Все – на приватизацию!
Делаются ли наспех хорошие вещи? Таким вопросом невольно задаешься, изучая составленную Камбином и утвержденную украинским парламентом Государственную программу приватизации на 2012-2014 гг.
Делаются ли наспех хорошие вещи? Таким вопросом невольно задаешься, изучая составленную Камбином и утвержденную украинским парламентом Государственную программу приватизации на 2012-2014 гг. Цель ее, согласно тексту документа, - содействие оптимизации доли государственного сектора экономики в условиях рынка, повышение эффективности экономики и усиление ее конкурентоспособности. Формулировка, под которую можно подвести едва ли не любой конечный эффект. В таком же виде находим ее в разделе пятом Закона о госпрограмме приватизации «Ожидаемые результаты»: «Выполнение Программы даст возможность …оптимизировать государственный сектор, уменьшить нагрузку на государство по управлению государственным сектором экономики, что обеспечит повышение эффективности управления».
Далее следует некоторая конкретизация планов правительства по денационализации: долю государства в экономике планируется сократить с нынешних 37 до 25-30% ВВП. Трудно облечь эту цифру в более наглядные показатели, поскольку ВВП – величина переменная и плохо поддающаяся планированию. Однако можно точно говорить, что ожидающие нас перемены в сфере управления госсобственностью весьма значительны. Сокращение на 7% (с 37 до 30) общей доли государства в экономике составляет пятую часть всего государственного имущества на сегодняшний день. Сокращение же на 12% (с 37 до 25) – больше четверти текущего объема госдоли. А срок выполнения программы, напомним, - всего 3 года.
За этот срок государство, согласно закону, должно избавиться от объектов, которые являются «избыточными» для выполнения государственных функций, не пользуются спросом у покупателя, являются убыточными или малорентабельными. Но исчерпывающего перечня таковых Закон не содержит. Список планируемых к приватизации объектов в перспективе будет вынесен на суд Рады отдельным законопроектом. Сегодня от докладчиков утвержденной программы известно лишь одно: кроме основной массы госимущества, подлежащего денационализации, в ее рамках планируется разрешить продажу около 700 объектов из списка в количестве 1600 объектов ныне запрещенных к приватизации.
Технически обеспечить стремительность процесса призваны нормы Закона о госпрограмме приватизации по упрощению процедур подготовки объектов к приватизации и способов ее осуществления. Среди последних – дробление пакетов акций меньше 25% от уставного капитала для продажи на биржах, продажа по цене фактического спроса без ограничения минимальной цены и продажа без объявления цены. Вторая и третья упомянутые меры как минимум угрожают прозрачности процесса, особенно с учетом того, что критерии отнесения объектов к числу не пользующихся спросом на рынке (на которые и рассчитаны эти меры) нигде не прописаны.
Продажа по цене фактического спроса – это, по сути, уценка объектов самим государством. Еще любопытней процедура продажи без объявления цены: при наличии одной заявки на приобретение объекта ее инициатор признается покупателем независимо от предложенной им цены, при наличии двух и более – инициатор заявки с максимальной предложенной ценой.
Выходит, что цену на объекты государственной собственности формирует покупатель, и будет ли она наделена потенциалом к возрастанию (т.е. будут ли торги производиться в виде открытого аукциона или в виде конкурса заявок) – не известно. Кроме того, Закон о Госпрограмме предполагает содействие привлечению к приватизации гособъектов, подлежащих приватизации, а также земельных участков, на которых они расположены. Поэтому есть вероятность, что приватизируя формально убыточное предприятие, покупатель за копейки изымет из государственной собственности лакомый участок земли и сможет распоряжаться им на свое усмотрение. В том числе – перепродать его по реальной цене.
Среди положительных нововведений Закона – увеличение размера контрольного пакета акций для объектов группы «Г» (сюда, согласно Закону о Программе приватизации на 2000-2002 гг., относятся объекты, занимающие монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном рынке соответствующих товаров или услуг, либо имеющие стратегическое значение для экономики и безопасности государства) до 60% + 1 акция.
Но сам механизм приватизации таких объектов несколько пострадал по сравнению с Программой 2000-2002 года. Из текста исчезло понятие «квалификационных требований к участникам конкурса», вместо него появилась формулировка «условия послеприватизационного использования объектов, а также требования к покупателям», в процессе проведения конкурса планируется учитывать «поданные покупателями бизнес-планы развития предприятий после приватизации».
Этот момент также затрудняет соблюдение прозрачности и чистоты процесса денационализации. Ведь квалификационные требования – то, без чего объект не продадут претенденту, тогда как наипривлекательнейший бизнес-план (способный склонить конкурсную комиссию к продаже объекта определенному лицу) – лишь перспектива, осуществление которой не гарантирует даже подпись покупателя под послеприватизационными обязательствами.
И еще раз про спешку. При голосовании за сопутствующий Проект Закона «О внесении изменений в некоторые Законы Украины по вопросам приватизации относительно реализации положений Государственной программы приватизации на 2011-2014 гг.» (регистрационный номер 9520) во втором чтении и в целом, Рада поддержала устную поправку депутата Сергея Осыки, приведшую в смятение видавших виды законников.
Цитата из стенограммы заседания: «Я предлагаю добавить к этому [п. 6 Заключительных положений] в качестве третьего абзаца еще такие слова «Позиции 90, 143, 325, 329 раздела XXVI Приложения к Закону Украины №574-VI «Ведомости Верховной Рады Украины» (от 2009 года, №8, стр. 105)»». Речь идет о Законе «О Перечне памятников культурного наследия, не подлежащих приватизации», в котором нет ни XXVI раздела, ни нумерации позиций. Что именно исключила из списка запрещенных к приватизации объектов Верховная Рада, возможно, рассудит Президент, на подпись которому направлен утвержденный документ.
Кроме Закона №9520, в рамках выполнения Программы, к рассмотрению в парламенте готовятся проекты №9713 «О внесении изменений в некоторые Законы Украины по вопросам приватизации» (инициатор - КМУ), №9664 «О внесении изменений в Закон Украины «Про перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» (относительно отдельных объектов права государственной собственности)» (инициатор – депутат А.Козуб), №9412 «Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий». А 9 декабря прошлого года принята новая редакция Закона «О Фонде государственного имущества Украины», фактически подчинившая ФГИУ Президенту Украины.
В рамках объективного анализа мы не имеем оснований расценивать форсирование процесса денационализации как курс на дележ государственного имущества в определенных бизнес-кругах, но вынуждены признать – такая поспешность настораживает. Правда, с учетом общих объемов госреформирования, запланированных властью, поспешность выглядит естественной, ведь неизвестно, какой срок отведен ей украинским народом. Однако при этом необходимо принимать во внимание большую вероятность непреднамеренных ошибок в регулировании намеченных мер.
Так или иначе, к концу третьего этапа Программы (2014 год) планируется «завершение приватизации как широкомасштабного социально-экономического процесса» и привлечь в экономику Украины 40-60 млрд. гривен.
- А "осадочек" лишився. Або три питання до держави через справу Archer Галина Янченко вчора о 14:37
- Як зробити зустрічі ефективними: правила, що економлять час і дають результат Олександр Скнар вчора о 09:20
- Синдром 3I/ATLAS Володимир Стус 15.09.2025 21:34
- Сайт як стратегічний сейлз-інструмент: чому бізнесу потрібна власна платформа Ярослав Халецький 15.09.2025 18:27
- Висновок експерта у галузі права: правова природа та оцінка судовою практикою Леся Дубчак 15.09.2025 16:17
- Як українці тікають у світ симулякрів, коли небо стає все дірявішим Максим Гардус 15.09.2025 14:23
- Україна після розпаду СРСР: західні припущення та наслідки для економіки Сергій Дідковський 15.09.2025 13:59
- Суперфуди made in Ukraine: чи може Україна стати експортером нової "їжі здоров’я"? Наталія Павлючок 15.09.2025 08:58
- Eнергетичний дарвінізм: юридична стратегія M&A в умовах кризи Ростислав Никітенко 14.09.2025 21:07
- Життя починається за межами зони комфорту: як наважитися на зміни Олександр Скнар 14.09.2025 13:00
- Інвестори "Аркади": ілюзія добудови та реальність судових процесів Арсен Маринушкін 13.09.2025 17:30
- Як готелю вижити без світла і тепла: уроки енергетичної автономії Роман Сидоренко 13.09.2025 13:40
- Правда, Пятачок? Володимир Стус 12.09.2025 20:42
- Зняття Трампом санкцій з авіакомпанії "Белавіа", це черговий крок на зустріч путіну Андріян Фітьо 12.09.2025 17:51
- Соціальні пріоритети програми дій Уряду на 2025-2026 рік Андрій Павловський 12.09.2025 17:12
- Соціальні пріоритети програми дій Уряду на 2025-2026 рік 389
- "М’які" компетентності за жорсткими стандартами: координати довіри в оцінюванні суддів 336
- Дипломатія кадрових помилок 317
- Всередині бульбашки: як соціальні медіа спотворюють політичну реальність 141
- Культура бідкання: як історична травма формує українську економіку 135
-
10 найкращих образів премії "Еммі": Скарлетт Йоганссон, Селена Гомес і Педро Паскаль
Життя 9732
-
Порт індійської Adani не взяв на розвантаження танкер з російською нафтою – Reuters
Бізнес 5930
-
Що таке "медовий бронд" і як Кейт Міддлтон зробила його кольором 2025 року
Життя 4346
-
Мінус 100 мільярдів гривень. Хто заплатить за боргову кризу в енергетиці
Бізнес 4265
-
МВФ запропонував Україні переглянути оподаткування посилок – Гетманцев
Фінанси 3324