Все – на приватизацию!
Делаются ли наспех хорошие вещи? Таким вопросом невольно задаешься, изучая составленную Камбином и утвержденную украинским парламентом Государственную программу приватизации на 2012-2014 гг.
Делаются ли наспех хорошие вещи? Таким вопросом невольно задаешься, изучая составленную Камбином и утвержденную украинским парламентом Государственную программу приватизации на 2012-2014 гг. Цель ее, согласно тексту документа, - содействие оптимизации доли государственного сектора экономики в условиях рынка, повышение эффективности экономики и усиление ее конкурентоспособности. Формулировка, под которую можно подвести едва ли не любой конечный эффект. В таком же виде находим ее в разделе пятом Закона о госпрограмме приватизации «Ожидаемые результаты»: «Выполнение Программы даст возможность …оптимизировать государственный сектор, уменьшить нагрузку на государство по управлению государственным сектором экономики, что обеспечит повышение эффективности управления».
Далее следует некоторая конкретизация планов правительства по денационализации: долю государства в экономике планируется сократить с нынешних 37 до 25-30% ВВП. Трудно облечь эту цифру в более наглядные показатели, поскольку ВВП – величина переменная и плохо поддающаяся планированию. Однако можно точно говорить, что ожидающие нас перемены в сфере управления госсобственностью весьма значительны. Сокращение на 7% (с 37 до 30) общей доли государства в экономике составляет пятую часть всего государственного имущества на сегодняшний день. Сокращение же на 12% (с 37 до 25) – больше четверти текущего объема госдоли. А срок выполнения программы, напомним, - всего 3 года.
За этот срок государство, согласно закону, должно избавиться от объектов, которые являются «избыточными» для выполнения государственных функций, не пользуются спросом у покупателя, являются убыточными или малорентабельными. Но исчерпывающего перечня таковых Закон не содержит. Список планируемых к приватизации объектов в перспективе будет вынесен на суд Рады отдельным законопроектом. Сегодня от докладчиков утвержденной программы известно лишь одно: кроме основной массы госимущества, подлежащего денационализации, в ее рамках планируется разрешить продажу около 700 объектов из списка в количестве 1600 объектов ныне запрещенных к приватизации.
Технически обеспечить стремительность процесса призваны нормы Закона о госпрограмме приватизации по упрощению процедур подготовки объектов к приватизации и способов ее осуществления. Среди последних – дробление пакетов акций меньше 25% от уставного капитала для продажи на биржах, продажа по цене фактического спроса без ограничения минимальной цены и продажа без объявления цены. Вторая и третья упомянутые меры как минимум угрожают прозрачности процесса, особенно с учетом того, что критерии отнесения объектов к числу не пользующихся спросом на рынке (на которые и рассчитаны эти меры) нигде не прописаны.
Продажа по цене фактического спроса – это, по сути, уценка объектов самим государством. Еще любопытней процедура продажи без объявления цены: при наличии одной заявки на приобретение объекта ее инициатор признается покупателем независимо от предложенной им цены, при наличии двух и более – инициатор заявки с максимальной предложенной ценой.
Выходит, что цену на объекты государственной собственности формирует покупатель, и будет ли она наделена потенциалом к возрастанию (т.е. будут ли торги производиться в виде открытого аукциона или в виде конкурса заявок) – не известно. Кроме того, Закон о Госпрограмме предполагает содействие привлечению к приватизации гособъектов, подлежащих приватизации, а также земельных участков, на которых они расположены. Поэтому есть вероятность, что приватизируя формально убыточное предприятие, покупатель за копейки изымет из государственной собственности лакомый участок земли и сможет распоряжаться им на свое усмотрение. В том числе – перепродать его по реальной цене.
Среди положительных нововведений Закона – увеличение размера контрольного пакета акций для объектов группы «Г» (сюда, согласно Закону о Программе приватизации на 2000-2002 гг., относятся объекты, занимающие монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном рынке соответствующих товаров или услуг, либо имеющие стратегическое значение для экономики и безопасности государства) до 60% + 1 акция.
Но сам механизм приватизации таких объектов несколько пострадал по сравнению с Программой 2000-2002 года. Из текста исчезло понятие «квалификационных требований к участникам конкурса», вместо него появилась формулировка «условия послеприватизационного использования объектов, а также требования к покупателям», в процессе проведения конкурса планируется учитывать «поданные покупателями бизнес-планы развития предприятий после приватизации».
Этот момент также затрудняет соблюдение прозрачности и чистоты процесса денационализации. Ведь квалификационные требования – то, без чего объект не продадут претенденту, тогда как наипривлекательнейший бизнес-план (способный склонить конкурсную комиссию к продаже объекта определенному лицу) – лишь перспектива, осуществление которой не гарантирует даже подпись покупателя под послеприватизационными обязательствами.
И еще раз про спешку. При голосовании за сопутствующий Проект Закона «О внесении изменений в некоторые Законы Украины по вопросам приватизации относительно реализации положений Государственной программы приватизации на 2011-2014 гг.» (регистрационный номер 9520) во втором чтении и в целом, Рада поддержала устную поправку депутата Сергея Осыки, приведшую в смятение видавших виды законников.
Цитата из стенограммы заседания: «Я предлагаю добавить к этому [п. 6 Заключительных положений] в качестве третьего абзаца еще такие слова «Позиции 90, 143, 325, 329 раздела XXVI Приложения к Закону Украины №574-VI «Ведомости Верховной Рады Украины» (от 2009 года, №8, стр. 105)»». Речь идет о Законе «О Перечне памятников культурного наследия, не подлежащих приватизации», в котором нет ни XXVI раздела, ни нумерации позиций. Что именно исключила из списка запрещенных к приватизации объектов Верховная Рада, возможно, рассудит Президент, на подпись которому направлен утвержденный документ.
Кроме Закона №9520, в рамках выполнения Программы, к рассмотрению в парламенте готовятся проекты №9713 «О внесении изменений в некоторые Законы Украины по вопросам приватизации» (инициатор - КМУ), №9664 «О внесении изменений в Закон Украины «Про перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» (относительно отдельных объектов права государственной собственности)» (инициатор – депутат А.Козуб), №9412 «Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий». А 9 декабря прошлого года принята новая редакция Закона «О Фонде государственного имущества Украины», фактически подчинившая ФГИУ Президенту Украины.
В рамках объективного анализа мы не имеем оснований расценивать форсирование процесса денационализации как курс на дележ государственного имущества в определенных бизнес-кругах, но вынуждены признать – такая поспешность настораживает. Правда, с учетом общих объемов госреформирования, запланированных властью, поспешность выглядит естественной, ведь неизвестно, какой срок отведен ей украинским народом. Однако при этом необходимо принимать во внимание большую вероятность непреднамеренных ошибок в регулировании намеченных мер.
Так или иначе, к концу третьего этапа Программы (2014 год) планируется «завершение приватизации как широкомасштабного социально-экономического процесса» и привлечь в экономику Украины 40-60 млрд. гривен.
- Ти не зобов’язаний знати все, але зобов’язаний знати, де знайти потрібну інформацію Дмитро Зенкін 10:14
- Аудит українських надр. Відзив "сплячих" ліцензій. Передача надр іноземцям Віталій Соловей вчора о 22:24
- Чому корпоративна форма – це не про одяг, а про людей: новий підхід до HR у медицині Павло Астахов вчора о 19:05
- Як підготуватися до співпраці з дизайнером: 5 кроків до успішного ресторану Алеся Карнаухова вчора о 12:54
- Поточні проблеми тайм-менеджменту власників малого та середнього бізнесу в Україні Катерина Мілютенко вчора о 12:45
- Договір між батьками стосовно дитини: філософія та роздуми Світлана Приймак вчора о 09:55
- Стоїцизм папороті у перетвореннях декартової геометрії Олег Короташ вчора о 07:22
- Податкові пільги як драйвер розвитку молодіжного підприємництва: досвід Польщі Юлія Мороз 26.03.2025 14:59
- Шукати ресурси для повоєнної відбудови потрібно вже зараз Дмитро Соболєв 26.03.2025 13:33
- Законопроєкт 13120 позбавляє дітей конституційного права на освіту Лариса Білозір 26.03.2025 11:51
- Як зміни в лісовому законодавстві ЄС вплинуть на "зелене" повоєнне відновлення України Олена Криворучкіна 26.03.2025 10:57
- Тіні хаосу: що об’єднує архітекторів руйнувань і влади? Дмитро Зенкін 26.03.2025 09:56
- Коли батьківство тане в сутінках: закон як останній промінь Світлана Приймак 26.03.2025 09:55
- Контролюйте землю безпечно Сергій Пагер 25.03.2025 12:37
- Лише 160 світових брендів не хочуть мати імідж "спонсора тероризму" Володимир Горковенко 25.03.2025 11:34
- Полтавський Мамай, СБУ, "октябрята", ДБР… Що скаже Вища рада правосуддя? 821
- Законопроєкт 13120 позбавляє дітей конституційного права на освіту 186
- Чому нас має навчити замороження USAID і "Голосу Америки"? 137
- Податкові пільги як драйвер розвитку молодіжного підприємництва: досвід Польщі 97
- Резервні копії під загрозою. Що ви можете зробити прямо зараз 86
-
Путін зірвав переговори: що далі
Думка 4216
-
Злочин без кари. Як Трамп хоче миру ціною України, і куди це веде світ
4106
-
Глава TotalEnergies "не здивується", якщо Північний потік відновлять
Бізнес 3952
-
Торгові війни Трампа: які країни найбільше постраждають від мит США — інфографіка
Інфографіка 3678
-
Як німці з досвідом роботи в Росії розширюють контакти з Україною
3422