Лиссабонская стратегия в контексте европейского курса Украины
Определяя европейский вектор как направление общественного развития, Украине, очевидно, следует ориентироваться и на стратегические цели европейского сообщества, сформулированные в Лиссабонской стратегии.
Единственный путь к достижению прочнойустойчивости жизни –
непрестанное движение вперед.
ГенриЭгард Уоллес
Презентуя«Стратегию реформ - 2020», П. Порошенко заявил, что основная цель этойстратегии - членство Украины в ЕС. Определяя европейский вектор как направлениеобщественного развития, Украине, очевидно, следует ориентироваться и настратегические цели европейского сообщества, сформулированные в Лиссабонскойстратегии.
В 2000 году в Лиссабоне Европейский совет определилдля ЕС цели на следующее десятилетие по созданию самой динамичной в мире экономики,базирующейся на знаниях. Социально-экономической основой достиженияпоставленных задач (по мнению европейских экспертов) должны стать:экономический рост, социальная консолидация и защита окружающей среды.
В рамкахЛиссабонской стратегии было определено 28 основных и 120 дополнительных целей,достижение которых оценивается за 117 показателями. Эти цели можно разбить на 5основных групп:
-создание динамичной экономики, основанной на знаниях;
-увеличение занятости населения;
-обеспечение социальной консолидации;
-улучшение экологии.
К ключевымпоказателям, по которым оценивается результативность внедрения стратегии,относятся:
- размер ВВП на душу населения;
- уровень занятости (общий, женщин,пожилых людей);
- уровень образования молодеживозраста 20-24 лет;
- затраты на научные исследования иразработки;
- сравнительный анализ уровня цен.
Основнымресурсом обеспечения курса Лиссабонской стратегии является экономика знаний,которая реализуется проведением политики, которая отвечает требованиям информационногообщества. Она предусматривает развитие науки, а также ускорение проведенияструктурных реформ и создание единого внутреннего рынка ЕС.
Анализреализации стратегии, ежегодно проводимый Европейским советом, выявляет рядпроблем, которые касаются уровня жизни, занятости (особенно женщин и молодежи),экологии и другого. Например, в таком ключевом стратегическом вопросе какразвитие науки не было выполнено рядзадач. Запланированные отчисления на науку (3% от ВВП) смогли достичь лишь двестраны. В среднем этот показатель по ЕС составляет 2%.
Конечно,Европейский Союз не скрывает тот факт, что Лиссабонская стратегия являетсядостаточно амбициозным планом развития, которому мешают такие факторы, какфинансовый кризис, внешнеполитические факторы, внутренние несогласованости и т.д. Наявность спадов и подъемов является неизбежным в любом динамическомпроцессе, каким является развитие такого непростого политического организма,как ЕС. Но все же нельзя не отметить тот факт, что при всех сложностях, которыеиспытывают развитые демократические страны, ЕС является примером для Украины,которая выбрала свой внешнеполитический курс и должна стремиться к высокимстандартам жизни.
Например, в 2014году финансирование науки в Украине скатилось до 0,25% ВВП. В абсолютных цифрахэто в 1000 раз меньше, чем в США, в 100 раз меньше, чем в России, в 10 разменьше, чем в Польше. Сейчас ситуация с поддержкой отечественной науки иобразования обстоит еще хуже.
В Лиссабонскойстратегии определен основной ресурс, на обеспечения которого и направляютсяусилия социума. Таким образом, европейцы уделяют огромное внимание не толькоэкономическим показателям, но и проблеме единения общества касательно ключевых целейдемократического развития.
К сожалению, дляУкраины вопрос сплоченности граждан стоит сегодня как никогда остро. Необходимоотметить, что консолидация и уровень ценностно-ориентационного единенияопределяется не только масштабностью целей, но и согласованием путей ихдостижения. Прежде всего для этого необходимо единение политических элит, широкое и открытое обсуждение проблем и путейих преодоления, а также развитие ответственного гражданского общества, чтонеразрывно связано с обеспечением доступа граждан к процессу принятияполитических решений.
- От трансфера технологий к инновационному инжинирингу Вільям Задорський вчора о 21:33
- Начинается фаза глобального разгона инфляции и масштабных валютных войн Володимир Стус вчора о 18:53
- Омріяна Перемога: яким українці бачать закінчення війни? Дмитро Пульмановський вчора о 18:12
- Баланс між обставинами злочину та розміром застави Богдан Глядик вчора о 17:09
- Люди в центрі змін: як Франковий університет створює сучасне академічне середовище Віталій Кухарський вчора о 16:32
- Інноваційні виклики та турбулентність операційної моделі "Укрзалізниці" в агрологістиці Юрій Щуклін вчора о 14:16
- Тіньова пластична хірургія в Україні: чому це небезпечно і як врегулювати ринок Дмитро Березовський вчора о 11:30
- Модель нової індустріалізації України Денис Корольов 17.04.2025 20:15
- Історія з "хеппі ендом" або як вдалося зберегти ветеранський бізнес на київському вокзалі Галина Янченко 17.04.2025 16:18
- Ілюзія захисту: чим загрожують несертифіковані мотошоломи Оксана Левицька 17.04.2025 15:23
- Як комплаєнс допомагає громадським організаціям зміцнити довіру та уникнути ризиків Акім Кібновський 17.04.2025 15:17
- Топ криптофрендлі юрисдикцій: де найкраще розвивати криптобізнес? Дарина Халатьян 17.04.2025 14:18
- Червоні прапорці контрагентів у бізнесі Сергій Пагер 17.04.2025 08:44
- Ринок праці України: виклики та тренди 2025 року Ілля Літун 16.04.2025 19:23
- Терези Феміди: статистика виправдувальних вироків в Україні – симптом чи вирок системі? Олександр Крайз 16.04.2025 17:10
-
Оприлюднено текст меморандуму щодо угоди про копалини
Фінанси 13326
-
Потужність Rheinmetall в Україні значно перевищить заплановані 150 000 снарядів на рік
Бізнес 12161
-
FT: Raiffeisen призупинив продаж російської "дочки" через зближення США та РФ
Фінанси 5150
-
"Червоні двері, жовті двері": небезпечна гра серед підлітків чи черговий тренд із TikTok
Життя 4399
-
Сто днів на відповідь: став остаточно зрозумілим дедлайн Трампа для Путіна
Думка 4042