Банкротство как спасение бизнеса
Для большинства людей, в том числе представителей бизнеса, банкротство ассоциируется с безвыходной ситуацией и прекращением предпринимательской деятельности. Однако банкротство – это многогранная и глубокая процедура, которая, при правильном подходе, спосо
Для большинства людей, в том числе представителей бизнеса, банкротство ассоциируется с безвыходной ситуацией и прекращением предпринимательской деятельности. Каждый, в зависимости от конкретного случая, пытается найти причину, по которой бизнес оказался на грани краха: некоторые связывают свой провал с последствиями мирового экономического кризиса, а кто-то жалуется на «драконовские» требования Налогового кодекса Украины. Общее только то, что банкротство воспринимается как прощание с бизнесом. Однако банкротство – это многогранная и глубокая процедура, которая, при правильном подходе, способна дать бизнесу новый шанс.
Начать следует по порядку и с самого основного. Процедуру банкротства в Украине регламентирует Закон «О восстановлении платежеспособности должника или признанием его банкротом» (далее - «Закон»). Само даже название нормативного акта уже предусматривает, в первую очередь, механизм защиты хозяйствующего субъекта-должника и его активов с последующим финансовым оздоровлением. При ближайшем рассмотрении видно, что название соответствует сути, хоть это и не так часто бывает в украинском законодательстве.
Во-первых, Закон разрешает освободить должника на определенный срок от выполнения обязательств, в том числе и денежных. Так, своим определением о возбуждении дела о банкротстве, хозяйственный суд вводит мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Данная процедура позволяет должнику избежать бесконтрольного взыскания с него денежных средств, в том числе и по исполнительным документам. Мораторий не позволяет обращение взыскания на имущественные активы должника, защищая их до самого окончания процедуры. Единственным исключением является то, что действие моратория не распространяется на выплату задолженности по заработной плате.
Во-вторых, для должника немаловажным этапом его финансового оздоровления является пресекательный срок на удовлетворение требований кредиторов, который составляет 30 дней с момента выхода объявления в официальном печатном органе (газеты «Урядовый кур'єр», «Голос України») о возбуждении дела о банкротстве. Проще говоря, кредиторы имеют право заявить свои кредиторские требования не позднее окончания 30-дневного срока. Требования, заявленные по истечению указанного срока, не принимаются и считаются погашенными. Как показывает практика, данная процедура позволяет должнику избежать заявления части кредиторских требований, которые списываются определением хозяйственного суда.
В-третьих, Законом устанавливается очередность погашения требований кредиторов. Требования одной очереди погашаются пропорционально количеству кредиторов в этой очереди. И пока требования одной очереди не будут погашены в полном объеме, кредиторы последующих очередей не подлежат удовлетворению. А требования кредиторов, не погашенные по недостаточности активов, считаются погашенными.
В-четвертых, достаточно полезным для должника может оказаться то, что признание банкротом и открытие ликвидационной процедуры, влечет снятие определением суда всех арестов и запретов, наложенных на имущество должника. Скованные активы таким образом освобождаются, создавая новые возможности по выводу бизнеса из замкнутого долгового круга.
Необходимо отметить то, что ключевой фигурой в процедуре банкротства является арбитражный управляющий, который согласно постановления суда выполняет функции ликвидатора, распорядителя имуществом, управляющего санацией. Поэтому для правильной и максимально эффективной реализации процедуры банкротства, а также ее полноценного контроля, необходимо обязательное участие квалифицированного и опытного арбитражного управляющего, который проведет процедуру банкротства в соответствии с поставленными целями в рамках действующего законодательства. Именно от его действий, во время процедуры банкротства, во многом зависит дальнейшая судьба должника. Ведь действия, связанные с составлением реестра требований кредиторов, проведением анализа финансово-хозяйственной деятельности должника, проведением инвентаризации и оценки имущества, организацией и проведением торгов, погашением требований кредиторов, относятся именно к компетенции арбитражного управляющего.
Таким образом, банкротство может быть спасением компании, а не бессмысленным «убийством» бизнеса. Даже в период проведения налоговой реформы, учитывая отсутствие устоявшейся практики применения новой законодательной базы, грамотное банкротство позволяет не только спасти активы, но и сохранить бизнес в целом. Как говорил Парацельс: «Все есть яд, и все есть лекарство – разница только в дозе». В определенном смысле эта фраза применима и к банкротству.
- Компенсація за форму та спорядження: роз’яснення для військовослужбовців Юлія Кабриль вчора о 16:21
- Дует безпеки: як комплаєнс та служба безпеки захищають компанію Ігор Шевцов вчора о 12:50
- Рятівники ухилянтів v судді-викривачі. На чиєму боці Вища рада правосуддя? Лариса Гольник 28.10.2025 19:56
- Мобілізація на папері: чому український бізнес все ще живе в мирний час Дана Ярова 28.10.2025 16:05
- Чому корпоратив треба планувати вже сьогодні та скільки він коштує Олексій Куліков 28.10.2025 14:41
- Радіодиктант без єдності: чому цьогорічний текст викликав хвилю критики Христина Кухарук 27.10.2025 20:14
- Суд захистив право дитини жити з батьком: рішення Верховного Суду Юрій Бабенко 27.10.2025 17:27
- Тренди фінтеху: як технології розширюють можливості малого і середнього бізнесу Любов Даниліна 27.10.2025 14:26
- Правовий статус ембріонів в Україні: як суди визначають межі репродуктивних прав Леся Дубчак 27.10.2025 14:02
- Невдалі ідеї для першого бізнесу Олександр Висоцький 27.10.2025 13:43
- Вихід на європейські ринки: 5 помилок планування рекламних кампаній Станіслав Галандзовський 27.10.2025 12:24
- Детінізація ринку оренди житла: як перетворити "сіру зону" на прозорий сектор Сергій Комнатний 27.10.2025 10:35
- Поклик усередині: що означає жити в русі душі, а не в тиші страху Олександр Скнар 27.10.2025 10:13
- Енергія-привид: юридичні ризики імпорту та генерації для українського бізнесу Ростислав Никітенко 27.10.2025 09:53
- Фінансова стійкість: як організаціям зберігати розвиток після завершення грантів Олександра Смілянець 27.10.2025 06:25
- Радіодиктант без єдності: чому цьогорічний текст викликав хвилю критики 228
- Детінізація ринку оренди житла: як перетворити "сіру зону" на прозорий сектор 186
- Рятівники ухилянтів v судді-викривачі. На чиєму боці Вища рада правосуддя? 142
- Soft skills воєнного часу: як говорити, щоб рятувати життя і зберегти людяність 139
- Чесна конкуренція – це не лише про розбудову ринків: роздуми про політику та легітимність 104
-
Трамп та Сі встановлюють нові правила. П’ять фактів про зустріч, на яку чекали шість років
38038
-
Після санкцій Трампа російський сорт нафти ESPO став дешевшим, ніж Brent
Бізнес 10208
-
Дрон, надрукований на 3D-принтері, розвинув швидкість 585 км/год – відео
Технології 5028
-
Nvidia інвестує $1 млрд у Nokia: акції фінської компанії злетіли на 26%
Бізнес 4841
-
Reuters: Найновіший китайський НПЗ подвоїв імпорт нафти з РФ після введення санкцій
Бізнес 3772
