Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
14.12.2014 12:21

Патриарх Киевский и Всея Руси или зачем Путину нужна Украина

Заслужений юрист України, кандидат юридичних наук

В окаянное время, переживаемое гражданами, страной , обществом постоянно задаются, в надежде найти ответы, вопросы - как жить дальше, как сохранить и не потерять себя в клокочущем от ненависти окружающем мире.

В окаянное время, переживаемое гражданами, страной, обществом постоянно задаются, в надежде найти ответы, вопросы - как жить дальше, как сохранить и не потерять себя в клокочущем от ненависти окружающем мире.

И тогда приходит понимание, что мир - это мысль Бога. В него верят многие, но не всем верит он. И тогда начинаешь вглядываться в прошлое в надежде найти там ответы. Управлять прошлым - значит управлять будущим, а хозяин дня сегодняшнего - может повелевать прошлым. Абсурдное утверждение? Отнюдь. И вот почему.

Напомню о прошлом через конкретные даты, конкретных людей и конкретных делах. В октябре русская православная церковь памятует святителя Иллариона, митрополита Киевского и всея Руси, жившего в эпоху великого князя Ярослава Мудрого, сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Церкви он вошел как первый из ее предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов.

Русская Церковь в то время была митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Общеизвестно, что первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде. Однако позже, соборным суждением иерархов Русской церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград. Выбор Собора архиреев пал на Илариона, священника княжеского села Берестова, что под Киевом, который был поставлен митрополитом в 1051 году, а позже утвержден Константинопольским патриархом.

Сведений о нем мало. Известно только, что он был родом русский, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему образованию и подвижнической жизни Иларион скоро приобрел известность, его полюбил великий князь, и, по желанию последнего собором русских епископов Иларион был поставлен русским митрополитом. С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава, относящееся к последним годам княжения этого князя.

Время кончины Илариона также неизвестно. Митрополит Иларион один из знаменитейших писателей нашей начальной литературы. Из сочинений Илариона до нас дошли: "Слово о законе и благодати", написанное еще до поставления Илариона в митрополиты, "Исповедание веры", произнесенное, предполагают.

Митрополит Киевский и всея Руси – титул предстоятеля Русской Церкви в период ее нахождения в составе Константинопольского престола, то есть от времени крещения Руси и основания митрополии в Киеве и до 1686года, когда в результате присоединения Украины к России Киевская митрополия вошла в состав Московского патриархата.

И несмотря на то, что в 1299 году Киев перестал быть местом постоянного пребывания митрополита и его двора, все митрополиты, чьи резиденции находились как во Владимире, так и в Москве, продолжали именоваться Киевскими и всея Руси. Последним митрополитом Киевским и всея Руси был Гедеон Четвертинский (1685-1686). После него митрополиты стали именоваться Московскими и всея Руси.

Решение о присоединении Киевской митрополии к Московскому патриархату в 1686 году подтвердил Патриарх Константинопольский Дионисий. Примечательно, что Патриарх Дионисий за грамоту(томос) о уступлении Киевской митрополии Московскому Патриархату получил от российского посла дьяка Никиты Алексеева 200 золотых и три сорока соболей, о чем написал расписку. Кроме того, в своем письме к московським царям Дионисий просил прислать «жалованье» и всем архиреям, подписавшим томос.

В ХХ веке Константинопольские Патриархи неоднократно выступали с критикой событий 1686 года. Так, в 1924 году Патриарх Григорий У11 в Томосе о даровании автокефалии Польской православной церкви писал о неканоничности данного перехода и несоблюдении прав полной церковной автономии Киевского митрополита.

В Киеве в ходе юбилейных торжеств, посвященных 1020-летию Крещения Киевской Руси, Вселенский Патриарх Варфоломей неоднократно именовал Константинопольский Патриархат Церковью-Матерью по отношению к Украинской Православной Церкви. А 26 июля 2008 года в своем программном обращении к украинскому народу, произнесенном на Софиевской площади в Киеве, Патриарх Варфоломей прямо назвал присоединение Киевской митрополии к Московскому Патриархату аннексией. При этом он подчеркнул, что Вселенская Церковь согласилась «ограничить себя» ради того, чтобы способствовать более полному применению «духовного наследия Византии», а также ради защиты православной идентичности украинского народа.

Обстоятельства присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату являются для нас важным историческим уроком. Они еще раз напоминают, что в любых обстоятельствах, при любой политической конъюнктуре Церковь Христова, которая есть «столп и утверждение истины», должна стремиться к соблюдению незыблемых канонических устоев. Ведь никакое отступление от церковных правил не проходит бесследно. Погрешения политиков и иерархов, совершенные в ХУ11 веке, бумерангом возвращаются к нам, их потомкам, ставя нас перед серьезным выбором.

И второе событие, которое коренным образом изменило историю Восточной Европы, произошло в январе 1654 года. В соборной церкви города Переяслава на старшинской раде, а затем и на Генеральном военном совете гетман Богдан Хмельницкий и часть представителей казачества закрепили присягой союз с Московским государством (примечательно, что царский посол боярин Василий Бутурлин, на требование украинской стороны закрепить договор от имени царя, отказался это сделать).

В марте 1654 года произошло оформление украинско-российского межгосударственного соглашения. Был выработан письменный проект договора между гетманством Украины и послами московского царя, который состоял из 23 статей и содержал гарантии общественно-политической жизни и социально-экономического устройства Украинского гетманского государства, положение о его внешней политике. Документ предполагал сохранение основных прав и вольностей Войска Запорожского и не предполагал изменения канонического статуса Киевской митрополии. В статьях, составленных в марте 1654года, которые оформили новые взаимоотношения между Московским царством и Украиной, лишь одно положение касалось Православной Церкви. Статьи подтверждали и гарантировали сохранение в будущем имущественных прав украинского духовенства.

Украинское посольство выехало в Москву для утверждения документа, однако в результате переговоров проект уменьшили до 11 статей и значительно его изменили.

21 марта 1654 года царское правительство утвердило документ, который вошел в историю под названием «Мартовские статьи», или «Статьи Богдана Хмельницкого».

Следует отметить, что Переяславское соглашение 1654 года было политическим поражением Украины как самостоятельного государства. Это был первый, но не окончательный, не необратимый шаг в этом направлении. «Инкорпорация» Украины в состав Российской империи растянулась во времени.

Весной 1659 года Кремль перешел к открытой агрессии, отправив на украинские земли 100-тысячную армию и уже в октябре того же года московский воевода князь Трубецкой, не признавая законную раду в Переяславе, собрал новую раду, на которой гетманом был избран Юрий Хмельницкий(сын Богдана Хмельницкого, человек бездарный, больной, бесхарактерный). Именно между Юрием Хмельницким и московским правительством было подписано соглашение «Переяславские статьи», которым регулировалось политическое и правовое положение казацкой Украины в составе Московского государства. Так, русские воеводы имели право с войсками стоять в Киеве, Чернигове, Нежине, Переяславе, Брацлаве, Умани. Запрещалось избрание гетмана без разрешения царя, осуществлять внешнеполитические отношения, гетман не имел права принимать иностранных послов, запорожцам запрещалось совершать походы на Черное море, киевский митрополит должен был утверждаться московским патриархом. Подписание соглашения происходило в присутствии московских войск.

А теперь обратите внимание, как причудливо, а главное - абсолютно закономерно и аргументированно, действия путинской России сегодня точно копируют действия царской России по уничтожению Украины в ХУ11 веке.

Из пыльного комода Истории извлечены, пахнущие нафталином, средства и методы межгосударственных отношений, как использование военной агрессии в качестве главного аргумента для принуждения Украины к федерализации и разделу государства, аннексия территорий (Крым), ограничения Украины в праве на заключение межгосударственных экономических (ЕС) и военных (НАТО) союзов, ограничение Украины в доступе к Черному морю. При этом Российская Федерация не участвует стороной в переговорных процессах, президент России отрицает участие России в военном конфликте. Россия отказывается от данных ею гарантий целостности Украины, закрепленных в Будапештском меморандуме, в то же требует от нас гарантий для террористов.

Методы и цель России неизменны - военная агрессия и уничтожение независимого государства Украины, включение ее территории в состав Российской империи.

Неужели вся история Украины ничему не учит украинцев? Ведь наша история - это цепь страшных событий.

Украинцы гибли в водовороте Русско-Японской войны, впоследствии- во время Первой мировой «за царя и отечество», а галичане, буковинцы и закарпатские украинцы, соответственно- за императора Австро-Венгрии. Во время гражданской войны украинцы ощутили на себе карающую руку московского большевизма. Три голодомора, массовые репрессии 1930-х, наконец- Вторая мировая война забрала жизнь многих миллионов наших соотечественников.

Оценивая враждебные действия Российской Федерации по отношении к Украине сегодня, следует учитывать исторический опыт наших межгосударственных отношений, находить аналогии и учиться на совершенных ранее ошибках.

Так зачем же Путину Украина?

Как в свое время Адольф Гитлер, уделяя огромное внимание разработке идеологической основы для построения «нового общества», используя теорию превосходства арийской расы над остальным человечеством, гоняясь за религиозными святынями и историческими артефактами, пытаясь использовать мистические и оккультные силы, создавая целые институты для этих целей, посылая бесконечные экспедиции в Тибет для получение тайных знаний, и надеясь приобрести бесконечное могущество для духовного и физического порабощения мира, так и сегодняшний Путин копируя его, пытается выстраивать новую модель своей империи.

Путин использует абсолютно нежизнеспособную из-за своей агрессивной направленности теорию «Русского мира», играет на настроениях патриотизма и религиозности русского народа, пытается создать себе имидж борца с несправедливостью, защитника угнетенных, отца народов. Под видом защиты русскоязычного населения, ограбленной и обманутой нации, которая встает с колен, он начинает собирание земель русских. Путин в тайных мечтах своих мнит себя современным Иваном Калитой, Петром 1-м, Екатериной Великой. Только, перефразируя известную поговорку в данном случае можно сказать, что "Не по Вове шапка Мономаха"

Реализация концепции Русского мира требует изменения границ многих государств, в том числе двух государств-членов НАТО - Эстонии и Литвы. Но Путина это не останавливает и он переходит государственные границы, начиная с Украины.

Правитель России прекрасно понимает, что для построения новой империи ему необходимы первоистоки, идеологические и духовные. В своих выступлениях он заявляет, что «мы обладаем уникальным генетическим кодом». Действительно, такой генетический код существует. Но ключи от него в Украине, в древнем Киеве, а не в захудалой крепостце Москве, заложенной Юрием Долгоруким, чей прах и доныне хранится в Киеве.

И для этого Путину не обходимо начать выстраивать свою концепцию от Киевской Руси, Крещения Киевской Руси, равноапостольного князя Владимира. Ему необходимо обладать правом на эти исторические факты, а если такого права нет, значит их не обходимо аннексировать.

Нужно было видеть лицо Путина, когда он приехал в 2013 году в Киев на празднования Крещения Киевской Руси. Как всегда опоздав, на торжественном мероприятии, он вел себя как хозяин, недовольно поглядывая на Януковича и снисходительно на митрополита Киевского и всея Украины покойного ныне Владимира.

На лице Путина читалось, что "ведь это его праздник, это его святыни, его страна". Он даже не пытался себя сдерживать и уже видимо предвкушал грядущие события и захват Украины.

Ему необходима наша история, ему необходимы наши святыни, ему необходима наша территория, наша жизнь.

И ради этого он не остановится не перед чем.

История преподает нам уроки для того, чтобы мы учились, не повторяли в будущем ранее совершенные ошибки, и в конце концов – становились лучше, мудрее.

У Украины и украинцев сегодня уникальный шанс и необходимо использовать его и принять правильное решение – не поддаться на угрозы, шантаж и давление со стороны врага,а отстоять свою свободу и независимость. Перед всеми нами тяжелая задача и важная миссия- остановить надвигающуюся угрозу, которая представляет опасность и глобальные последствия не только для Европы, но и для всего мира, поскольку действия России в Украине могут в ближайшее время привести к военной эскалации и послужить началом третьей мировой войны.

От наших действий сегодня будет зависеть наша жизнь, жизнь и счастье наших потомков, а возможно и всего человечества.

Часы истории имеют своих часовщиков. Сегодня эта роль принадлежит народу Украины и он, уверен в этом, справится с ней успешно.

ВАЛЕНТИН ПРОДАЕВИЧ, Заслуженный юрист Украины

Статья опубликована на сайте http://gubernia.org.ua, 18 Сентября 2014г.

Відправити:
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи