Кто станет убийцей Tesla?
Пока между европейским и американским автопромом накаляется инновационно-технологическое противостояние, Китай готовится нанести сокрушительный удар.
Кто станет убийцей Tesla? С недавних пор в социальных сетях разворачивается нешуточная дискуссия на эту тему. Европа против США: автомобильные компании наперегонки заявляют о своих грандиозных планах по электрификации продукта и отказу от ДВС. Кто первым обойдёт Tesla на повороте, и какой именно фактор сыграет в этом решающую роль: продукт, маркетинг или бизнес-модель? Амбиция Volkswagen – стать крупнейшим производителем электрокаров. К 2030 году половина выпущенных компанией автомобилей будет оснащена электробатареями. А к 2040-му – 100%. Бюджет проекта €73 млрд.
Daimler AG выпустил Mercedes-Benz EQS, европейские продажи которого лишь недавно стартовали. Это автомобиль эксперты уже окрестили лучшим премиальным продуктом в сегменте электрокаров.
Пока между европейским и американским автопромом накаляется инновационно-технологическое противостояние, их, пока не воспринимаемый всерьёз конкурент, мастерит бомбу, имеющие все шансы взорвать автомобильный рынок. Речь идет о Китае, где производство электрокаров стимулировано мощной государственной поддержкой в виде прямых дотаций, льгот и снабжения производителей основными инструментами, развитием зарядной инфраструктуры. На государственном уровне автомобильные компании обязали достичь определенного уровня электрификации. Более того, электромобили получили резервацию большой части номерных знаков, которые выдаются в крупных городах Китая ежегодно на конкурсной основе.
Говоря о цифрах, то из общего объёма государственных расходов в размере $60 млрд, направленных на стимулирование развития индустрии в период с 2009 по 2017 год, почти $37 млрд (~60%) пришлось на потребительские субсидии. С небольшим перерывом, на период пандемии правительство восстановило программу поддержки индустрии и выделило около $3 млрд непосредственно на компенсации покупателям.
Первые политические меры и субсидии были приняты в Китае в 2009 году. В США и Евросоюзе- только в 2011 году. Благодаря опережающим стимулам, сегодня Китай занимает практически половину мирового рынка электрокаров, при этом доля электромобилей в стране составляет 5,7%, преимущественно это электрокары местного производства. Внутренний спрос превышает предложение, поэтому практически все произведённое продаётся в границах страны. И этим пользуются такие устоявшиеся отечественные производители как BYD, SAIC, Geely, Chery, BAIC Motor и Dongfeng.
К яркому примеру успешной компании, ориентированной только на рынок Китая, можно отнести автопроизводителя BYD. С 2015 года компания продала более 803 000 электрокаров и плагин-гибридных авто, имея 19,6% рынка в 2020 году. BYD занимает первое место в мире по продаже плагин-гибридных авто, третье место по продаже электрокаров и четвёртое место по производству электроавтобусов. Кроме этого, компания производит инверторы и электробатареи для собственных автомобилей.
Сами же электробатареи BYD начала производить в 2020 году, разработав флагманскую технологию, которая занимает меньше места, увеличивает дальность поездки и на 20-30% дешевле батарей основного конкурента - CATL. С начала 2022 года компания начнёт принимать внешние заказы на производства батарей, тем самым открывая для себя новый источник дохода.
Такой успех в электрификации отрасли отразился и на капитализации BYD, которая, начиная с 2020 года, выросла на 550%. Это значительно выше своих прямых китайских конкурентов.
Другим интересным примером является совместное предприятие между General Motors и китайской компанией SAIC, в рамках которого был представлен новый четырехместный мини-электрокар под названием The Hong Guang Mini EV. Собственная масса хэтчбека достигает немногим более 650 кг, при длине всего в 2,9 м и ширине в 1,5 м, а максимальная дистанция составляет 120–170 км, что делает автомобиль удобным для небольших китайских городов с населением в 150 тыс. – 15 млн человек.
Однако наиболее впечатляющим фактором оказалась цена модели, которая достигает $5500. За январь 2021 количество проданных мини-хэтчбеков превысило 36 тыс. в месяц, в сравнении с 21 тыс. проданных автомобилей Tesla Model 3, что позволило The Hong Guang Mini EV стать бестселлером в мировом рейтинге. Уже в июле 2021 года, The Hong Guang Mini EV, несмотря на проблемы из-за дефицита чипов на всем рынке электромобилей, поставил практически в два раза больше электрокаров (31 тыс.), чем Tesla Model 3 (17 тыс.), в очередной раз подтвердив лидирующие позиции по количеству проданных автомобилей.
В категории стартапов можно выделить другую китайскую компанию – Li Auto, акции которой выросли в 2 раза с момента IPO в 2020 году. В их линейке всего 1 автомобиль – Li One, продажи которого стартовали в 3 квартале 2019 года. Данная модель является уникальной, так как построена по технологии EREV. Фактически, это плагин-гибридное авто. Данная технология увеличивает расстояние прохождения авто до 800 км, а также уменьшает себестоимость электробатареи, благодаря чему Li One на порядок дешевле своих конкурентов. И если в 2020 году данные преимущества позволили компании продать более 30 000 авто, то только в июле этого года продажи достигли 8 000 – рост на 251%.
Своеобразным аналогом компании Tesla в Китае является NIO. Компании имеют схожую бизнес-модель, которая включает в себя не только продажу электрокаров, а и постройку зарядных станций. От конкурентов NIO отличается тем, что помимо зарядных станций, компания также имеет свои станции по смене батарей. Оперативная замена севшей батареи на уже заряженную экономит время. При этом на R&D компания потратила практически $500 млн за последние 12 месяцев. Благодаря своим разработкам NIO попала под субсидирование Китая. Кроме того, стала лидером по продажам среди всех стартапов, поставив более 43 000 авто в 2020 и практически 8 000 в июле 2021 года. В свою очередь, на фоне данного успеха капитализация компании выросла на 950% с начала 2020 года.
- Яйце чи курка? Проєкт чи Постанова? Що має бути першим? Євген Власов 16:34
- "Національний кешбек", "єПідтримка" та "єКнига": чому ці програми важливі? Віктор Круглов 14:22
- За ґратами, але з гідністю: Як новий закон змінює підхід до прав ув’язнених в Україні Дмитро Зенкін 13:03
- Знищення архаїзмів: Чому на міжнародних маршрутах прибрали конкурсні комісії Альона Векліч 12:59
- Доцільність оскарження акту перевірки закупівель Держаудитслужби Євген Морозов 10:15
- Тест на державницьке мислення Євген Магда вчора о 18:48
- Правова стратегія для захисту інтересів дитини у суді Юрій Бабенко вчора о 16:36
- Як українським компаніям укласти PPA: Європейський досвід та рекомендації для бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 13:27
- Оголошення громадянина померлим в судовому порядку Євген Морозов вчора о 11:06
- Закони зруйнованих домівок: як припинити право власності на знищену нерухомість Світлана Приймак вчора о 10:55
- Адвокатура +5 балів: нові правила професійного розвитку Дмитро Зенкін вчора о 10:40
- Податкова нарахувала податок без підстав: як захистити свої права Павло Васильєв 16.12.2024 15:33
- Реституція сторін за нікчемним договором оренди нерухомого майна Євген Морозов 16.12.2024 11:47
- Диплом за кутом: що не так із фальшивками та системою? Дмитро Зенкін 16.12.2024 10:15
- Пропущені строки звернення до суду військовослужбовцем: що постановив Верховний Суд? Світлана Приймак 16.12.2024 10:10
-
З 1 січня перетнути кордон з оформленою у день виїзду "Зеленою карткою" водії не зможуть
Фінанси 18483
-
Завод, де виробляють Вухастик, перейшов у власність держави
Бізнес 11276
-
Таємниця захмарних ставок. Чому оренда землі в Україні дорожча, ніж в Нідерландах
Бізнес 3902
-
"Колективний бойко" знає, за що зараз бореться
Думка 3677
-
Фонд держмайна визначився з датою приватизації заводу Мотордеталь-Конотоп
Бізнес 3475