Долгая дорогая домой
Если верить статистике, которую приводят демографы, из Украины на заработки за границу в течение последних 20 лет уехало от 7 до 15% экономически активного населения. Определенный процент из них остался там навсегда, другая часть - продолжает работать и пи
Если верить статистике, которую приводят демографы, из Украины на заработки за границу в течение последних 20 лет уехало от 7 до 15% экономически активного населения. Определенный процент из них остался там навсегда, другая часть - продолжает работать и питать надежды вернуться в Украину с лучшими финансовыми возможностями. При этом значительно изменилась ситуация с географией трудовой миграции. Все больше граждан Украины предпочитают работать в странах ЕС и даже готовы покинуть европейский континент в поисках лучших предложений о работе. В свою очередь, традиционно крупнейший рынок трудовой миграции в России постепенно сокращается, хотя украинцы до сих пор больше всего заработанных средств передают именно из этой страны.
В то же время, нет смысла отрицать очевидные факты, главный из которых – увеличение темпов миграции и, как следствие, отток рабочей силы за пределы Украины. Например, по данным Национальной академии наук, количество молодых украинских ученых и специалистов, стремящихся выехать за рубеж и реализовать себя в развитых странах, достигает десятков тысяч. Только в Польше учится свыше 60 тысяч украинских студентов и аспирантов. Кроме того, в течение 2015 года Польша выдала разрешения на трудоустройство более чем 800 тысячам украинцев. Иными словами, мы наблюдаем утечку из Украины рабочих рук и квалифицированных специалистов, того самого человеческого капитала, без которого наша страна не имеет шансов на процветание.
Тем не менее, невзирая на тяжелое социально-экономическое положение, в котором находится Украина последние несколько лет, ошибочно делать вывод о том, что все трудовые мигранты стремятся в Польшу, Чехию, Словакию, Германию и другие страны с целью получить постоянное место жительства. Как ни странно, но готовы остаться работать за рубежом на длительный срок, до 3-5 лет, менее половины мигрантов. Вместе с тем, большинство выезжающих за рубеж украинцев рассматривают предложения о работе сезонного или краткосрочного характера, чтобы была возможность кормить родных.
Потенциальные претенденты на ПМЖ – это в основном молодые люди, возрастом до 20-22 лет, которые действительно отправляются в Европу с целью пустить там «корни» (хотя далеко не у всех это получается). Также поклонниками полноценной евроинтеграции являются лица, которые имели опыт работы за пределами Украины (причем, как правило, речь о квалифицированном, интеллектуальном труде), наладили в других странах бизнес-связи, владеют недвижимостью и прочим имуществом. Но таких – меньшинство.
Плюс ко всему, не очень заинтересованы в засилье переселенцев и наши соседи. Во-первых, «старая» Европа уже столкнулась с проблемой неконтролируемой миграции, связанной по большей части с военными конфликтами в ряде арабских стран. В итоге, количество беженцев, живущих в ЕС, по оценкам ООН достигает 78 млн человек.
Во-вторых, в европейской экономике тоже не все гладко. И хотя степень кризисных явлений в ЕС не сопоставима с глубиной проблем Украины, рынок труда многих стран Евросоюза находится если не в состоянии застоя, то близок к этому. Даже в благополучной, казалось бы, Польше, которая переживает экономический подъем, а ВВП на душу населения превышает 14 тысяч долларов, уровень безработицы находится на отметке в 8,6%. Для страны с 30 млн человек трудоспособного населения – это высокая цифра. Кроме того, поляки сами отправляются в соседние страны, работая на стройках Великобритании или судоверфях Португалии. Причина проста: несмотря на высокую по украинским меркам зарплату в 3000-4000 злотых (эквивалент 20-25 тыс грн), граждане Польши мигрируют туда, где можно заработать еще больше, а их место занимают украинцы, для которых Польша – наиболее «понятная» по всем меркам ближайшая европейская страна.
Однако остается открытым вопрос, что делает Украина для того, чтобы ее граждане действительно хотели вернуться на Родину и привезти с собой трудовой и социальный опыт. Польша, к примеру, с 1 января 2017 года уравнивает в правах своих граждан и иностранцев, открывая мигрантам все больше возможностей. Украина, при этом, упорно не хочет менять трудовое законодательство, которое будет выступать в защиту прав трудоустроенного лица, а не против него.
По всей Европе работают консультационные центры по поддержке начинающих предпринимателей, есть доступ к дешевому финансированию, грантовым программам. Причем, совершенно неважно, гражданином, какой страны ты являешься. Гораздо важнее, что ты приехал в ЕС, и хочешь вести здесь бизнес. В Польше, например, при государственной поддержке в 2005-2014 годах было создано свыше 460 тыс новых предприятий. На эти цели правительство потратило 1,7 млрд евро. А что в Украине? Регуляторное и налоговое давление, и постоянные нападки властей на предпринимателей. Хотя именно малый и средний бизнес является основой, своеобразным фундаментом, на котором строится и развивается успешная экономика.
Поэтому если мы действительно хотим, чтобы миграция не превратилась в необратимый процесс, который полностью «вымоет» из страны большую часть трудоспособного населения, властям необходимо создать условия для возврата наших соотечественников. И от этого Украина только выиграет. Ведь украинцы, получившие за рубежом бесценный ментальный опыт, будут уже европейцами - с устоявшимися привычками легально работать, платить налоги, страховать собственную жизнь. Такой подход и станет лучшей евроинтеграцией Украины - не кабинетной, а реальной.
- Тренди корпоративної міграції у 2025 році: чому підприємці обирають Кіпр, ОАЕ та Естонію Дарина Халатьян 13:10
- Кримінальна відповідальність за злісне ухилення від сплати аліментів на утримання дитини Леся Дубчак 12:49
- Без компромісів: яка методика стала золотим стандартом омолодження обличчя у світі? Дмитро Березовський 12:19
- Лідер (без) інструкції: як керувати командами в епоху ШІ, поколінь зумерів та Alpha Аліна Первушина вчора о 17:56
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? Галина Скіпальська вчора о 16:23
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду Костянтин Рибачковський 02.07.2025 23:43
- Вновь о Гегелевской диалектике и искусственном интеллекте Вільям Задорський 02.07.2025 19:21
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік Анжела Василевська 02.07.2025 19:07
- НеБезМежне право Сергій Чаплян 01.07.2025 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова 01.07.2025 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 01.07.2025 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 01.07.2025 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 01.07.2025 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01.07.2025 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко 30.06.2025 17:15
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 602
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 272
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 206
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 139
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви 95
-
Фрукти та овочі покращують якість сну на 16%, кажуть науковці: деталі
Життя 17962
-
Росія запустила завод з виробництва патронів для автоматів Калашнікова у Венесуелі
Бізнес 17041
-
Чому small talk більше не про погоду – і як навчитися бути ввічливим, а не нав’язливим
Життя 12156
-
Що буде з Україною без зброї США. Три сценарії та нова роль Європи
11605
-
"Ніде в Україні не бачив таких цифр". У Києві виявили рекордну кількість перевантажених фур
Бізнес 7847