Благотворительность сегодня: как не попасть на мошенников
Распознать мошенников всё же можно, главное в этом занятии – положиться на свою внимательность и Интернет.
Благотворительная деятельность с каждым годом становится всё популярнее во всем мире, и Украина в этом плане не исключение. К сожалению, на фоне развития этой сферы в нее всё чаще приходят и мошенники, которые только прикидываются благотворителями. Действуют они очень изобретательно и последнее время всё лучше и лучше: могут создать образ настоящего благотворительного фонда и убедить и людей, и компании пожертвовать им деньги. Тем не менее распознать мошенников всё же можно, главное в этом занятии – положиться на свою внимательность и Интернет.
Одна из самых распространенных форм сбора пожертвований в Украине – это так называемые боксы, которые расставляют в супермаркетах, торговых точках и прочих людных местах. Иногда с такими боксами в руках можно встретить волонтеров, которые просят оказать помощь больному ребенку или человеку, попавшему в беду прямо на улице. Это очень распространенная модель сбора средств среди многих уважаемых благотворительных фондов, которые действительно оказывают помощь нуждающимся.
Однако, часто под них маскируются и мошенники. У них весьма убедительно получается играть в “благотворителей”, ведь им сопутствуют обстоятельства: на улице люди чаще всего куда-то спешат и у них попросту не хватает времени, чтобы чуть детальнее погрузиться в вопрос. То же самое и в общественном транспорте: поток людей, остановка, на которой скоро выходить, шум – всё это не дает возможности сосредоточиться и внимательно посмотреть документы, понять кому именно собирают помощь. Нет возможности хотя бы элементарно «погуглить» название фонда и получить о нем чуть больше информации.
Естественно, мошенники готовятся к таким рейдам. Для своих афер они используют настоящие документы, которые берут либо с реальных объявлений, которые публикуют родители больного ребенка, либо копируют их с сайтов реальных фондов. Их не останавливает даже тот факт, что сбор пожертвований завершился. Один из недавних примеров: такие «волонтеры» собирали средства на спасения ребенка, который умер больше полугода назад.
Кроме того, сбор через боксы весьма неэффективный. Даже если фонд, в который вы таким образом собираетесь сделать пожертвование, настоящий, такой метод абсолютно не прозрачен. Проверить, сколько же в конечном счете было собрано денег, практически невозможно. Поэтому, если вы действительно хотите оказать кому-то помощь, то лучше выбрать другой способ.
Многие благотворительные фонды давно и активно диджитализируются и переносят свою деятельность в онлайн. Некоторые перестают принимать помощь наличными, пользуясь только переводами на официальные счета. Эта схема гораздо прозрачнее. На некоторых сайтах есть возможность отслеживать помощь в реальном времени и получить подробный отчет о том, на что именно пошли средства.
Но при этом онлайн также открывает широкое поле деятельности для мошенников. В Интернете каждый день появляются сайты, на которых можно «пожертвовать нуждающимся». Некоторые из них действительно очень похожи на настоящие. Для большей убедительности некоторые мошенники используют реальные истории людей, которым необходима помощь. Находят их фотографии, рассказывают о проблеме, с которой столкнулся человек. Вот только все поступившие средства они присваивают себе. Поэтому соискателям помощи мы всегда рекомендуем перед публикацией копий документов в сети, накладывать на них вотермарки. Например, адрес сайта или название фонда, который помогает в сборе денег. Тогда эти документы не смогут быть использованы аферистами.
Благотворителям же, прежде чем переводить деньги онлайн-фонду, необходимо его проверить. Во-первых, узнать, как долго проект существует. Для этого необходимо найти его в перечне юридических лиц на сайте Минюста. Также не лишним будет посмотреть, как долго существует в сети сам сайт фонда. Для этого можно воспользоваться специальными сервисами, которые определяют, как давно создан домен сайта. Если он создан недавно, то с 99 % вероятностью перед вами сайт-мошенник, от которого нужно держаться подальше. Настоящие фонды уже давно представлены в сети. Помогать новому фонду стоит, только если вы напрямую знакомы с его создателями.
Во-вторых, проверить все документы. Обычно благотворители публикуют их на своих ресурсах. Под каждым проектом должна быть представлена первичная информация о необходимых расходах, а также документы, подтверждающие целесообразность сбора. В случае с тяжелобольными детьми это документы, подтверждающие диагноз.
Важно также обратить внимание на уже реализованные проекты. В частности, на счета на оплату медицинских услуг, выставленные на имя благотворительной организации, которая проводит сбор средств. Часто бывает, что эти документы мошенники воруют и выставляют их на своем сайте. Вычислить их достаточно просто. Счета должны быть выставлены именно на ту организацию, которая проводит сбор. Если сбор проводит условный Фонд № 1, а в счетах указан Фонд № 2, то скорее всего Фонд № 1 – мошенники.
Благотворительным организациям, которые действительно оказывают помощь, скрывать нечего, а вот аферисты избегают этого и могут вообще никакой документации на своих сайтах не показывать.
Одной из излюбленных тактик мошенников в последнее время стали так называемые обзвоны. Работает это следующим образом. Аферисты организовывают кол-центр и выдают базу номеров. Операторы начинают их активно обзванивать и предлагать внести пожертвования на счет «фонда». При этом люди, которые работают в такой организации, могут быть даже не в курсе, что сотрудничают с мошенниками. Этот факт для них может стать большим удивлением.
Особенно часто участие в «благотворительных акциях» таким способом предлагается не физическим лицам, а социально ответственным компаниям. Поэтому менеджерам, которые курируют это направление в своих фирмах, стоит быть особенно внимательными. Здесь помогут личные встречи с представителями фонда, привлечение юристов, которые смогут четко и основательно проверить все договоры и остальные документы.
Также хотелось бы предостеречь не только людей, которые хотят оказать помощь, но и тех, кто в ней нуждается. Часто родители, у которых болеет ребенок, допускают ошибки, которые могут в итоге привести к серьезным последствиям. Например, были случаи когда родители публиковали информацию о сборе денег на лечение ребенка и с ними по указанному номеру связывался «благотворительный фонд». Здесь следует отметить, что обычно фонды первыми не связываются с соискателями помощи. В основном к ним обращаются сами родители. Поэтому подобная инициатива должна человека сразу насторожить.
Далее мошенник убеждает родителей, что для оказания помощи необходимо подтвердить актуальность болезни. Для этого они просят дать контакты близких и родственников. Затем мошенники идут в центр обслуживания абонентов и подделывают сим-карту родителей. Вся необходимая для этого информация у них уже на руках: номер телефона, контакты, по которым недавно звонили. Они также могут предварительно закинуть на этот номер небольшую сумму денег, чтобы в центре сказать, когда было последнее пополнение и на какую сумму. После того как аферисты получают доступ к сим-карте, они меняют пароли на приложениях мобильного банкинга и получают полный контроль над чужими средствами.
Чтобы избежать подобных неприятностей, номер телефона, который привязан к банку, не должен фигурировать в информ. пространстве. В качестве контактного лучше использовать отдельный номер. Кроме того, следует предупредить сам банк о том, что по вашему счету идет сбор средств. Тогда финучреждение сможет добавить дополнительные средства защиты и способы аутентификации.
Подводя итог всему вышесказанному, я, конечно же, призываю людей заниматься благотворительностью. Каждая гривна, которую вы передадите, поможет спасти чью-то жизнь. Главное, делать это сознательно и сотрудничать только с теми фондами, которые не вызывают у вас никаких сомнений.
- Мотивація без натхнення: що працює, "коли немає сил хотіти" Тетяна Кравченюк вчора о 17:19
- "Корисна дура" чи свідома роль? Георгій Тука вчора о 15:35
- Дострокове зняття догани з працівника Альона Прасол вчора о 14:53
- Виселення за борги: міфи, реальні загрози для боржника Павло Васильєв вчора о 12:58
- Чому стримується залучення коштів у сферу водопостачання та водовідведення? Дмитро Новицький вчора о 11:40
- Світло укранського бізнесу, що навчилося не гаснути Олег Вишняков вчора о 10:49
- Від балансу до гармонії: як інтегрувати роботу і життя без вигорання Олександр Скнар вчора о 09:35
- Скрегіт зубів: чому тепер це називають національною проблемою та як з ним боротись Анастасія Опанасюк вчора о 09:33
- Зимовий імпорт електроенергії та його вплив на фінансову стійкість бізнесу Ростислав Никітенко 15.12.2025 20:55
- Секс під час війни: чому мозок "вимикає" бажання – і як повернути близькість без тиску Юлія Буневич 15.12.2025 17:42
- Ukrainians as the Antibodies of the World’s Immunity Олександр Черних 15.12.2025 11:27
- Бізнес під вогнем: які рішення врятували компанії та стануть нормою у післявоєнній Україні Антон Мирончук 15.12.2025 09:17
- Зупинення провадження до рішення КСУ Владислав Штика 15.12.2025 01:38
- Нова політика зайнятості для України: між втратами та шансами на відродження Андрій Павловський 14.12.2025 17:42
- Українці як антитела світу Олександр Черних 14.12.2025 11:58
- Як Уряд тихо вимкнув Prozorro, щоб віддати порт Чорноморськ "своїм" на 40 років 3233
- Вигоряння через фінансовий хаос: як цьому запобігти за допомогою здобуття фінансових знань 559
- Нова політика зайнятості для України: між втратами та шансами на відродження 327
- Зупинення провадження до рішення КСУ 260
- Бронювання у 2025 році: як бізнесу підтвердити "критичність" і зберегти працівників 171
-
Китай вперше підняв у небо дрон-невидимку CH-7 з дальністю понад 11 000 км: що він може
Технології 22707
-
Репараційний кредит. Росія оголосила, що вимагатиме від Euroclear майже 200 млрд євро
Фінанси 15041
-
Сонце в капсулі: як пити вітамін D, з чим поєднувати, коли він працює гірше та до чого тут магній
Життя 4554
-
Підозрювана в державній зраді телеведуча Панченко потрапила під санкції ЄС
Бізнес 2742
-
Швеція підтвердила: Росія почала забезпечувати військовий захист "тіньовому флоту"
Бізнес 2429
