Станет ли новый закон о закупках драйвером украинской оборонки?
Поможет ли принятие законопроекта "Об оборонных закупках" навести порядок в этой закрытой и проблемной сфере, процессы которой скрыты от общественности государственной тайной?
Рада проголосовала в первом чтении Закон Украины «Об оборонных закупках». По мнению его разработчиков, принятие законопроекта обеспечит эффективную и прозрачную закупку товаров, работ и услуг оборонного назначения, создаст конкурентную среду и предотвратит коррупцию в этой сфере, а также даст развиваться добросовестной конкуренции и обеспечит эффективное, прозрачное планирование, контроль за оборонными закупками… Также Закон предусматривает «гармонизацию законодательства» Украины в сфере оборонных закупок с директивами ЕС. Удивительно, что принятием чрезвычайно нужного в наших реалиях закона парламентарии озаботились не в 2014 г., а лишь в конце 2019 года. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
В последнем рейтинге-2018 Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) по показателям экспорта оружия в период с 2014 по 2018 годы Украина заняла 11 место в мире. При этом исследователи констатируют: по сравнению с 2009-2013 годами наш мировой оружейный экспорт упал с 2,7 % до 1,3%. Еще в 2015 г. мы имели общемировую долю в 3%. Не секрет, что долгое время Украина обеспечивала себе высокие места, распродавая, а затем обслуживая, советское «наследие». И это многих устраивало: можно было не беспокоиться о новых разработках, а просто распечатывать очередные склады. А количество поставленной еще во времена СССР странам Азии и Африки военной техники позволяло не очень-то беспокоиться о будущих заказах – обслуживать такую технику мы умели.
Окончательное понимание того, что оружие пора модернизировать (а лучше менять на новые современные образцы!) пришло после начала боевых действий на востоке страны. Что касается экспортного потенциала, то и тут стало очевидно: старые запасы не бесконечны, любая техника имеет свой ресурс, а нынешних покупателей вряд ли устроят оружейные образцы 70-80 годов прошлого века. Но на модернизацию, разработку и запуск в серию требуются миллиарды долларов. А помимо ограниченных ресурсов, в последние годы проблемой стало отсутствие комплектующих, ведь с советских времен украинский ОПК был «заточен» на самую тесную кооперацию с российскими предприятиями.
Поэтому закон «Об оборонных закупках» ждали многие и ждали давно. Его можно рассматривать, как серьезную попытку структурировать процессы в области закупок вооружений. Например, вводятся такие безусловно нужные вещи, как электронный реестр исполнителей государственных контрактов, трехлетний план закупок товаров, работ и услуг оборонного назначения и сводный годовой план по закрытым процедурам и многое другое.
При этом отечественные производители вооружений ждут (и вполне обоснованно), что закон не только пропишет новые правила игры, но и будет учитывать интересы, прежде всего, отечественных производителей. И подобный лоббизм - необходимость. Очевидно, что даже «Укрборонопром» с сотней предприятий сегодня не может составить конкуренцию западным производителям. Уж слишком разные весовые категории.
В законе достаточно осторожно попытались «дать фору» своим. Например, вводится понятие «локализации производства» - выполнение работ на территории Украины, где 90% персонала наши граждане. При этом локализация производства является одним из критериев (хотя и не основным) при оценке участников во время закупок. Предусмотрено заключение компенсационных (офсетных) договоров, что позволяет выставлять условия зарубежному исполнителю – например, предоставление инвестиций или размещение производства в нашей стране. Этот механизм существовал и ранее, но эффективно его так никто и не начал использовать. Хотя эта модель работает во всем мире. Она позволяет при ограниченном бюджете закупать современную технику и привлекать иностранные инвестиции. Один из ярких примеров – контракт на $ 3,5 млрд на поставку в Польшу американских самолетов F‑16, который был выигран корпорацией Lockheed Martin. Льготное кредитование от правительства США и офсетный пакет, который в 1,7 раза превышает сумму контракта, стали решающими при выборе поставщика.
Но с другой стороны в ст.11 «Закупка товаров, работ и услуг оборонного назначения по импорту» сказано, что в случаях когда отечественный производитель не имеет возможности поставить товар, услугу или выполнить работы или же стоимость вышеперечисленного у зарубежного производителя ниже, чем у нашего, то заказчик имеет право «осуществить такую закупку у международной специализированной организации, ее представительства и/или аффилированного лица, осуществляющих закупки товаров, работ и услуг оборонного назначения».
С одной стороны, вроде бы вполне логично и конкурентно, но неужели никто и никогда не слышал о победителях многомиллионных тендеров, предлагавших товары/услуги, которые были привлекательнее всего на несколько десятков тысяч гривень, чем у конкурента. А у зарубежных производителей, при их миллиардных оборотах, есть возможность демпинговать, чего не может себе позволить производитель отечественный. Поэтому если ориентироваться исключительно на цену, как на основной показатель, то можно ожидать того, конкурентное поле будет зачищено от представителей отечественного ОПК в течение 5-6 лет. По-видимому, в законе следует выписать более четкие правила игры, которые с одной стороны будут сохранять конкуренцию, а с другой – не позволят загнать в угол наших оружейников.
- Цивільна конфіскація: про це варто знати, якщо ви державний службовець Тетяна Видай вчора о 14:47
- Від 2 до 4 мільярдів доларів Євген Магда вчора о 13:13
- Українські надра – не предмет торгу, а основа національної безпеки Олена Криворучкіна вчора о 12:19
- Примусове доставлення до ТЦК: Як діє поліція та що потрібно знати Павло Васильєв вчора о 11:58
- Ти не зобов’язаний знати все, але зобов’язаний знати, де знайти потрібну інформацію Дмитро Зенкін вчора о 10:14
- Аудит українських надр. Відзив "сплячих" ліцензій. Передача надр іноземцям Віталій Соловей 27.03.2025 22:24
- Чому корпоративна форма – це не про одяг, а про людей: новий підхід до HR у медицині Павло Астахов 27.03.2025 19:05
- Як підготуватися до співпраці з дизайнером: 5 кроків до успішного ресторану Алеся Карнаухова 27.03.2025 12:54
- Поточні проблеми тайм-менеджменту власників малого та середнього бізнесу в Україні Катерина Мілютенко 27.03.2025 12:45
- Договір між батьками стосовно дитини: філософія та роздуми Світлана Приймак 27.03.2025 09:55
- Стоїцизм папороті у перетвореннях декартової геометрії Олег Короташ 27.03.2025 07:22
- Податкові пільги як драйвер розвитку молодіжного підприємництва: досвід Польщі Юлія Мороз 26.03.2025 14:59
- Шукати ресурси для повоєнної відбудови потрібно вже зараз Дмитро Соболєв 26.03.2025 13:33
- Законопроєкт 13120 позбавляє дітей конституційного права на освіту Лариса Білозір 26.03.2025 11:51
- Як зміни в лісовому законодавстві ЄС вплинуть на "зелене" повоєнне відновлення України Олена Криворучкіна 26.03.2025 10:57
- Полтавський Мамай, СБУ, "октябрята", ДБР… Що скаже Вища рада правосуддя? 864
- Законопроєкт 13120 позбавляє дітей конституційного права на освіту 200
- Чому нас має навчити замороження USAID і "Голосу Америки"? 146
- Стоїцизм папороті у перетвореннях декартової геометрії 125
- Аудит українських надр. Відзив "сплячих" ліцензій. Передача надр іноземцям 113
-
FT: Власник АрселорМіттал Кривий Ріг емігрує з Британії через податки
Фінанси 22140
-
Путін зірвав переговори: що далі
Думка 8480
-
Торгові війни Трампа: які країни найбільше постраждають від мит США — інфографіка
Інфографіка 8262
-
Чому премії за влучні ураження ворожої техніки демотивують військовослужбовців
Думка 7529
-
Панама позбавить свого прапора 128 танкерів тіньового флоту через санкції США
Бізнес 3243