Способно ли НАТО реагировать на вызовы безопасности?
Вопрос способности НАТО реагировать на сегодняшние вызовы безопасности как никогда актуален. И это не удивительно, поскольку мир все чаще сталкивается с разного рода локальными конфликтами, террористическими актами и иными действиями, направленными против
Вопрос способности НАТО реагировать на сегодняшние вызовы безопасности как никогда актуален. И это не удивительно, поскольку мир все чаще сталкивается с разного рода локальными конфликтами, террористическими актами и иными действиями, направленными против мира и безопасности. Действиями, которые несут угрозу не только странам, где они происходят, а целым регионам и мировой системе безопасности в целом.
Стоит подчеркнуть, что уже с конца ХХ столетия Альянс пытался позиционировать себя не только как военный блок, призванный защищать своих членов от внешней агрессии (в соответствии с принципом “коллективной обороны”, закрепленным в статье 5 Североатлантического договора), а и как организация, в круг задач которой входит содействие безопасности целого европейского региона и глобальной безопасности вообще. Соответствующие положения зафиксированы в концепциях НАТО 1999 и 2010 годов и были, так сказать, опробованы на практике в ходе операций в Косово и Афганистане.
Но глобальной активной деятельности НАТО по урегулированию локальных и международных конфликтов, по большому счету, не состоялось, что свидетельствует об определенной переоценке руководством Альянса своих возможностей и нежелании отдельных его членов участвовать в разрешении чужих проблем, которые их непосредственно не касаются. Более того, внутри блока существует целый ряд проблем и атмосфера неопределенности, что ставит под вопрос безопасность самих членов НАТО.
Это касается, и непонятного механизма действия принципа “коллективной обороны”, который нигде не расписан, и низкого уровня бюджетных расходов на оборону большинства европейских членов Альянса, и относительной незащищенности восточных границ НАТО. На разрешение именно этих вопросов были нацелены два последних саммита в Уэльсе и Варшаве в 2014 и 2016 годах соответственно. Но на сегодняшний день это только часть проблемных вопросов.
Мало кто ожидал, что новой по своему характеру угрозой для НАТО станет резкая дестабилизация одного из его членов. Речь идет о Турции и попытке государственного переворота, осуществленной частью военных в ночь с 15 на 16 июля текущего года. Я подчеркиваю, именно военными, а не гражданскими лицами! Это событие – тревожный “звонок” для Альянса. Событие, которое может иметь последствия гораздо более серьезные, чем вышеизложенные проблемы. Турция - один из мощнейших членов Альянса в военном плане и его оплот на Юго-Восточном рубеже еще со времен “холодной войны” - оказалась на грани полномасштабного внутреннего вооруженного противостояния. В свете этого события возникает логичный вопрос, каким образом НАТО будет строить систему защиты от внешней агрессии в ситуации, когда военные конфликты возникают внутри самого Альянса?
Необходимо понимать, что в случае дальнейшей дестабилизации Турции, либо выхода ее из членства в НАТО, вся система обороны серьезно пошатнется. Нет сомнений в том, что проблематика Альянса сейчас не только не позволяет ему быть глобальным игроком в процессе обеспечения мировой безопасности, а прежде всего, заставляет задуматься о тотальном пересмотре своих концепций в направлении большей концентрации на разрешении внутренних проблем и предупреждении потенциальных конфликтов внутри его членов.
А если вспомнить череду террористических атак на Париж, Брюссель, Стамбул и Ниццу? Понятно, что предупреждение террористических актов – это в первую очередь задача соответствующих служб внутренней безопасности этих стран. Но нельзя забывать, что борьба с международным терроризмом – один из приоритетов НАТО. И последние события, свидетельствующие о нарастании угрозы терроризма в Европе и мире в целом, также демонстрируют неэффективность действующего инструментария Альянса.
- Кримінальна відповідальність за злісне ухилення від сплати аліментів на утримання дитини Леся Дубчак 12:49
- Без компромісів: яка методика стала золотим стандартом омолодження обличчя у світі? Дмитро Березовський 12:19
- Лідер (без) інструкції: як керувати командами в епоху ШІ, поколінь зумерів та Alpha Аліна Первушина вчора о 17:56
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? Галина Скіпальська вчора о 16:23
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду Костянтин Рибачковський 02.07.2025 23:43
- Вновь о Гегелевской диалектике и искусственном интеллекте Вільям Задорський 02.07.2025 19:21
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік Анжела Василевська 02.07.2025 19:07
- НеБезМежне право Сергій Чаплян 01.07.2025 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова 01.07.2025 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 01.07.2025 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 01.07.2025 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 01.07.2025 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01.07.2025 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко 30.06.2025 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський 30.06.2025 16:39
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 599
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 255
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 188
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 132
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики 101
-
Фрукти та овочі покращують якість сну на 16%, кажуть науковці: деталі
Життя 17948
-
Гладка шкіра без зморшок: дев’ять продуктів, які містять велику кількість колагену
Життя 16289
-
Росія запустила завод з виробництва патронів для автоматів Калашнікова у Венесуелі
Бізнес 14846
-
Чому small talk більше не про погоду – і як навчитися бути ввічливим, а не нав’язливим
Життя 11892
-
Що буде з Україною без зброї США. Три сценарії та нова роль Європи
11569