Коррупция в Украине процветает, а ЕС её спонсирует?
Во всяком случае, к такому выводу можно прийти, прочитав статью в немецком издании «Süddeutsche Zeitung»: "Дом без фундамента".
Президент Украины Владимир Зеленский не может взять под контроль коррупцию. (Фото: REUTERS)
Что было бы с Украиной, задумались европейские аудиторы, если бы она, нет, не уничтожила, а снизила уровень всепроникающей коррупции хотя бы до среднего по ЕС: вместо того, чтобы оставаться на уровне 30 процентов от уровня ЕС по уровню экономики и жизни в течение десятилетий, украинцы могли бы, по крайней мере, подняться до половины среднего уровня ЕС. Но 38 миллионов украинцев далеки от этого, говорится в специальном докладе Европейской аудиторской палаты (ECA) об Украине и роли ЕС.
Более двух десятилетий ЕС пытается помочь своему "стратегическому партнеру" Украине: с помощью грантов, кредитов и все новых программ консультирования и поддержки. Но по-прежнему олигархи, высокопоставленные государственные служащие, коррумпированные прокуроры и судьи делят государство между собой, миллиарды исчезают за границей, Украина, за редким исключением, достигла столь же незначительного прогресса в построении конституционного государства, как и в борьбе с коррупцией, говорится в докладе ЕСА "Борьба с большой коррупцией в Украине".
ЕС является крупнейшим донором Киева. Только за последние пять лет он предоставил около 15 миллиардов евро, включая кредиты, гарантии и несколько программ. А согласно подписанному в 2014 году Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС, а также соглашению о свободной торговле, верховенство закона и борьба с коррупцией имеют первостепенное значение. Так написано на бумаге.
На самом деле, мало что произошло. ЕС даже не провел систематического исследования причин масштабной коррупции - налоговых льгот, монополий, захвата государства, владения компаниями, финансов более чем 3500 зачастую печально известных неэффективных государственных предприятий, служащих магазинами самообслуживания - и не разработал стратегию, не говоря уже о применении эффективных мер.
Как правило, из выводов ЕС ничего не следовало.
Это правда, что ЕС "хорошо осведомлен о многочисленных связях между олигархами, высокопоставленными чиновниками, правительством, парламентом, судебной системой и государственными предприятиями". Только: из этого ничего не следовало. В своей родной стране Эстонии Юхан Партс был сначала главным аудитором, затем, министром экономики и премьер-министром. Сегодня он является членом Европейского суда аудиторов и проводит аудит, как в Украине, так и в странах Западных Балкан. В Украине, по его оценкам, олигархи и связанные с ними люди отмыли в ЕС "миллиарды" незаконно заработанных денег, покупая недвижимость или размещая их в банках ЕС.
Несмотря на это, говорится в отчете, не существует "запрета на въезд в ЕС для украинцев, подозреваемых в коррупции в крупных размерах", а также мер по "предотвращению их доступа к своим активам в ЕС", говоря простым языком, замораживанию банковских счетов или аресту недвижимости. Здесь Комиссии ЕС необходимо срочно действовать вместе со странами ЕС и международными партнерами. "Если будет политическая воля, здесь может что-то быстро произойти", - говорит Партс.
В целом, ЕС рассматривает реформы как результат принятия закона, но почти никогда не уделяет внимания их реализации. Особенно удручающими являются выводы о верховенстве закона. После более чем двух с половиной десятилетий попыток реформ судебная система все еще постоянно коррумпирована, значительная часть прокуроров и 3 400 судей не были проверены на коррупцию, не говоря уже об увольнении. Это относится практически ко всей верхушке судебной системы.
Одно из последствий: Конституционный суд, чей президент в настоящее время находится под следствием, объявил основные антикоррупционные законы неконституционными. Более 100 расследований и 17 судебных дел против предположительно коррумпированных высокопоставленных государственных служащих пришлось прекратить.
Как правило, большинство государственных служащих обязаны раскрывать информацию о своем имуществе в течение нескольких лет. Но в 2019 году из почти 900 000 деклараций было проверено всего 0,1 процента, никто не был осужден за "незаконное обогащение". Конечно, аудиторы нашли и положительные моменты, которые стали возможны благодаря деньгам и опыту ЕС: Создание Национального антикоррупционного бюро, Высшего суда по обвинению в коррупции, реформы в газовой компании "Нафтогаз" или разоблачение коррупции благодаря СМИ и активистам по защите гражданских прав, финансируемыми ЕС.
Но поскольку судебная система в большинстве мест по-прежнему коррумпирована, работа настоящих реформаторов проваливается. "Это как строительство дома, - говорит член ЕCA Партс. "Если фундамент все еще отсутствует, нет смысла думать об установке окон на шестом этаже".
Выводы: Что же это получается? В ЕС знают, что коррупция в Украине процветает и, тем не менее, снабжают Украину деньгами - миллиардами. Зная, что "олигархи, высокопоставленные государственные служащие, коррумпированные прокуроры и судьи" поделят между собой эти миллиарды, которые исчезнут за границей, а именно, в ЕС. Может быть, поэтому чиновников в ЕС такое развитие событий устраивает?
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль вчора о 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький вчора о 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко вчора о 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко вчора о 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець вчора о 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов вчора о 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко вчора о 03:31
- Від символу до суб’єкта: як Україні вибудувати сильний голос у світі Ольга Дьякова 12.10.2025 11:02
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні Олександра Смілянець 12.10.2025 06:21
- Як розвинути емоційну стійкість і відновлюватися після життєвих ударів Олександр Скнар 11.10.2025 19:58
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень Павло Васильєв 11.10.2025 14:53
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись Олександра Смілянець 11.10.2025 09:57
- Мовчання – не золото. Як правильна комунікація може врятувати репутацію у кризу Вікторія Мартинюк 09.10.2025 16:58
- Як зрозуміти, чи ваш ІТ-продукт росте правильно: ключові метрики, які бачать інвестори Анна Одринська 09.10.2025 15:50
- Працюй на ОПК без військового квитка – Рада ухвалила закон про тимчасове бронювання Галина Янченко 09.10.2025 15:43
- Помилки у фінансовій звітності: погляд аудитора 208
- Роздуми щодо законопроєкту № 13628 118
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 117
- Чому Україні потрібні іноземні працівники: виклики ринку праці та стратегії бізнесу 90
- Як власникам бізнесу оптимізувати податки та мінімізувати штрафи у період війни в Україні 76
-
Як зрозуміти, що час змінювати роботу – і не зробити фатальну помилку
Життя 12479
-
"Багаж – це не право людини". У WizzAir виступили проти скасування плати за ручну поклажу
Бізнес 9559
-
Чи має значення вік у коханні: результати опитування серед українців
Життя 8571
-
Найдорожчі стартапи у світі, створені українцями: 10 історій успіху
Життя 2583
-
Як навчитися говорити "ні": чому це важко і як встановлювати особисті кордони без почуття провини
Життя 1664