Рынок МФО: реалии, прогнозы, перспективы
Карантин, вызванный пандемией коронавируса, негативно повлиял на работу МФО, а также на финансовую систему Украины в целом.
Особенность этого кризиса в том, что он уникален, нет готовых моделей или решений, не с кого брать пример. Весь мир одновременно оказался перед лицом одной проблемы и многие страны ввели жесткие ограничения для своих граждан. Нет компаний или экспертов, которые успешно решили эту задачу. Именно поэтому каждая микрофинансовая компания сейчас ищет свои пути сохранения бизнеса.
С одной стороны, и население, и бизнес в Украине уже привычны к масштабным кризисам, и морально лучше подготовлены, нежели жители экономически стабильных стран. Однако при этом все мы понимаем, что ни заемщики, ни сотрудники компаний МФО, ни бизнесмены не защищены в нынешних условиях.
Итак, главные проблемы, с которыми сегодня столкнулись компании по предоставлению быстрых кредитов населению, – это снижение способности погашать кредиты даже у ответственных заемщиков, как следствие, – рост портфеля проблемной задолженности (до уровня 35-38%). Наблюдается также и снижение объемов выдачи кредитов, что плохо как для компаний, так и для их клиентов. В условиях, когда кредитование наиболее востребовано, одновременно возрастают и риски компаний. Поэтому практически весь рынок существенно ужесточил условия скоринга и/или уменьшил средний чек выдачи кредита. При этом, сегмент offline пострадал наиболее. Удар по отрасли нанесло Постановление Кабмина №215 от 16 марта 2020 г., которое фактически заблокировало работу этого сегмента рынка финуслуг.
Каждая компания сегодня самостоятельно решает какой из методов оптимизации расходов выбрать. Зачастую прибегают к урезанию маркетинг-бюджетов, зарплат и премий работников, а также руководителей, сокращению часов работы. Есть и более радикальные подходы: отправка сотрудников в неоплачиваемый отпуск, закрытие малодоходных отделений, сокращение штата. Главный вопрос при этом: хватит ли свободных собственных средств у владельцев компаний для покрытия растущего дефицита? Инвесторам, которые развивают несколько бизнесов, приходится принимать самое сложное решение: «Кого спасать?».
В то же время крупные и технологичные игроки стараются удержать штат, обновляют бизнес-процессы, пересматривают планы и действующую бизнес-модель, выстраивают более гибкую политику коммуникации с клиентами, предлагают индивидуальные условия реструктуризации или пролонгации кредитов. При этом, многие компании нашли возможность выделять средства на благотворительность для поставки оборудования и расходных материалов медицинским учреждениям в период эпидемии.
МФО, которые хотят удержаться на рынке, стараются выстроить лояльные отношения с клиентом. Отказ от неприемлемых методов взаимодействия с заемщиками, поддержание этикета обращения, а значит и снижение репутационных рисков – приоритет для таких компаний.
На то, как отрасль микрокредитования пройдет этот сложный период, повлияет также отношение регулятора. Ответ на вопрос: «Слышит ли регулятор (мы подразумеваем НБУ) просьбы и предложения рынка?» – положительный. Регулятор находится в активном диалоге с участниками рынка и быстро реагирует в случае необходимости. НБУ оказал поддержку Ассоциации, в момент адаптации новых ограничительный мер правительства для финансового рынка в условиях карантина.
Также, мы видим, что сегодня НБУ рассматривает рынок МФО как неотъемлемую часть финансовой экосистемы страны. Ежедневно сотрудничая с НБУ, Мировым Банком, USAID, донося им свою позицию, объединенный рынок МФО в лице Ассоциации ВАФК надеется выработать наиболее благоприятную стратегию перехода рынка под надзор НБУ в столь сложный период.
По оценкам CEO компаний лидеров рынка при снятии карантина в мае, отрасли понадобится от 3-х до 4-х месяцев для стабилизации и выхода «в ноль». Говорить о доходности пока не приходится. Однако сейчас очень сложно спрогнозировать ситуацию в целом. В любом случае оценить эффективность принятых решений мы сможем только к концу года, когда станет ясно: кто выживет и воспользуется этим вызовом как новыми возможностями.
- Як втримати бізнес на плаву: ключові фінансові помилки та способи їх уникнути Любомир Паладійчук 10:27
- 5 управлінських викликів для державних підприємств під час війни Дмитро Мирошниченко 10:22
- Культ "хастлу" розсипається – і це добре Валерій Козлов 10:15
- Як поводити себе на допиті підприємцям і їхнім працівникам Сергій Пагер 08:42
- Стамбул 2.0 Василь Мокан вчора о 17:37
- Як NIS2 змінить правила гри для енерготрейдерів: кібербезпека як нова реальність Ростислав Никітенко вчора о 14:03
- Післявоєнна відбудова: вікна можливостей і як ними скористатися Дмитро Соболєв вчора о 12:54
- Реальні потреби та гранти: Як краще адаптувати допомогу до змін Юлія Конотопцева вчора о 12:13
- Розлучення без згоди іншого з подружжя: коли це можливо? Альона Пагер вчора о 08:50
- Лідерство розгортання: коли стратегія виходить за межі кабінету Жанна Кудрицька 13.05.2025 19:06
- Як навчитися ухвалювати рішення на перемовинах? Розглядаємо на прикладі покеру Владислав Пʼявка 13.05.2025 14:57
- Встигнути до штормів: чи готові інвестори до українських податкових гірок? Сергій Дзіс 13.05.2025 10:40
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека Ігор Шевцов 13.05.2025 08:54
- "Справедливість" судді Канигіної Лариса Гольник 12.05.2025 18:43
- Нові правила для енергонакопичувачів: як зміняться контракти через кіберризики з 2025 Ростислав Никітенко 12.05.2025 15:01
-
Стамбульські перемовини не принесуть результату. Ось чому
Думка 20330
-
Держава і бізнес: партнерство краще за протистояння
Думка 11073
-
Змагання за Трампа. Чому Зеленський вирішив летіти в Туреччину, а Путін – відмовився
7255
-
"Російська весна – 2025". Як Москва посилила агресивну кампанію проти Молдови й Одещини
5464
-
Mercedes перенесе виробництво найпопулярнішого позашляховика у США через мита Трампа
Бізнес 5352