:20
- Межа між дисциплінарною й адміністративною відповідальністю військовослужбовців Світлана Приймак 26.11.2024 11:00
- Як українським трейдерам успішно працювати на IBEX: умови доступу та переваги Ростислав Никітенко 26.11.2024 10:29
- Механізм стягнення з боржника основної винагороди приватного виконавця Євген Морозов 26.11.2024 10:13
- Суд визнав: студент іноземного вишу має право на відстрочку від мобілізаці Арсен Маринушкін 25.11.2024 21:42
- Енергоефективність для багатоповерхівок: інвестиції в енергію, які окупляться Христина Ліштван 25.11.2024 16:42
- Експорт української продукції в Азербайджан зріс на 15,1% за 10 місяців 2024 року Юрій Гусєв 25.11.2024 14:30
-
У Білій Церкві у 2025 році почнуть будувати ще два заводи
Бізнес 19415
-
Уряд виплатить 6500 грн допомоги на дітей для проходження зими: хто отримає
Бізнес 14481
-
Intel отримала від влади США $7,86 млрд на напівпровідникові проєкти
Бізнес 11023
-
Генератор чи акумулятор. Скільки коштує енергонезалежність для багатоповерхівки
Бізнес 4332
-
Українці не хочуть повертатися з Німеччини: 65% вирішили залишитись назавжди
Бізнес 4003