Кто не работает – тот сидит в Украине?
Продолжая тему реформирования пенитенциарной системы Украины, хочу обратить внимание на некоторые аспекты службы, которые действительно нуждаются в кардинальных изменениях. Например, порядок труда осужденных к лишению свободы.
Продолжаятему реформирования пенитенциарнойсистемы Украины, хочу обратить вниманиена некоторые аспекты службы, которыедействительно нуждаются в кардинальныхизменениях. Например, порядок трудаосужденных к лишению свободы.
Зачемосужденному работать? Хороший вопрос,который вызывает много споров испекуляций... Но, простите, разве каждыйиз нас задается вопросом «Зачем мнеработать?». Это воспринимается какчто-то само собой разумеющееся. Намнеобходимо покупать еду, одежду, содержатьсемью, оплачивать аренду жилья,коммунальные услуги, проводить досуг…Все это требует денег, лично за каждогоиз нас ведь государство не платит?
Помимоозвученных платежей, не следует такжезабывать о компенсации, которую долженвыплачивать осужденный за то горе,которое он совершил своим преступнымдеянием. Зачастую это немалые деньги.В украинских реалиях, как правило,взыскать материальный ущерб практическиневозможно, не в последнюю очередь из-заотсутствия оплачиваемой работы дляосужденных. Почему же возникают спорыв отношении труда осужденных? Вопрос,скорее риторический.
Нополемика привела к тому, что в апреле2014 года народные депутаты поддержалиизменения в Уголовно-исполнительныйкодекс Украины, вследствие которыхстатья 118 получила такую редакцию:«Залученнязасуджених до позбавлення волі досуспільно корисної праці: 1. Засудженідо позбавлення волі маютьправо працюватив місцях і на роботах, які визначаютьсяадміністрацією колонії».
Доэтого осужденные к лишению свободы былиобязаныработать. Теперь же – так как человекне обязан реализовывать свои права –осужденные имеют полное право неработать. Принятие таких изменений,пожалуй, стало вторым шагом к уничтожениюпенитенциарной системы страны. Но уадминистраций учреждений исполнениянаказания оставался маневр: осужденных,желавших воспользоваться предусмотреннымизаконом льготами (замена неотбытойчасти наказания более мягким и условнодосрочное освобождение), можно былостимулировать к работе, посколькусогласно статье 130 того же кодекса:«Заходизаохочення, що застосовуються до осіб,позбавлених волі:
1.За сумлінну поведінку і ставлення допраці, навчання, активну участь у роботісамодіяльних організацій до засудженихможуть застосовуватися такі заходизаохочення…».
Переченьсамих поощрений нам не так важен: основнойсмысл в том, что для получения поощрениянеобходимо производить над собой усилия,нужна внутренняя интенция и направленностьосужденного на ресоциализацию, а значит– возможность быстрее вернутся домой.Безусловно, эта уловка работает с теми,у кого есть дом, паспорт, кому есть кудаидти. Ведь исключительно в исполнениисвоих обязанностей, реализации своихправ и принятии ответственности запринятые решения мы и можем говорить очеловеке как достойном представителеобщества. Но таких осужденных достаточномало. Больший процент тех, кто не желаетстановиться на путь исправления впривычном понимании. Т.е. социализациивнутри тюремной реальности. (Об этом мыпоговорим отдельно).
Однако,в декабре 2015 года за основу был принятзаконопроект 2251а, который предлагаетизменить указанную выше норму на: «Стаття130. Заходи заохочення, що застосовуютьсядо осіб, позбавлених волі: 1. За виконанняпокладених обов’язків та правилповедінки, встановлених цим Кодексомта правилами внутрішнього розпорядкуколонії».Т.е. поощрять можно будет, если осужденныйведет «овощной» образ жизни и ничегоне нарушает, о внутренних интенциях илиустремлениях стоит забыть. Вот иполучается, что работать не нужно,стремится к чему-то хорошему необязательно, достаточно просто ненарушать то, что само по себе не оченьсложно. Это все равно, что за отсутствиенарушений правил дорожного движениякаждому дарили бы «Rolls Royce», и делаливид, что так правильно. Эти поправкипока еще не внесены в кодекс, но такаявозможность остается. Депутаты считают,что подобные изменения будут способствоватьгуманизации процесса отбывания наказа,но со стороны это почему-то выглядитиначе.
Всвете общегосударственных «европейскихустремлений» хочется обратить вниманиечитателей на Европейские пенитенциарныеправила ( последняя редакция 2006 г.). Этотдокумент регламентирует деятельностьпенитенциарных учреждений стран членовЕС и носит рекомендательный характерс поправками на национальноезаконодательство. Для Украины это важныйдокумент, который почему-то не беретсяво внимание. Итак, можно выделитьследующие основные принципы организациитруда осужденных согласно Европейскимпенитенциарным правилам:
Осужденныйобязан работать (администрация учреждениядолжна стремиться предоставитьдостаточно полезной работы). Не обязаныработать только лица, взятые под стражу,т.е. чья вина еще не доказана. Но вдобровольном порядке они могут работать.
Труд– способ исправления (характерпредоставляемой работы долженподдерживать или развивать навыки,которые позволят осужденному зарабатыватьна жизнь после освобождения).
Общественнаяполезность труда (организация и методыработы должны походить на сходныеработы на свободе, чтобы максимальноподготовить осужденного к освобождения).
Объединениетруда и профессионального обучения(осужденным должна предоставлятьсяработа с элементами профессиональнойподготовки).
Трудне должен приносить осужденным страдания.
Использованиеполученных навыков осужденными послеосвобождения (основной смысл правил –научить осужденных адекватному поведениюв обыденной жизни после освобождения).
Каквидим все просто и очень не похоже насегодняшнюю организацию труда дляосужденных в пенитенциарной системеУкраины. Очень коротко и даже обзорномы рассмотрим другие постсоветскиестраны:
Беларусь– согласно действующему законодательству,«осужденные обязаны работать на работах,установленных администрацией колонии».Содержание одного осужденного: 1077гривен/месяц* (*по текущему курсу НБУ).
Россия– «осужденные обязаны работать наработах, установленных администрациейколонии». Содержание 1 осужденного:2032 гривен/месяц*. Средняя месячнаязарплата – 2070 гривен*.
Эстония– «осужденные обязаны работать наработах, установленных администрациейколонии». Содержание 1 осужденного: 31552 грн/ месяц*. Средняя месячная зарплата– 4808 гривен*.
Привожув пример цифры для простого сравнения:лично для себя задумайтесь, стоит ливаше содержание 31 552 грн в месяц? Но этолирика. Во время презентации реформынам рассказывали о положительном опытеНорвегии и о том, как их специалисты нампомогут. Да, действительно в этой стране– одни из лучших, если не лучшие тюрьмыв мире. В Норвегии 49 тюрем и около 4 тысячосужденных. В самой большой тюрьме, вцентре Осло, содержится 350 осужденных,построена она 150 лет назад.
Работав тюрьмах Норвегии рассматривается какодин из этапов реабилитации, поэтомуосужденные трудятся на работах посамообеспечению, занимаются благоустройствомтерритории – подстригают газоны,ухаживают за цветами на клумбах, а такжеработают на кухне, в парикмахерской, наферме, ухаживая за скотом, трудятся наполях, выращивая рожь и пшеницу. Внекоторых заведениях есть прачечные,которые обслуживают не только постояльцевтюрем, но и воинские части, больницы идома престарелых. В других функционируютлесопилки и мастерские по производствумебели, что является относительнымподспорьем к тюремному бюджету.
Статистическиеданные по осужденным в Норвегии(статистика специально для тех, ктодумает, что европейские осужденныесильно отличаются от наших):
30%лица без определенного места жительства.
70%безработные.
60%страдают наркотической или алкогольнойзависимостью.
40%имеют образование не выше среднего.
50%заключенных имеют детей.
10%осуждаются на срок более 1 года.
Таквот, к чему все это было написано:
Неважен возраст тюрем, важно как ихэксплуатировать и сколько денег выделятьна ремонт (В Украине с апреля 2014 пересталивыделять деньги на ремонт учрежденийисполнения наказания, что можно считать первым шагом к развалу). С нашим подходомлюбой «новый» СИЗО через месяцы станетобычным «старым».
Норвегиястрана хорошая, но 4000 норвежскихосужденных и 70 000 (потенциально 240 000)украинских – далеко не одно и то же.
Осужденныеобязаны работать (это не предметобсуждения, это данность, стране нехватает чистых улиц, дорог и оперныхтеатров).
Производствона территории исправительных учрежденийне создавалось для того, чтобы приноситьприбыль. Его основная цель – ресоциализация,адаптация и получение осужденныминавыков самообеспечения.
Содержаниеодного осужденного в месяц в Украинестоит 2050 гривен (на минуточку, средняяпенсия в стране 1484 грн., прожиточныйминимум 1330 грн., а минимальная зарплата1378 гривен).
Осужденныедолжны частично работать на работахпо самообслуживанию (шить себе одежду,стирать, готовить еду, убирать,обустраивать прилегающую к общежитиютерриторию, ремонтировать общежития).
ЕслиМинюсту так хочется строить новыеучреждения исполнения наказаний, топусть это делают осужденные. Демонтажстарых зданий, ремонт существующихтакже должны проводить осужденные,находящиеся на участках социальнойреабилитации либо же отбывающиенаказания в исправительных центрах.
Еслиоставить все как есть, то получится,что мы продуцируем социальных инвалидов,которым все должны, но которые не обязанывообще что-либо делать.
- Геніальність від народження? Філософія, маркетинг чи шлях розвитку? Вільям Задорський вчора о 20:02
- Лобіювання як інструмент для українських ветеранів Олексій Шевчук вчора о 18:16
- Листопад 2025 року показав тенденцію до скасування розшуків, оформлених ТЦК Павло Васильєв 05.12.2025 22:21
- Про необхідну оборону – як версію захисту Костянтин Рибачковський 05.12.2025 22:17
- Бронювання працівників: правила та вимоги Віталій Соловей 05.12.2025 17:55
- Чому найуспішніші люди бояться слабкості і як це впливає на їхнє лідерство Юлія Буневич 05.12.2025 17:30
- Якими будуть інтер’єри 2026 Алеся Карнаухова 05.12.2025 13:42
- Не бути туземцем Сергій Дідковський 05.12.2025 10:28
- Святий Миколай, Санта Клаус та Father Christmas: у чому різниця – і що між ними спільного? Інна Лукайчук 04.12.2025 18:46
- За що компанії можуть втратити статус "критично важливих" та що робити далі Віталій Соловей 04.12.2025 17:54
- Що робити, якщо співробітник вкрав клієнтську базу Олександр Висоцький 04.12.2025 17:08
- Переоцінка безпомилковості ШІ студентами: експериментальні докази Олександр Серт 04.12.2025 16:32
- Як мислити ефективніше: техніка шести капелюхів Едварда де Боно Олександр Скнар 04.12.2025 09:36
- П’ять років поза Конституцією: як Україна втратила баланс влади і підтримку світу Валерій Карпунцов 03.12.2025 21:18
- "FPV на арабіці": акцизний податок на каву як інструмент поповнення військового бюджету Кароліна Холявко 03.12.2025 18:58
- Мікрокроки, що змінюють життя: як формувати звички без зривів і надзусиль 659
- П’ять років поза Конституцією: як Україна втратила баланс влади і підтримку світу 288
- За що компанії можуть втратити статус "критично важливих" та що робити далі 275
- Бронювання працівників: правила та вимоги 200
- Як WSJ вибудовує наратив операції "Павутина" та образ її ключового лідера 174
-
У Новий рік без шампанського та коньяку: що зміниться з 1 січня 2026 року
Думка 9257
-
Словаччина запускає "словацьку снарядну ініціативу", але не для України
Бізнес 6139
-
Не треба чекати на спасіння. Що оновлена стратегія нацбезпеки США значить для України
Думка 3057
-
Немає місця, щоб сховатися. Як Україна виграє війну політичних убивств на території Росії
2586
-
Гроші з повітря. Скільки можна заробити з кешбеку і хто платить за щедрість
Фінанси 2354
