Газета как социальная привычка
Сейчас много говорят о том, что печатная пресса вымирает, и ее вытесняет интернет.
Действительно, после кризиса 2008 года очень большое количество печатных газет и журналов прекратили свое существование. Давайте вспомним «Галицкие контракты», «Профиль», «Инвестгазету», «Столичные новости», «Газету по-киевски», «Спорт Экспресс», «Рабочую газету», из недавних - «Сегодня» и «Зеркало недели». Те, кто еще остался, перешли на более редкую периодичность, сократили тиражи и заметно «похудели».
Любой рынок переживает этапы зарождения, роста, зрелости и упадка. Так можно сказать, что из категорий «ТВ», «Интернет», «Радио» и «Печатная пресса», две первых находятся в стадии зрелости, а две последних – в стадии упадка. Причины этому, прежде всего, экономические – с развитием диджитализации рекламные бюджеты уходят в интернет, а печать и доставка периодики по всей стране остается недешевой.
Нельзя сказать, что такие трансформации – сугубо украинское явление. В США после 2008 года точно также не вся периодика прошла испытание диджитализацией. На плаву c сокращенными тиражами остались такие авторитеты как Washington Post, New York Times и Wall Street Journal, но вместе с тем ушли в онлайн Washington Post Express, The Christian Science Monitor, Newsweek, U.S.News & World Report и др. На середину 2008 года в штатах насчитывалось 1.422 ежедневных газеты и 6.253 еженедельника. До конца года по стране было уволено 16.000 журналистов, несколько крупных издательств прекратили свое существование, а за 2009 год в общем было закрыто около полусотни газет и почти 400 журналов, включая многомиллионники.
По данным Министерства юстиции, в 2008 году в Украине было зарегистрировано 30.000 печатных изданий, однако по факту выходило около 5000. По состоянию на первое полугодие 2019 года их осталось 3.143. Часть из них – коммунальные - закрылись в рамках «медийной реформы» 2016 года.
Переход в онлайн для них остается таким же испытанием, ведь рынок интернет-СМИ уже достаточно перегружен и слабо контролируем. К тому же за читателя борются не только информационные сайты, а и блогеры, которые все стремительнее занимают нишу СМИ.
Скорее всего, в итоге точно останется периодика, которая несет в себе не только информационную, а и эстетическую функции – например, глянцевые журналы, которые приятно держать в руках. Ведь с появлением электронных книг также пророчили бумажным изданием забвение, тем не менее, книжный рынок развивается, поскольку достаточно много людей, привыкших к тактильному ощущению страниц. С появлением кино ожидали ухода в историю театральных постановок, но театры и сейчас чрезвычайно популярны, потому что можно почувствовать живую энергетику актеров.
Печатная газета – это социальная привычка. И она до сих пор побеждает там, куда не добрался интернет. На бортах самолетов часто есть подборки газет и журналов, чтобы пассажиру было чем заняться, пока в облаках нет интернета. В селах, где до сих пор не везде есть wi-fi, особенно у старшего поколения, а привычка взять в руки газету осталась с молодости.
Для полной смены социальных привычек должна пройти смена поколений – конечно, если мы говорим о естественных процессах. Чтобы рынок печатной прессы окончательно умер, должны пройти десятилетия, а пока газеты и журналы, уступая интернету новостным форматом, оставляют за собой преимущество своей аналитичностью. В силу ограниченного количества знаков, печатные тексты остаются более сконцентрированными по сути, а периодика воспринимается как строгий документ с «силой печатного слова».
- Договір між батьками стосовно дитини: філософія та роздуми Світлана Приймак 09:55
- Стоїцизм папороті у перетвореннях декартової геометрії Олег Короташ 07:22
- Податкові пільги як драйвер розвитку молодіжного підприємництва: досвід Польщі Юлія Мороз вчора о 14:59
- Шукати ресурси для повоєнної відбудови потрібно вже зараз Дмитро Соболєв вчора о 13:33
- Законопроєкт 13120 позбавляє дітей конституційного права на освіту Лариса Білозір вчора о 11:51
- Як зміни в лісовому законодавстві ЄС вплинуть на "зелене" повоєнне відновлення України Олена Криворучкіна вчора о 10:57
- Тіні хаосу: що об’єднує архітекторів руйнувань і влади? Дмитро Зенкін вчора о 09:56
- Коли батьківство тане в сутінках: закон як останній промінь Світлана Приймак вчора о 09:55
- Контролюйте землю безпечно Сергій Пагер 25.03.2025 12:37
- Лише 160 світових брендів не хочуть мати імідж "спонсора тероризму" Володимир Горковенко 25.03.2025 11:34
- Alibaba і Maersk відкривають нові горизонти у сфері контейнерних перевезень Володимир Гузь 25.03.2025 08:49
- Українська зброя vs українська бюрократія: хто переможе? Галина Янченко 24.03.2025 18:42
- Криза у ланцюгах постачання критичних мінералів: виклики та можливості для України Ксенія Оринчак 24.03.2025 18:22
- Комерційний арбітраж на енергоринку ЄС: як захистити інтереси українських трейдерів Ростислав Никітенко 24.03.2025 14:33
- Полтавський Мамай, СБУ, "октябрята", ДБР… Що скаже Вища рада правосуддя? Лариса Гольник 24.03.2025 12:54
- Полтавський Мамай, СБУ, "октябрята", ДБР… Що скаже Вища рада правосуддя? 553
- Законопроєкт 13120 позбавляє дітей конституційного права на освіту 156
- Чому нас має навчити замороження USAID і "Голосу Америки"? 136
- Податкові пільги як драйвер розвитку молодіжного підприємництва: досвід Польщі 85
- Резервні копії під загрозою. Що ви можете зробити прямо зараз 84
-
"Шквал" проти "Блискавки". Як Dassault Rafale може потіснити F-35
Технології 16205
-
"Ми дуже розчаровані": Ryanair про ігнорування її плану відновлення польотів в Україні
Бізнес 11238
-
Росія виставила умову послаблення санкцій для перемир'я на морі
Бізнес 3754
-
Злочин без кари. Як Трамп хоче миру ціною України, і куди це веде світ
3679
-
Не переймайтеся, домовленості щодо Чорного моря не працюватимуть. Чому
Думка 2901