Мой рецепт для АвтоКрАЗа: а есть ли проблема на самом деле?
В последние дни в СМИ активно обсуждается ситуация вокруг исчезновения хранителя акций ОАО “ХК “АвтоКрАЗ”. Изучив доступную в Интернет источниках информацию, не могу не поделиться своими собственными наблюдениями, которые для данной ситуации имеют, по мое
В последние дни в СМИ активно обсуждается ситуация вокруг исчезновения хранителя акций ОАО “ХК “АвтоКрАЗ”. Изучив доступную в Интернет источниках информацию, не могу не поделиться своими собственными наблюдениями, которые для данной ситуации имеют, по моему мнению, решающую роль. Так как проблемы-то, по сути, и нет.
Итак, по информации СМИ исчезновение хранителя акций АвтоКрАЗА привело к тому, что оборот ценных бумаг этого эмитента, проводившего процесс дематериализации акций, стал невозможен на неопределенное время. При этом прекращение оборота было связанно с тем, что хранителям ценных бумаг разрешается проводить операции с дематериализованными акциями только после получения от депозитария уведомления о завершении дематериализации. Эта норма предусмотрена п. 4.7. Положения о порядке переведения выпуска именных акций документарной формы существования в бездокументарную форму существования (дальше – Положение), утвержденного Решением ГКЦБФР № 98 от 30.06.2000 г. (в редакции Решения ГКЦБФР №1757 от 23.11.2010 года вступившей в силу 31.12.2010 год (дальше – Изменения)).
В свою очередь, депозитарий направляет такое уведомление хранителям только после получения сообщения о том, что они в своих системах депозитарного учета исполнили предыдущее распоряжение депозитария о проведении дематериализации акций. Такое сообщение должны направить все хранители и депозитарии-корреспонденты, зарегистрированные в реестре собственников на дату прекращения ведения реестра, а также хранители, которые ведут учет обездвиженных бумаг выпуска, который дематериализуется.
В случае, который живо обсуждается в Интернете, один из хранителей эмитента, выпуск которого дематериализуется, вот уже пол года не присылает депозитарию сообщения о проведении им дематериализации акций, и вообще связь с этим хранителем прервалась. Соответственно, оборот ценных бумаг невозможен, а дальнейшая судьба эмитента в опасности. Такие выводы могут показаться логичными для людей не очень глубоко знающих процедуру дематериализации акций. Однако давайте разберемся в этом подробнее.
Эмитент, о котором идет речь, принимал решение о дематериализации еще в начале декабря 2010 года. Об этом свидетельствуют данные протокола №20, размещенного на сайте АвтоКрАЗа. На тот момент действовало Положение в редакции Решения ГКЦБФР № 955 от 14.11.2008 года.
Согласно Разъяснению ГКЦБФР № 4 от 31.03.2011 года на проведение процедуры дематериализации, решение о которой было принято до вступления в силу Изменений, распространяются нормы, действующие на момент принятия решения о ней.
Теперь давайте разберемся – что же такое дематериализация и когда она заканчивается?
В соответствии с п. 1.4. Положения (во всех его редакциях, которые мы рассматриваем) дематериализация – это комплекс действий по переведению выпуска акций в бездокументарную форму. Само понятие «завершение дематериализации» было введено Изменениями. До Изменений Положение не содержало таких норм. То есть, во время принятия эмитентом решения о дематериализации не существовало понятия «завершение дематериализации». В тот период, вместо термина «завершение дематериализации» принципиальным считался момент, когда акции будут обслуживаться в бездокументарной форме.
Так с какого же момента ценные бумаги начинают обслуживаться в бездокументрной системе учета?
На этот вопрос нам дает ответ Разъяснение ГКЦБФР №11 от 20.10.2010 года. Согласно документу, выпуск, все акции которого существуют исключительно в бездокументарной форме по результатам принятого эмитентом решения о дематериализации, считается таковым после депонирования в избранном эмитентом депозитарии глобального сертификата, который будет подтверждением права на осуществление операций с акциями этого выпуска в Национальной депозитарной системе Украины.
Таким образом, поскольку на момент принятия решения эмитентом о дематериализации не существовало понятия «завершение дематериализации», то независимо от появления такого определения в последствии, акции такого эмитента могут оборачиваться в бездокументарной форме после депонирования таким эмитентом глобального сертификата в избранном им депозитарии. При этом никому никакого уведомления о завершении дематериализации ждать не нужно.
Учитывая вышеизложенные факты, такой вывод напрашивается сам собой. И мне сложно поверить, что никто из людей консультирующих участников процесса дематериализации подобные вещи может не знать.
Скорее, стоит говорить о том, что в ситуации с АвтоКрАЗом вопрос перешел из плоскости юридической в плоскость борьбы бизнес интересов. Поэтому, подобные голословные с позиции права заявления направлены на то, чтобы оборот акций бездокументарной формы существования эмитента, о котором идет речь, так и не начался.
P.S. Упреждая вопрос о том, что такое Разъяснение ГКЦБФР и почему на нем можно строить позицию, приведу следующее.
Согласно п. 23 ч. 2 ст. 7 Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» к компетенции ГКЦБФР относится разъяснения порядка применения действующего законодательства о ценных бумагах и акционерных обществах. Поскольку ни один нормативный акт не содержит аналогичных прав для других органов, Комиссия – единственный орган, который уполномочен объяснять, как нужно применять законодательство о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах.
При этом в данной ситуации Разъяснения ГКЦБФР излагают единственно правильный подход к применению законодательства о рынке ценных бумаг и акционерных обществах. Все остальные точки зрения имеют право на жизнь только на теоретическом уровне, а применять законодательство о рынке ценных бумаг и акционерных обществах нужно в соответствии с Разъяснениями Комиссии.
- Нова ера на енергетичних ринках: кінець диктатури цін Ксенія Оринчак 16:49
- Український бізнес на Близькому Сході: культура, право і підводні камені Олена Широкова 16:12
- Замість реформи – репертуар. Замість дій – кастинг на премʼєра Дана Ярова 15:54
- Преюдиційне значення рішення МКАС при ТПП України для інших спорів: правовий аналіз Валентина Слободинска 14:47
- Чому бізнес-коучинг стає все більш затребуваним? Олександр Скнар 14:27
- Негаторний чи віндикаційний позов: який спосіб захисту обрати у земельному спорі? Андрій Лотиш 14:03
- З житлом і роботою: як змінюється філософія проєкту "Прихисток" Галина Янченко 13:59
- 5 найтиповіших помилок при впровадженні електронного документообігу Олександр Вернигора 12:47
- Енергоринок України 2025, коли прийдуть європейські трейдери Ростислав Никітенко вчора о 21:07
- 2025-й: нові провали без нових прізвищ Дана Ярова вчора о 18:49
- Справи про міжнародне викрадення дітей в світлі практики Верховного Суду Леся Дубчак вчора о 18:09
- Мідь – новий барометр глобальних трансформацій Ксенія Оринчак вчора о 15:29
- Договір про рекламні послуги: наслідки порушень у судовій практиці Сергій Барбашин вчора о 11:19
- Медіація у бізнесі: чи готові українські компанії до альтернативних рішень? Катерина Присяжнюк вчора о 11:09
- Військово-економічна пастка: чому зламався бум РФ Христина Кухарук 06.07.2025 05:10
- Готують підвищення тарифів для населення 689
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 405
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 179
- Військово-економічна пастка: чому зламався бум РФ 127
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? 102
-
10 липня зійде Оленяча повня: о котрій її спостерігати
Життя 12749
-
Не картайте себе за стрес. Поради від експерток, як впоратися з високим рівнем кортизолу
Життя 10291
-
Від поранення до власної справи: історія ветерана Федора Самбурського
Життя
4810 -
Психологія мільярдерів: чому вони купують наддорогі речі і навіщо їм це
Життя 4807
-
Батьки першокласників отримають по 5000 грн від держави: деталі
Фінанси 4125