Долгая дорогая домой
Если верить статистике, которую приводят демографы, из Украины на заработки за границу в течение последних 20 лет уехало от 7 до 15% экономически активного населения. Определенный процент из них остался там навсегда, другая часть - продолжает работать и пи
Если верить статистике, которую приводят демографы, из Украины на заработки за границу в течение последних 20 лет уехало от 7 до 15% экономически активного населения. Определенный процент из них остался там навсегда, другая часть - продолжает работать и питать надежды вернуться в Украину с лучшими финансовыми возможностями. При этом значительно изменилась ситуация с географией трудовой миграции. Все больше граждан Украины предпочитают работать в странах ЕС и даже готовы покинуть европейский континент в поисках лучших предложений о работе. В свою очередь, традиционно крупнейший рынок трудовой миграции в России постепенно сокращается, хотя украинцы до сих пор больше всего заработанных средств передают именно из этой страны.
В то же время, нет смысла отрицать очевидные факты, главный из которых – увеличение темпов миграции и, как следствие, отток рабочей силы за пределы Украины. Например, по данным Национальной академии наук, количество молодых украинских ученых и специалистов, стремящихся выехать за рубеж и реализовать себя в развитых странах, достигает десятков тысяч. Только в Польше учится свыше 60 тысяч украинских студентов и аспирантов. Кроме того, в течение 2015 года Польша выдала разрешения на трудоустройство более чем 800 тысячам украинцев. Иными словами, мы наблюдаем утечку из Украины рабочих рук и квалифицированных специалистов, того самого человеческого капитала, без которого наша страна не имеет шансов на процветание.
Тем не менее, невзирая на тяжелое социально-экономическое положение, в котором находится Украина последние несколько лет, ошибочно делать вывод о том, что все трудовые мигранты стремятся в Польшу, Чехию, Словакию, Германию и другие страны с целью получить постоянное место жительства. Как ни странно, но готовы остаться работать за рубежом на длительный срок, до 3-5 лет, менее половины мигрантов. Вместе с тем, большинство выезжающих за рубеж украинцев рассматривают предложения о работе сезонного или краткосрочного характера, чтобы была возможность кормить родных.
Потенциальные претенденты на ПМЖ – это в основном молодые люди, возрастом до 20-22 лет, которые действительно отправляются в Европу с целью пустить там «корни» (хотя далеко не у всех это получается). Также поклонниками полноценной евроинтеграции являются лица, которые имели опыт работы за пределами Украины (причем, как правило, речь о квалифицированном, интеллектуальном труде), наладили в других странах бизнес-связи, владеют недвижимостью и прочим имуществом. Но таких – меньшинство.
Плюс ко всему, не очень заинтересованы в засилье переселенцев и наши соседи. Во-первых, «старая» Европа уже столкнулась с проблемой неконтролируемой миграции, связанной по большей части с военными конфликтами в ряде арабских стран. В итоге, количество беженцев, живущих в ЕС, по оценкам ООН достигает 78 млн человек.
Во-вторых, в европейской экономике тоже не все гладко. И хотя степень кризисных явлений в ЕС не сопоставима с глубиной проблем Украины, рынок труда многих стран Евросоюза находится если не в состоянии застоя, то близок к этому. Даже в благополучной, казалось бы, Польше, которая переживает экономический подъем, а ВВП на душу населения превышает 14 тысяч долларов, уровень безработицы находится на отметке в 8,6%. Для страны с 30 млн человек трудоспособного населения – это высокая цифра. Кроме того, поляки сами отправляются в соседние страны, работая на стройках Великобритании или судоверфях Португалии. Причина проста: несмотря на высокую по украинским меркам зарплату в 3000-4000 злотых (эквивалент 20-25 тыс грн), граждане Польши мигрируют туда, где можно заработать еще больше, а их место занимают украинцы, для которых Польша – наиболее «понятная» по всем меркам ближайшая европейская страна.
Однако остается открытым вопрос, что делает Украина для того, чтобы ее граждане действительно хотели вернуться на Родину и привезти с собой трудовой и социальный опыт. Польша, к примеру, с 1 января 2017 года уравнивает в правах своих граждан и иностранцев, открывая мигрантам все больше возможностей. Украина, при этом, упорно не хочет менять трудовое законодательство, которое будет выступать в защиту прав трудоустроенного лица, а не против него.
По всей Европе работают консультационные центры по поддержке начинающих предпринимателей, есть доступ к дешевому финансированию, грантовым программам. Причем, совершенно неважно, гражданином, какой страны ты являешься. Гораздо важнее, что ты приехал в ЕС, и хочешь вести здесь бизнес. В Польше, например, при государственной поддержке в 2005-2014 годах было создано свыше 460 тыс новых предприятий. На эти цели правительство потратило 1,7 млрд евро. А что в Украине? Регуляторное и налоговое давление, и постоянные нападки властей на предпринимателей. Хотя именно малый и средний бизнес является основой, своеобразным фундаментом, на котором строится и развивается успешная экономика.
Поэтому если мы действительно хотим, чтобы миграция не превратилась в необратимый процесс, который полностью «вымоет» из страны большую часть трудоспособного населения, властям необходимо создать условия для возврата наших соотечественников. И от этого Украина только выиграет. Ведь украинцы, получившие за рубежом бесценный ментальный опыт, будут уже европейцами - с устоявшимися привычками легально работать, платить налоги, страховать собственную жизнь. Такой подход и станет лучшей евроинтеграцией Украины - не кабинетной, а реальной.
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак вчора о 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич вчора о 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко вчора о 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська 18.05.2025 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
- Бізнес у пастці кримінального процесу: хто вимкне світло? Богдан Глядик 15.05.2025 18:26
- Коли лікарі виходять на подіум – більше, ніж показ мод Павло Астахов 15.05.2025 15:21
- Пільгові перевезення автотранспортом: соціальне зобов’язання чи фінансовий тягар Альона Векліч 15.05.2025 13:52
- ПДФО на Мальті та в Україні... Хто платить більше? Олена Жукова 15.05.2025 13:49
- Изменения в оформлении отсрочки по уходу: новые требования к акту и справке Віра Тарасенко 15.05.2025 12:23
- Як втримати бізнес на плаву: ключові фінансові помилки та способи їх уникнути Любомир Паладійчук 15.05.2025 10:27
- 5 управлінських викликів для державних підприємств під час війни 239
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека 185
- Пристань для Ocean-у 145
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення 137
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ 135
-
Чим загрожує Україні Сіміон та які шанси Дана – п'ять фактів про вибори президента в Румунії
9908
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 6388
-
Бізнес-тиждень: Ринки слухають перемовини, Нафтогаз шукає газ, Євросоюз повертає мита
Бізнес 5041
-
Міжнародні вимоги до адаптації робочих місць для людей з інвалідністю. Як нам досягти інклюзивності?
Життя
3804 -
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
3187