Мой рецепт для АвтоКрАЗа: а есть ли проблема на самом деле?
В последние дни в СМИ активно обсуждается ситуация вокруг исчезновения хранителя акций ОАО “ХК “АвтоКрАЗ”. Изучив доступную в Интернет источниках информацию, не могу не поделиться своими собственными наблюдениями, которые для данной ситуации имеют, по мое
В последние дни в СМИ активно обсуждается ситуация вокруг исчезновения хранителя акций ОАО “ХК “АвтоКрАЗ”. Изучив доступную в Интернет источниках информацию, не могу не поделиться своими собственными наблюдениями, которые для данной ситуации имеют, по моему мнению, решающую роль. Так как проблемы-то, по сути, и нет.
Итак, по информации СМИ исчезновение хранителя акций АвтоКрАЗА привело к тому, что оборот ценных бумаг этого эмитента, проводившего процесс дематериализации акций, стал невозможен на неопределенное время. При этом прекращение оборота было связанно с тем, что хранителям ценных бумаг разрешается проводить операции с дематериализованными акциями только после получения от депозитария уведомления о завершении дематериализации. Эта норма предусмотрена п. 4.7. Положения о порядке переведения выпуска именных акций документарной формы существования в бездокументарную форму существования (дальше – Положение), утвержденного Решением ГКЦБФР № 98 от 30.06.2000 г. (в редакции Решения ГКЦБФР №1757 от 23.11.2010 года вступившей в силу 31.12.2010 год (дальше – Изменения)).
В свою очередь, депозитарий направляет такое уведомление хранителям только после получения сообщения о том, что они в своих системах депозитарного учета исполнили предыдущее распоряжение депозитария о проведении дематериализации акций. Такое сообщение должны направить все хранители и депозитарии-корреспонденты, зарегистрированные в реестре собственников на дату прекращения ведения реестра, а также хранители, которые ведут учет обездвиженных бумаг выпуска, который дематериализуется.
В случае, который живо обсуждается в Интернете, один из хранителей эмитента, выпуск которого дематериализуется, вот уже пол года не присылает депозитарию сообщения о проведении им дематериализации акций, и вообще связь с этим хранителем прервалась. Соответственно, оборот ценных бумаг невозможен, а дальнейшая судьба эмитента в опасности. Такие выводы могут показаться логичными для людей не очень глубоко знающих процедуру дематериализации акций. Однако давайте разберемся в этом подробнее.
Эмитент, о котором идет речь, принимал решение о дематериализации еще в начале декабря 2010 года. Об этом свидетельствуют данные протокола №20, размещенного на сайте АвтоКрАЗа. На тот момент действовало Положение в редакции Решения ГКЦБФР № 955 от 14.11.2008 года.
Согласно Разъяснению ГКЦБФР № 4 от 31.03.2011 года на проведение процедуры дематериализации, решение о которой было принято до вступления в силу Изменений, распространяются нормы, действующие на момент принятия решения о ней.
Теперь давайте разберемся – что же такое дематериализация и когда она заканчивается?
В соответствии с п. 1.4. Положения (во всех его редакциях, которые мы рассматриваем) дематериализация – это комплекс действий по переведению выпуска акций в бездокументарную форму. Само понятие «завершение дематериализации» было введено Изменениями. До Изменений Положение не содержало таких норм. То есть, во время принятия эмитентом решения о дематериализации не существовало понятия «завершение дематериализации». В тот период, вместо термина «завершение дематериализации» принципиальным считался момент, когда акции будут обслуживаться в бездокументарной форме.
Так с какого же момента ценные бумаги начинают обслуживаться в бездокументрной системе учета?
На этот вопрос нам дает ответ Разъяснение ГКЦБФР №11 от 20.10.2010 года. Согласно документу, выпуск, все акции которого существуют исключительно в бездокументарной форме по результатам принятого эмитентом решения о дематериализации, считается таковым после депонирования в избранном эмитентом депозитарии глобального сертификата, который будет подтверждением права на осуществление операций с акциями этого выпуска в Национальной депозитарной системе Украины.
Таким образом, поскольку на момент принятия решения эмитентом о дематериализации не существовало понятия «завершение дематериализации», то независимо от появления такого определения в последствии, акции такого эмитента могут оборачиваться в бездокументарной форме после депонирования таким эмитентом глобального сертификата в избранном им депозитарии. При этом никому никакого уведомления о завершении дематериализации ждать не нужно.
Учитывая вышеизложенные факты, такой вывод напрашивается сам собой. И мне сложно поверить, что никто из людей консультирующих участников процесса дематериализации подобные вещи может не знать.
Скорее, стоит говорить о том, что в ситуации с АвтоКрАЗом вопрос перешел из плоскости юридической в плоскость борьбы бизнес интересов. Поэтому, подобные голословные с позиции права заявления направлены на то, чтобы оборот акций бездокументарной формы существования эмитента, о котором идет речь, так и не начался.
P.S. Упреждая вопрос о том, что такое Разъяснение ГКЦБФР и почему на нем можно строить позицию, приведу следующее.
Согласно п. 23 ч. 2 ст. 7 Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» к компетенции ГКЦБФР относится разъяснения порядка применения действующего законодательства о ценных бумагах и акционерных обществах. Поскольку ни один нормативный акт не содержит аналогичных прав для других органов, Комиссия – единственный орган, который уполномочен объяснять, как нужно применять законодательство о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах.
При этом в данной ситуации Разъяснения ГКЦБФР излагают единственно правильный подход к применению законодательства о рынке ценных бумаг и акционерных обществах. Все остальные точки зрения имеют право на жизнь только на теоретическом уровне, а применять законодательство о рынке ценных бумаг и акционерных обществах нужно в соответствии с Разъяснениями Комиссии.
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін вчора о 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз вчора о 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов вчора о 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
-
Віктор Ющенко та партнери відчужили право на видобуток газу на Полтавщині
Бізнес 147111
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21153
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 8843
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7637
-
Найбільший роботодавець і платник податків Херсонської області збанкрутував через війну
Бізнес 6136